Доброго времени суток!
Опубликую краткий отчет о поездке на Андаманские острова в конце февраля - начале марта этого года, т.е. «недавно вернулись». Указываю явки-пароли, все цены в Rs, если не оговорено отдельно. Все ИМХО.
Собирались мы туда долго, но все время континентальная Индия и Гоа в частности, сбивали с пути истинного. Е-билеты Аэрофлота до Мумбая аж с лета лежали, были куплены на загранпаспорт, который к моменту поездки уже заканчивался, и виза была вклеена в новый паспорт. Старый паспорт был, разумеется, забыт дома, при посадке из Москвы прокатило, а на обратном пути и не спрашивали. Перед самым отъездом из Москвы спешно купили билеты у Кингфишера через Ченнай. Из Мумбая сразу же вылетели в Ченнай, бесплатный трансфер в доместик после паспортного контроля направо.
Ченнай (туда).
В Порт-Блер вылета в этот день уже не было, предстояла ночь в Ченнае. Вспомнили мы только по прилету, что нет ни малейшего понятия, куда податься и что вообще делать в этом не самом мелком Индийском городе. Спешно изучив LP отправились туда, где в любом городе путешественника всегда ждет недорогое жилье: центральной железнодорожной станции, район Egmore. Ехать примерно как до Колабы, препейд около 300. Остановились во втором попавшемся отеле на Kennet Lane, их там полно, 500 без кондея, с душем и сортиром. Рядом обменник: утром курс был 49,5, вечером уже 49,3, рынок. Поездили немного по магазинам, смотреть в этом городе, в общем, нечего. Как выяснилось. В LP значился некий Форт Святого Георга с церковью Святой Марии при нем, туда и отправились. Церковь есть, Форта нет, стали искать. Оказалось вместо форта там, как часто бывает, осталась только т.н. «fort area», в основном занятая военными (секретариат, плац) и, соответственно, сильно «restricted». В общем, ни стен тебе крепостных, ни старинных башен. Не собираясь сдаваться, мы решили осмотреть территорию сверху. Господствующей высотой, условно доступной для посещения, оказалось 10-ти этажное здание секретариата. Поднялись на последний этаж, вышли на общий балкон, откуда открылся отличный вид на «fort area», угольный порт и пляж. Внутри секретариата протекала настоящая бюрократическая жизнь: стопки папок с документами до потолка, конторские столы, снующие клерки и посетители. Далее отправились на городской пляж, находящийся недалеко от форта, и ходили там до наступления темноты. От дороги до воды проходит торговая аллея метров 500, можно поесть всяких шкварчащих вкусностей, тут же готовящихся, пофоткаться с картонными звездами Болливуда, и слиться с населением. К пляжу примыкает архитектурный комплекс с обелисками, гранитным яблоком и плитой, которую все слушают. Мы тоже послушали, все тихо. Пляж в Ченнае великолепный, широченный, длинный, песчаный, с волнами правильными, но много мусора и нечистот. Душераздирающая от вечного ора и раннего кашля и сморкания, ночь в отеле, и рано утром вылет в Порт-Блер.
Порт-Блер (туда).
На подлете к Порт-Блер самолет летит над островным парком им. Махатмы Ганди, хорошо виден остров Red Skin. Аэропорт значится как международный, хотя зарубежных рег. рейсов нет. Но где-то прочел, что может принимать чартеры, поэтому имеет статус международного. По прилету выдали пермит, пройти мимо невозможно, и мы отдались в руки моторикши, который за 70 домчал нас до гестхауса Aashiaanaa, что находится рядом с паромным причалом (marine jetty), откуда отправляются паромы на острова. 500 за номер без кондея, с душем и сортиром. Очень чисто, до паромной кассы 10 мин. пешком с вещами. Передохнув, отправились к кассе, узнать у местных в котором часу утренний паром на Хевлок (касса была закрыта), и затем на городской пляж Corbyn's Cove, где купались до заката. Грязновато, но с дороги нормально. Пляж «хорошо охраняется», насчитал вокруг шесть бункеров времен Второй Мировой. Вообще, в городе их (бункеров) много по разным укромным местам, штук 20 сфоткал, не считая тех, что на острове Росс. Столовка на пляже одна, накормили отвратительно. В городе есть известный ресторан, куда все ходят и где хорошо кормят: New Lighthouse. Морепродукты и куры на гриле. По Андаманским меркам реально быстро и вкусно. Расположен он рядом с Аквариумом. Пиво наливают только на втором этаже. Вообще, на островах с алкоголем плохо. Купить можно только в специальных местах. Пиво, как и в Гоа, отвратительное. Были перепробованы все марки. Употребляли привезенный с собой ром Бакарди, запасы которого иссякли как раз к оплыву с островов. На обратном пути в Мумбае был куплен старый-добрый Олд Монк в литровых бутылках по 290 (сколько он сейчас в Гоа стоит?), жизнь продолжалась.
