Наземным пограничным пунктом Банбасса-Махендранагар пользуются сравнительно не часто (в неделю через него проходят единицы западных туристов). Если добираться до Банбассы из Хардвара или Алморы, то удобным пересадочным транспортным узлом в восточном Уттаранчале является Haldwani (например, гос. автобус Алмора-Халдвани стоит 77 руп, Халдвани-Банбасса — 55 руп, время в пути соответственно 5 и 3 часа). Можно также доехать в Халдвани из Дели.
Сойти надо в Банбассе, поскольку автобус проследует дальше. Далее около 3-4 км. через лес и манговые сады путь ведёт к протине принадлежащей Индии электростанции на полноводной реке Махакали. Просматривается колея "игрушечной" (шириной 1м) железной дороги. Велорикши просят за проезд до плотины 200 руп, но можно вполне за 100. При переезде в Непал заметно, как природа и климат меняются прямо на глазах— раскалённые равнины Уттаранчала сменяются влажными лесистыми предгорьями.
Днём полукилометровая плотина открыта лишь для пешего перехода (проезд транспорта осуществляется ограниченное время в утренние и вечерние часы), а индусы и непальцы преодолевают её обычно пешком и на велосипедах. Однако дежурящие у плотины рикши платят знакомым сторожам с каждой стороны по 20 руп, чтобы они им открыли ворота. Индийский пограничный контроль находится на другой стороне плотины, и за проезд до него рикша потребует ещё 200 инд. руп. После заполнения формы вам проставят в индийской визе штамп убытия, и придётся брать другого рикшу, чтобы доехать до аналогичного пункта с непальской стороны ещё через 1 км по дороге (а у рикш, как видно, в этом месте развита специализация).
Чиновники с обеих сторон доброжелательны и не чинят никаких препятствий, а пограничники и таможенники в основном ведут визуальный контроль за дорогой. Одномесячная виза в Непал стоит на границе 40$, трёхмесячная — 100$, продление одномесячной визы в Катманду или Покхаре обойдётся так же. Платить надо в твёрдой валюте, а сдачу вы получите в непальских (а то и индийских) рупиях. Ещё надо не забыть иметь с собой одну паспортную фотографию (иначе придётся ехать фотографироваться в Махендранагар).
После того как вам пожелают приятного времяпрепровождения в Непале, этот же рикша за 200 неп. довезет вас до Махендранагара в 4 км. Дорога с непальской стороны заметно шире и лучше, чем с индийской, а сообщение с границей осуществляется тут гужевым транспортом (в открытую запряжённую коляску втискивается дюжина пассажиров — понятно, что такой способ передвижения не требует больших расходов).
Немногочисленные автобусы из Махендранагара в Катманду и Покхару отправляются лишь на рассвете и после полудня. Есть также аэропорт внутренних линий. Напротив автостанции вам покажут местный постоялый двор с душными тёмными каморками, но куда лучшим выбором будет новый трёхзвёздный отель "Opera" в 300-х метрах, предлагающий великолепные как люксовые, так и бюджетные (700 неп.) номера, а также неплохой выбор качественных и дешёвых блюд и напитков. В Махендранагаре индийские рупии принимаются для платежей без возражений.
Далее 18 (!) часов "смешного" непальского автобуса до Покхары (зато так экономятся 80 долларов за самолёт местной линии). Он покидает Махендранагар после обеда и прибывает в королевскую столицу Покхару к 8.30 утра следующего дня. Маленький автобус называется "Махакали", управляется крутыми асами, и он несётся с бешеной скоростью 40 км в час от одного военного патруля к другому по разбитым ночным дорогам Непала над пропастями. Изнутри и снаружи он богато изукрашен как для свадебного кортежа, снабжён мощной акустической системой, спинки у него не откидываются, а багаж привязан на крыше, и через каждые 4 часа он делает остановку на несколько минут посреди луж, собак и бодрствующих всю ночь подозрительных оборванцев в кромешней тьме придорожных деревенек из соломы и глины, освещаемых лишь неверным колышущимся огнём очага, где чай-бабу на скорую руку кипятит чай. Вылезая из автобуса неосторожно под дождём муссона, можно легко поскользнуться и упасть в яму или в речку, до которой лететь несколько сотен футов, но в пределах 20 м надо найти ещё место, где справить малую нужду...
***
В Покхаре летом (в период дождей с июня по начало сентября) не сезон для трекинга, но туристов от этого не кажется меньше. Многие просто перебираются сюда, поскольку в Индии, Тайланде и других более южных странах от жары сейчас делать нечего.
Начало муссона проявляется здесь таким образом: утром прохладные туманы, в полдень выходит солнце и становится слишком жарко и влажно (35 градусов при 95% влажности), а к ночи разражается гроза с приносящим прохладу проливным ливнем, утихающим к рассвету.
Однако, отойдя километр подальше к северу, можно плавать в озере, а утром пораньше (пока не жарко) бегать в парке или совершать прогулки по окрестным видовым холмам со ступами и разбросанными вокруг деревеньками, чтобы готовить себя к более серьёзным трекам на Аннапурну и Дхаулагири.