Уже две подробные книги на эту тему вышло - "В поисках исторического Иисуса" кашмирского профессора-археолога Фиды Хасснайна, с которым я лично знаком (вышла на русском 2006, книга в моём переводе :) и "Иисус жил в Индии" немецкого профессора Хольгера Керстена, вышла на русском в 2008.
На моей памяти на форуме эта тема обсуждалась здесь:
1 (и дальше по ветке
1 2)
2 3 (тут по всей ветке смотреть надо).
kae
... Спрашивается, какой же злонамеренный ум из этих замечаний выводит легенду о нахождении мною
(т.е. Н.К.Рерихом) какого-то манускрипта времен Христа?
Дело в том, что сам Н.К.Рерих был неоднозначной личностью, и для достижения своих целей (например, стать "великим Далай-ламой Тибета" - см. дальше) он не останавливался ни перед чем, менял свои точки зрения и дружбу, то дружил с большевиками и рисовал Ленина как махатму с открытыми глазами, то разругивался с большевиками и рисовал Ленина спящим с закрытыми глазами, и так по нескольку раз менял своё отношение к большевикам, соответственно нужная по текущему моменту картина с Лениным отсылалась на выставки и т.п. :)
О том, что Рерих, например, собирался стать во главе создаваемого им государства (от Урала по Китай, минимум Тибет и Монголия), я узнал из посвящённой Рерихам докторской диссертации Владимира Андреевича Росова, моего хорошего знакомого. Диссертацию с интересом прочитал всю. Окончательный облом мирских мечтаний у Н.К,Рериха наступил в 1936 году.
Отвечая на цитату kae, вот они, эти злонамеренные умы: ;)
Из книги "В поисках исторического Иисуса" Фиды Хасснайна, отрывок из главы 3:
Подавление и сокрытие
В поисках рукописей я возвращался в Ладакх несколько раз, но напрасно. Его преподобие Чаттан Фунтчок уехал в Дарджилинг и больше не отвечал за моравианскую миссию. Я стал расспрашивать о дневниках докторов миссии, две страницы из которых я сфотографировал ранее. Дневников там уже не было. Мне было грустно, что я не мог увидеть рукописи об Иисусе в монастыре Хемиса. Возможно, ламы спрятали их.
Возможно, Ахмед Шах добыл эти рукописи? Я сделал это предположение после прочтения записи Николая Рериха о его встрече с ламой-настоятелем монастыря в Хемисе, который сообщил ему, что "многие мусульмане хотели бы обладать этими рукописями". Это утверждение является знаменательным, потому что не ясно, почему мусульмане хотели бы заполучить эти рукописи. Намекал ли он на Ахмеда Шаха? Из мусульман только представители секты ахмадийя (о которых будет рассказано позже) могли быть заинтересованы в получении рукописей для своей миссионерской деятельности. Если бы им удалось заполучить их, они бы издали их. Я думаю, что ламы спрятали рукописи из опасения за их безопасность.
Открытия, сделанные Николаем Нотовичем, стали "красной тряпкой" для церкви, и она разработала планы с целью опровергнуть его открытия и, в то же самое время, выкрасть эти рукописи. Американская миссия сделала все необходимые приготовления, чтобы посетить Ладакх с целью проверки открытий, сделанных русским автором. Такие попытки были сделаны также и христианской церковью в Индии. Некоторые даже отрицали существование какого-либо буддийского монастыря в Хемисе, в то время как другие отрицали существование какого-либо русского с именем Николай Нотович.
Однако частые посещения иностранцами монастыря в Хемисе породили сомнения в умах лам, которые могли принять дополнительные меры предосторожности и спрятать эти древние записи в своих священных писаний. Снеллгроув8, который посетил Ладакх в 1974 году, признал тот факт, что ламы, как кажется, убеждены в том, что все иностранцы украдут, если смогут, и фактически там имелись весьма серьёзные потери.
Подтверждение открытия Николая Нотовича пришло
в 1928 году, когда профессор Николай Рерих провёл экспедицию через Среднюю Азию в Ладакх и Кашмир. Он ссылается на рукописи и легенды о Христе, существующие в различных регионах Азии. В своей книге "Сердце Азии" он написал, что он посетил Хемис, и что ему показали множество рукописей. Он засвидетельствовал, что эти документы и рукописи о Христе обычно хранятся в самой тёмной части подземных книгохранилищ монастыря в Хемисе.