Паром на Хевлок отправлялся в 7 утра. Две кассы: слева продажа билетов на текущий день и справа предварительная продажа билетов. Расписания, как уже писали коллеги, никакого нет, все у местных. Немного о паромах. Их вроде как два типа: большие, они же медленные (~14 км/ч), малые, они же быстрые (~25км/ч) по GPS. Билет можно купить заранее в агентствах, оборудованных системой автоматической продажи билетов, и в кассах. В кассах можно покупать в будни на три дня вперед и на текущий день, в выходные продажа идет только на текущий день. Цена 195. Было воскресенье. Мы пришли к кассе к 6-30, стояла небольшая, но неспокойная очередь, купили билет перед самым отплытием, ели успели с вещами добежать до трапа. Поскольку паром большой, то места много и как сказали местные, если что, можно дать деньги у трапа. Паром был медленный, плыли 4 часа. Билеты без мест, садись, куда хочешь.
Хевлок.
На Хевлоке мы изначально хотели остановиться на пляже №5, в Pristine или Emerald Gecko, но в итоге оказались в Coconut Grove. Пристин внешне не понравился, в Эмеральде не было мест. Вообще, можно сказать мест не было!
Пляжи 1, 2, 3, 5 одинаковые. Вдоль берега идет сплошной коралловый риф, купаться можно только в прилив, и то не везде. На пляжах 1 - 3 встречаются заросли мангровых. Лучше останавливаться на пляже 5, т.к. там нет мангр, местных деревень и напротив ресортов Санрайз и Ориент находится участок без кораллов, где можно всегда купаться. Это единственное обнаруженное место, где можно искупаться с утра пораньше, до завтрака. Тип жилья в основном везде один – бамбуковый hut по цене от 200 без удобств до 500 с сортиром и душем. Есть еще двухэтажные, они дороже. Есть так же несколько «государственных» ресортов типа Дельфина с каменными домами с кондеями. В них живут в основном местные по путевкам Директората по туризму.
Пляж №7 он и есть №7 (Radhanagar), на нем можно всегда купаться, т.к. нет коралловых рифов. В общем, такой правильный пляж, Гоанского типа. Непосредственно на пляже расположено два дорогих государственных резорта: Barefoot (подальше от входа на пляж) и Island сamping (непосредственно у входа), с палатками и жилищами телепузиков.
Между ними находится отдельно стоящий Итальянский ресторан Mahua - «дочка» Барфута. Брали там один раз спагетти и кофе – очень вкусно, но очень дорого. В самом Барфуте пару раз ужинали, не так дорого и тоже вполне ничего. Днем у Барфута типа шведского стола (буфет) за 500 с человека, не посещали. Так же у входа на пляж сосредоточено несколько дешевых ресторанчиков с соответствующей ценой и качеством.
Остров Хевлок покрыт лесом, причем конкретным таким, с деревьями до небес в два, а то и четыре обхвата толщиной. Прилив регулярно размывает берег, подмывая деревья, и тогда эти исполины или падают в воду, или становятся такими шагающими по пляжу на собственных корнях. Пляжи завалены пнями и корягами огромных размеров, вымытых морем и отбеленных солнцем. В отлив шум волн полностью стихает, наступает непривычная тишина, что в сочетании с корягами напоминает «Кин-Дза-Дза» или «Сталкера». Еще растут кокосовые, бетелевые и банановые пальмы, как правило у жилищ местных. Лес реально непроходим, т.е. стоит колючей стеной. Поэтому передвигаться вдоль берега на большие расстояния можно только в отлив.
