Enizma
У других учителей тоже не нашла...
Значит я правильно поняла )))
Да ну что ты!!! )))))
Очень много и постоянно, пишут и говорят, особенно о лени и об алчности. Мне трудно дать тебе конкретные ссылки, потому как я читаю то, что издано в Испании. Как правило это переводы с английского. И не всё, что переводят в Испании, переведено в России и наоборот.
Например, про лень часто говорят, когда речь идет об одной из парамит (освобождаюшее действие) - Усердии. Именно Лень является препятствием на пути совершенствования этой парамиты. Например, в книге "Transforming Adversity into Joy and Courage: An explanation of The Thirty-seven Practices of Bodhisattvas" Gueshe Jampa Tegchok в 28 строфе, посвященной усердию, различает 3 вида лени.
Буквально на днях (поэтому у меня и свежо) в нашем центре наши Ламы (тибетцы) тоже говорили о лени, что лень она от того, что мы в действительности, сколько бы не читали, сколько бы не рассуждали, сколько бы умом не понимали скоротечность жизни и её ценность, всё-таки живем так, как будто мы вечны, как будто бы смерть не может нас удивить в любой момент и в любом месте. А вот если бы осознали это, то не увилиливали бы от практики и не искали бы себе постоянно оправданий.
Об алчности тоже очень много говорят в разных контекстах. Например, в контексте привязанности или постоянного ощущения голода. Первое, что вспомнила сейчас это книгу Трунгпа «Миф Свободы». Там есть глава о нищете. (Кстати, она есть в сети на русском. Я видела.)
А что касается страха, то им пронизано всё наше существование, он вообщем-то стоит за всеми нашими, так сказать, «грехами»: гневом, алчностью, ленью и т.д. Человеку свойствено ощущение хрупкости перед смертью, как физической так и символической, смерти «я», например. Этот страх побуждает искать нечто, на что можно опереться: семья, работа, собственность, идеи, религия, впечатления, воспоминания да всё что угодно. Насколько я понимаю, страх этот можно преодолеть только реализуя пустотность. Уф, как же это сложно! )))))
З.Ы. Мой топорный перевод 3 видов лени, упомянутых выше:
1. Лень беззаботная (апатичная, вялая). Это лень привязанности к постоянному безделью, сонливости, это привычка мечтать на яву, без какого-либо желания помочь кому-либо или делать что-либо.
2. Лень уныния. Эта лень наводит нас на мысли типа: я уже слишком стар/стара для практики, не вышел/вышла умом, слишком слаб/слаба и т.д. «Я не смогу стать Буддой, не могу помочь другим». Лень уныния нас настигает, когда в момент слабости мы бросаем практику.
3. Лень презренная. Она так называется, потому что святые её презирают. Заключается в том, чтобы тратить огромные усилия на то, что не заключает в себе истинной сути, например, во что бы ни стало победить наших врагов, помогать нашим друзьям, копить богатства и т.д., то есть заниматься тем, что мотивировано нашими привязанностями. Резульатами этих действий будут страдания. Если нами руководит эта лень, значит мы привязаны к причине страдания.