Знаменательно, что лама-настоятель также сказал ему, что многие мусульмане хотели бы обладать этими рукописями9. Это уходит своими корнями к 1890-ым годам, когда
миссия христианской церкви Индии наняла Ахмеда Шаха и профессора Дугласа, чтобы уничтожить тибетские "евангелия". Ахмед Шах провёл четыре года в Ладакхе, признавая в своей книге "Четыре года в Тибете"10, что единственной целью посещения им Ладакха было "опровергнуть находки Николая Нотовича"11. Профессор Дуглас из государственного колледжа Агры посетил Ладакх для "исследований" и написал, что произведение Нотовича было насквозь фальшивым12. С того времени многие бы поддержали утверждение13 Джона Форсстрома о том, что
непрерывно продолжающаяся практика церкви - "отслеживать, покупать, изымать и воровать древние документы, относящиеся среди прочего к жизни Иисуса в Индии и его смерти в Кашмире".
В 1921 году смелая путешественница по имени Хенриетта Меррик посетила Хемис, и ей рассказали о легенде об Иисусе Христе, содержащейся в ценных документах. Она написала:
В Лехе имеется легенда об Иисусе, которого называют Иссой, и в монастыре в Хемисе хранятся ценные документы, возраст которых составляет тысячу пятьсот лет и в которых говорится о тех днях, которые он провёл в Лехе, где его с радостью приняли и где он проповедовал14.
Я полагаю, что из-за своих опасений, вызванных интересом иностранцев к рукописям, ламы могли спрятать рукописи, как подсказал Рерих, в своих самых тёмных подземных кельях. Отсутствие успеха на моём пути обнаружения этих рукописей разочаровывало меня, но я всё же сделал одно открытие. Я обнаружил тибетскую рукопись, которая была переведена в 1802 году с древней китайской рукописи "История религий и доктрин - стеклянное зеркало" 15 (см. главу 20).
Книга, скомпилированная Элизабет Клэр Профет16, объединяет свидетельства четырёх людей, видевших тибетские рукописи, которые, будучи собранными вместе, раскрывают детали паломничества Иисуса из Иерусалима в Индию в возрасте между 12 и 29 годами, в котором он был как изучавшим буддизм учеником, так и полноправным учителем. Книга включает выдержки из произведений Нотовича, Свами Абхедананды, Рериха и путешественницы по имени Элизабет Каспири.
(8) Культурное наследие Ладакха - Snellgrove, David, The Cultural Heritage of Ladakh, 1977, p127. См. также: Царь Иудейский - Forsström, Johan, The King of the Jews, Nugedoga, Sri Lanka, and East West Books, Hango, Finland, 1987, p197.
(9) Алтайские Гималаи - Roerich, Nicolai, Altai Himalaya, New York, 1929, pp89-90; Гималаи: монография - Roerich, Nicolai & Grant, Frances, Himalaya, A Monograph, New York, 1926.
(10) Четыре года в Тибете - Shah, Ahmed, Four Years in Tibet, Lazarus & Co, Benares, 1906.
(11) Музей - The Museum, Vol 24, 1972, Newark Museum Association, 49 Washington St, Newark NJ, USA, p51.
(12) Девятнадцатое столетие (статья в издании) - Douglas, Professor Archibald, article in The Nineteenth Century, April 1896.
(13) Царь Иудейский - Forsström, Johan, The King of the Jews, East-West Books, Hango, Finland, 1987, p187. В этой книге приводится полезная библиография книг, относящихся к буддизму и христианству.
(14) Во всемирном чердаке - Merrick, Henriette, In the World's Attic, Putnams, New York, 1931, p215. См. также: Приключения леди в Татарии, Китае и Кашмире - Harvey, Mrs, The Adventures of a Lady in Tartary, China and Kashmir, London, 1854, 3 vols.
(15) История религий и доктрин - стеклянное зеркало - Le-zan Chhes-kyi Nima, Grub-tha Thams-chand kyi Khuna dan Dod-Thsul Ston-pe Legs Shad Shel-gyi Melong, (на тибетском, переведено с китайского), or The History of Religions and Doctrines - The Glass Mirror, in the collection of S S Gergan, Srinagar, Kashmir.
(16) Утерянные годы Иисуса - Prophet, Elizabeth Clare, The Lost Years of Jesus, Malibu, USA, 1984, p317. Также см. Мистерия Иисуса - Bock, Janet, The Jesus Mystery, Aura Books, Los Angeles, 1980. Параллели евангелий - Edmunds, A J, Gospel Parallels, с текстов на языке пали, Chicago, 1900; Индия в древнем христианстве - Lillie, Arthur, India in Primitive Christianity, London, 1909. Древняя рукопись на арамейском языке была обнаружена его преподобием Г. Дж. Р. Оуселеем (Rev G J R Ouseley) в тибетском монастыре в 1881 г. Она была издана Эдмундом Бордо Сзекели (Edmond Bordeaux Szekely) в 1981 году под названием "Евангелие мира ессеев" ('The Essene Gospel of Peace'). В ней раскрывается очень тесная близость и родство учений Будды и Иисуса Христа.