Основным тусовочным местом на острове является маркет плейс, где расположено много заведений общепита, аптека, которая всегда закрыта, рыбный и овощной рынки, магазины еды и одежды, бензиновая лавка и прокат мототранспортных средств (200-250 в сутки). От кольца идет дорога на 7 пляж. В самом начале этой дороги есть «крупный» ресторан со стеклянными столами и никелированными стульями, приличное место. Вообще с едой, как тут уже писали, на острове не очень, т.е. она есть, но готовят ее ну очень медленно. Час ожидания заказа это легко. Рыбы свежей может не быть, вообще может ни какой не оказаться. Поэтому или договаривайтесь заранее, или забейте на это дело, как мы. В придорожных (слово тошниловка тут наиболее подходит) готовят быстрее. Уровень цен на еду примерно как в Гоа. Джусцентров нет, поэтому о свежевыжатых соках можно забыть. Ананасы по 150, как вам? В уличных ресторанах пиво пить в открытую не разрешают. Винный магазин был замечен всего один, хотя мы специально не искали. Расположен он недалеко от причала, в следующем за Барфутовском здании. Окошко с решеткой. В наличии пиво (теплое) сортов пять, ром, шампанское (!). Холодная вода и кола продается круглосуточно по всему острову, проблем нет. Байк надо брать обязательно, т.к. расстояния большие: основная дорога километров 10, столько же до 7 пляжа. С бензином никаких проблем, 50. Мы отъездили порядка 300 км.
Что можно посмотреть на острове Хевлок.
Тренировочный лагерь слонов. Если ехать по основной дороге дальше за 5 пляж, почти в конце находится тренировочный лагерь слонов. Там особо ничего не происходит, так, на слонов посмотреть, пофткать их со стороны пляжа. От асфальта идет тропа, на байке приехать можно до самого лагеря. Если ехать еще дальше по основной дороге, то она превращается в гравийку, а затем просто в тропу. Начинаются настоящие деревни, волы, сидящие на них цапли, очаровательная местная мелкая ребятня. Как говорил один местный, по этим тропам, от деревни к деревне, можно проехать весь остров с севера на юг. На байке уже реально тяжело пробираться, поэтому далеко не ездили.
Элефант бич. Пройти удобнее всего тропой через лес (см. карту). Перед самым выходом к пляжу упираетесь в мангровое болото. Если пришли в отлив, то идете смело по грязи, она не проваливается. Если в прилив, то тоже идете, но уже в воде. На пляже есть небольшой шек, где можно купить теплой колы (воды) и кокосы. Пройдите дальше влево по пляжу, там очень красивые и абсолютно пустынные места, с шагающими исполинскими пнями, горным ручьем. Теоретически можно дойти до 7 пляжа.
Пляж №7. 10 км. от маркетплейса. Дорога красивейшая, петляет вправо-влево, вверх-вниз, широкие поля, заросли пальм, высоченные деревья. Вдоль пляжа по лесу идет дорога, на байках там вроде как нельзя, но кому надо ездят, до Барфута того же. Деревья высоченные, с огромными листьями и плодами, в кронах живут большие зеленые попугаи. Мы первый раз оставили байк у ворот на пляже, зависли на пляже до наступления полной темноты, потом в Барфуте. Вышли на улицу, тьма кромешная. А фонаря нет. Путь назад был реальной проблемой, разбили ногу о дерево, очки потреяли.... Освещали кое как дорогу дисплеем фотика. Просто привыкли, что всегда на байке.
Japanese Tikri. Японский холм, расположен как раз за Барфутом. На ресепшене вам укажут начало тропы на холм. Взобраться можно менее чем за час, в конце тропа идет практически вертикально)). Наверху ничего нет, со слов местных бункер давно сполз при очередном оползне и разрушился.
Насекомые. Мы от них пострадали, причем не понятно от каких, т.к. местная мошкара кусает абсолютно незаметно, т.е. не больно и беззвучно. Это стало реальной проблемой. Встречали многих с расчесанными язвами на теле. Пришлось даже принимать антибиотики. Сендфлаи есть, причем по всему пляжу №7 , а так же были замечены на острове Нил на пляже №1.
Снорклинг вдоль берега никакой, т.е. есть конечно что то, но по сравнению с Красным морем не впечатлил. Говорят, надо ехать на лодке куда то, но не хотелось тратить время, которого оставалось в обрез. Вместо этого мы решили перебраться на остров Нил (Neill).
Нил.
Уплыть с Хевлока на Нил оказалось проблемой. Было воскресенье, паром в сторону Нила шел от Рангата, т.е. мог теоретически вообще не иметь мест. Пришли к кассе в 8 утра, вместо очереди бутылки и камушки. Ближе к 9 они материализовались в человеков мужского и женского полу в виде двух очередей, обе крайне неспокойные. Паром был заявлен на 10 утра, касса с 9, но не открывалась. Билеты начали продавать, когда паром уже подплывал. Это связано с тем, что кассе необходимо знать, сколько можно продать билетов, т.е. капитан звонит в кассу или касса ему. К этому времени они (касса) уже продали некоторое количество билетов налево, и когда стали продавать билеты «направо», осчастливили 10 человек и захлопнули окошко прямо у нас перед носом. Закрыли кассу и ушли. Паром уже подплывал. Потом один из (много ругательных слов) кассиров продолжил продажу билетов уже у ворот причала, купить успели те, кто оказался рядом, проявив нереальную прыть и навыки работы локтями. Вот так мы отплыли на Нил.
