А зря! Очень даже зря! Фильм непередаваемо красив. Сейчас смиксую две рецензии: мою и Оленьки-Солнышко:
Есть фильмы как срезанные цветы, все и удовольствие – полюбовался пару дней в вазе, засохли – выкинул и не вспомнил. Фильмы Бхансали – цветы, которые требуют посадки, погружения. Уже посаженные, они распускаются в душе исподволь, проникая в каждую клеточку и наполняя ее щемящим чувством восхищения и сопричастности к увиденному.
Может быть, такое впечатление складывается еще и от того, что режиссер не столько рассказывает историю, сколько раскрывает себя в истории. Авторский взгляд проникает во все – в режиссуру, в сценарий, в монтаж.
Каждый фильм имеет свое посвящение. Так, «Возлюбленная» посвящена отцу и бабушке. И создавая нереальную реальность, столь прекрасную, как в своей реальной части – на экране живые люди, материальные пейзажи и декорации, так и в нереальной условности жанра мюзикла, Бхансалли прячется за всей этой роскошной красотой, чтобы через фильм сказать своим близким о важном– о любви, о нежности, о сострадании. По этому, темы, которые его волнуют, проявляются из фильма в фильм, сверкая новыми гранями интерпретации. Это и роль отца в жизни ребенка («Девдас», «Навеки твоя», «Мир музыки»), и физическая неполноценность («Мир музыки», «Блэк»), и образ мужчины, окруженного женщинами («Девдас», «Возлюбленная»).
«Saawariya», как и «Девдас», это экранизация классики. Довольно неожиданная для столь солнечного, красочного индийского режиссера – туманная, питерская, сумрачная, русская классика Ф.М. Достоевского – «Белые ночи».
"Сотканный из снов" город, где разворачивается действие, поистине фантасмагоричен. Только в бреду, можно предположить такое сочетание индийский храмовых статуй, венецианских гондол, зазывных французский ночных огней. Лишь цветовое решение фильма, где царит иллюзорный голубой цвет, делает слабый, почти неуловимый намек на белые ночи Санкт- Петербурга. Казалось бы, в этом нет ничего от того Достоевского, которого я помню со школьной программы. Всегда представлялось что-то мрачное, черно-коричневое.
Но если присмотреться, то Бхансали единственный (из известных мне), кто воплотил через произведение Достоевского его хрестоматийный афоризм «Красота спасет мир».
Красота – даже слишком простое слово, чтобы описать сказочную визуальную картину, где каждый кадр – сконструирован, выписан, украшен как полотно художника. В этом даже есть что-то ненормальное - сделать сказку для глаз из всего, даже из выбивания ковров.
«Saawariya» - фильм о «Ромео» (Радже, если на индийский манер) – страстном, нежном, влюбленном, наивном и бесконечно молодом. Его энергетика молодости – подвижная как ртуть – блестяще, другого слова не подберу, воплощена Ранбиром Капуром. Он естественен и прекрасен в своих юных чувствах. Надо заметить, что сыграть у Бхансалли, с его любовью к вычурности, естественно очень сложно. Чтобы восторженность и открытость не отдавала слащавостью, а страстность не выглядела экзальтированной. Ранбир настолько разный, даже внешне: милый мальчик, грустный Ромео, страстный влюбленный, обиженный на судьбу юноша, что все его чувства читаются как в открытой книге.
Еще один очень заметный момент в композиции фильма. Радж для женщин привлекателен - он становится «ангелом» для проститутки Гуладжи, сыном для старухи Лилиан, другом для возлюбленной Сагины. Но, в его встречах с мужчинами, столь короткими, его чувства натыкаются на непонимание. Пожалуй, только в кафе, когда он признавался в любви Сагине, его поддержал мужчина (да и то это был, как мне показалось, Бхансалли ).
Любовная история щемяще пронзительна и традиционно рассказана через песни. Самая необычная по постановке – песня погружения в любовный недуг (боюсь наврать название, та, что с полотенцем). Тончивая мужская фигура, обнаженность чувств и тела – завораживает, как взгляд Джоконды.
Возлюбленная Раджа Сагина – погружена в себя, проводя жизнь в ожидании любимого на мосту. Сагина любит другого и Радж – это помеха ее одержимому ожиданию встречи с другим. Ее образ, сыгранный еще одной дебютанкой Сонам Капур, получился немного плоский, без внутреннего принятия своей героини. А может, это так и задумано. Сагина сирота, воспитанная властной слепой бабкой, для контроля прицепляющей ее к себе булавкой. Ничего другого она и не знает, кроме как сидеть на булавке. И ее любовь к Имаму очень похожа на булавку, что прицепила себя и ждет.
В начале фильма в баре Радж говорит Гуладжи о музыке, зажигающей душу. Душу, которую невозможно увидеть, как и спичку, дарящую огонь, пока она не загорится. Как и дурман вина, который спит до поры в стакане. От любви к Сагине Радж загорается он весь огонь – яркий, горячий, а Сагина даже от своей одержимой любви к Имаму только тлеет. А грустный финал не вызывает чувства безнадежности, скорее неизбежности – спичка догорит, дурман вина испарится, а Ромео повзрослеет.
Фильм «Возлюбленная» для многократного просмотра, он не утрачивает своего очарования от известности сюжета (да и какая может быть интрига сюжета в классике ), скорее выигрывает от внимания к деталям.
Возлюбленная (Saawariya)
Фильмы Бхансали - это вообще отдельная тема. Как он (и оператор, и композитор) умеют показывать красоту! Земную и небесную, эфемерную. Реальность и грезы. Действительность и мечты. Saawariya меня захватила с самого начала (вообще все мою любимые фильмы зачаровывают мня с первых титров. Как будто сердце чувствует и сразу же прикипает). Что понравилось что в этом фильме нам показана ЛЮБОВЬ в чистом виде. И это довольно неординарное произведение для Болливуда. Низкий поклон Вам, Мастер. Мне повезло, я сразу купила диск в отличном качестве, где перевод песен дается внизу субтитрами на русском. Смотреть этот фильм на домашнем кинотеатре - это я вам скажу нечто. Это как погружение в сказку, в далекий и прекрасный мир. Красоту фильмов Бхансали очень трудно описать, очень трудно подобрать слова. В них есть что-то эльфийское, что-то невыразимо прекрасное, но ускользяющее, хрупкое, что-то очень похожее на реальность, но столь прекрасную и далекую, что возможно никогда не существовавшую.
|