Из главы 7:
Первое путешествие Иисуса в Индию
Один из наиболее интересных эпизодов из жизни Иисуса - рассказ о его первой поездке в Индию.
Основа этого рассказа была приведена Николаем Рерихом на основании тибетских рукописей, которые он обнаружил в 1925 г.1[/b] Иисусу было тринадцать лет, когда он отправился в Индию2. В сутре, известной как Натха намавали, также утверждается, что Иисус, называемый Иша натха, пришёл в Индию в четырнадцатилетнем возрасте3.
[b](1) Гималаи: монография - Roerich, Nicolai, and Grant, Francis, Himalaya: a Monograph, New York, 1926, pp148-153.(2) Царь Иудейский - Forsström, Johan, The King of the Jews, p176, цитирует Jami-ut-Tawarikh, by Faqir Muhammad ben Qazi Muhammad Raza, что "Иисусу было тринадцать лет, когда он отправился в страны, расположенные далеко на востоке". Кроме того, в Жизни св. Иссы - The Life of St Issa, by Nicolas Notovitch, упоминается: "Когда ему шёл четырнадцатый год, молодой Исса пришёл в Синд".
(3) Змий-искуситель рая - Serrano, Miguel, The Serpent of Paradise, Rider & Co, London, pp142-143.
из главы 14:
Поскольку, согласно Николаю Рериху25, вероятная могила Марии Магдалины расположена в 10 км от Кашгара, я предполагаю, что Иисус продвигался по маршруту, ведущему к этому известному городу, от Нишапура до Бухары, Самарканда и затем до Кашгара. Очевидно, именно здесь умерла Мария Магдалина, которая любила Иисуса больше, чем кто-либо другой из его учеников.
(25) Николай Рерих "Сердце Азии" - Roerich, Nicolai, The Heart of Asia, New York, 1929.
из главы 20:
Нотович обнаружил эти рукописи в 1887 г. в гомпе Хемиса в Ладакхе. В 1922 г. Свами Абхедананде удалось обнаружить ещё одну версию, слегка отличающуюся от найденной Нотовичем. Он опубликовал рассказ о своём путешествии, в котором привёл часть текста обнаруженной им в Хемисе рукописи, в своей книге на бенгальском языке "Кашмир-о-Тиббате"6.
Лама-настоятель этого монастыря сделал серьёзное заявление Николаю Рериху в 1928 г. о том, что многие мусульмане хотели бы обладать этими рукописями - заявление, которое является очень значимым.7 Но не ясно, почему мусульмане должны стремиться добыть их. Возможно, церковь нанимала этих агентов-мусульман. Я читал об одной такой попытке, когда церковь послала неохристианина Ахмада Шаха в Ладакх в 1894 г. именно для этой мрачной цели. Он написал книгу "Четыре года в Тибете", в которой пытался "опровергнуть находки Николая Нотовича"8.
Несмотря на мои усилия, я не смог найти эти рукописи. Я полагаю, что, опасаясь британцев - повелителей Индии до 1947 г., ламы, возможно, спрятали эти рукописи в подземных кельях, которые они называют "чёрным сокровищем".
В 1939 г. Элизабет Каспари посетила монастырь в Хемисе. К её удивлению лама показал ей некоторые рукописи, говоря: "Эти книги говорят, что ваш Иисус был здесь". Она и её спутники с благоговением смотрели на эти пергаменты9.
(6) Свами Абхедананда - Ghose, Ashutosh, Swami Abhedananda, Ramakrishna Vedanta Math, Calcutta, 1967.
(7) Алтайские Гималаи - Roerich, Nicolai, Altai Himalaya, pp89-90; Сердце Азии - Roerich, Nicolai, Heart of Asia, New York, 1929; Утерянные годы Иисуса - Prophet, Elizabeth Clare, The Lost Years of Jesus, California, 1984; Путешествия по Средней Азии - Meer Izzut-oolah, Travels in Central Asia, Calcutta, 1872.(8) Музей - The Museum, New Series, Newark Museum Association, vol 24, no 2&3, 1972, p51. "Ахмад жил в Лехе, Ладакх, в период 1894-97 гг., занимаясь врачебной деятельностью. Он хотел опровергнуть находку Нотовичем, русским, до настоящего времени неизвестной рукописи тибетской версии жизни Христа между 12 и 30 годами".
(9) Утерянные годы Иисуса - Prophet, E C, The Lost Years of Jesus, p317.