Нил реально «шанти плейс». Байков нет, собаки по ночам не лают, даже Израильтяне тихо себя ведут. Хевлок был просто Израильской тусовкой. Винного магазина нет, пиво можно купить только в ресторанах при ресортах. На Ниле пять номерных пляжей, для купания №1 зе бест. Поэтому лучше всего останавливаться в Perl'е, который ближе всего к №1. Купание только в прилив. Единственное центровое место острова тот же «маркетплейс». На прокат только велосипеды, обращаться в любой магазин. 50 в сутки. Есть несколько ресторанов, в т.ч. Чанд, справа от рынка, если стоять к рынку лицом. Кормят нормально, сравнительно быстро. В холодильнике всегда ждет свежая простокваша. Хозяин Асид Чанд любит пообщаться с посетителями, если надо приготовить конкретную рыбу, попросить его заранее. За рынком вниз идет дорога на пляж с т.н. Natural Bridges, на развилке направо. Ехать в отлив, иначе не пройти.
Главная дорога заканчивается пляжем №5. Купаться там толком нельзя, но в отлив можно пройти влево по пляжу, будут очень красивые глиняные скалы с вырубленными ступеньками, минилагуны, нависающие деревья. Главное не увлекаться и успеть вернуться до прилива)). Пляж №3 по дороге на №5 справа – красивая лагуна, можно купаться. Ориентир - ресторан Blue Sea с черепом кита, который они перетащили, зачем то в заросли ближе к берегу. С их слов «на закате лучше смотрится». Больше не чего смотреть на Ниле. Вообще, если сравнивать Нил с Хевлоком, то на последнем лучше.
Со связью на островах плохо. Инета считай нет. На Хэвлоке несколько ретрансляторов, работает Airtel и BSNL (CellOne), у последнего больше охват. На Ниле Airtel работает на полную гашетку только на холме, который за пляжем №1. На самом пляже работает тоже, но хуже. Так же доступен CellOne.
C Нила в ПБ паромы ходят каждый день, иногда дважды в сутки. Уплыли без каких-либо проблем. Кассы нет, оплата на борту.
Порт-Блер (обратно)
Прибыли в полдень в тот же гестхаус. Хотели взять скутер и поездить вокруг, но у хозяина оказался только полноценный байк, решили так обойтись. Посмотрели лесопилку на острове Chatham, Cellular Jail, смотались быстро на остров Росс, отужинали на последок в Ньюлайтхаусе. На следующее утро вылетели в Ченнай.
Ченнай (обратно)
Было время с утра до вечера, делать было не чего. Взяли моторикшу и проехались вдоль побережья по пляжам: кварталы трущоб, рыбацкие деревни, ветер и простор. Посетили пару храмов, заехали в Собор Святого Фомы. В очередной раз позавидовали великому будущему великой страны. Напротив Собора одноименная школа. Дети после уроков идут в Храм. Сами по себе, сидят, молятся в тишине и прохладе под вековыми сводами. Идут дальше по своим делам. Затем решили посетить т.н. Ice House, о нем можно почитать в LP. Долго выносили мозг драйверу, затем местным, на предмет этого Айса. Потом сами пошли искать. В итоге, как часто бывает, Айсхауса давно нет, осталась только «area». Вечером вылетели в Мумбай.
Мумбай (обратно)
Вечный город, Аэрофлот, конечно, по-крупному обломал с отменой своих рейсов туда.
Остановились в гесте Delight в конце Колабы. Дабл без всего за 500, с видом из номера на Тадж и из общего сортира на гавань)). Это был пятый или шестой гест, в котором только оказались места. Ранний завтрак в полупустом Леопольде, шопинг по брендам, традиционный променад по Мариндрайв до Малабар-Хилла. Потратить в этом городе время проще чем, что бы то ни было. Потрясающий, магический город.
ЗЫ Возможно, отчет покажется сдержанным, а то и негативным, но нет смысла выражать какой-либо восторг по поводу Индии. Невозможно подобрать слова, которые опишут ту взрывоподобную смесь ощущений, эмоций, запахов и звуков! Надо ехать, обязательно!