Это рассказ о путешествии по Ладаку. Средство передвижения: мотоцикл Royal Enfield 500 инжектор модификации 2017 г. Багаж в двух боковых сумках + сетка-паук за пассажирским местом. Состав группы: индивидуальный турист Аня и гид-водитель Мел. Прилёт в Лех 27.07 утром в пятницу, вылет в Дели 12.08 утром в воскресенье.
Мы пишем этот рассказ, чтобы сохранить наши впечатления для себя и чтобы рассказать об этих замечательных местах будущим туристам. Ключевые особенности мото-тура по Ладаку: 1) Насыщенность впечатлениями, 2) отсутствие больших физических нагрузок как при горном трекинге, 3) отсутствие предоплат: турист оплачивает возникающие в процессе путешествия расходы, имея возможность самостоятельно их контролировать. 4) Предельный физический вес пассажира: 65 кг.
Оказавшись в Лехе после ночного перелёта, я, как уже бывало, сразу почувствовал тяжесть от гипоксии, однако, будучи опытным путешественником быстро с ней справился: помог мильдронат и специальное глубокое дыхание. Аня, если не считать недосыпа, чувствовала себя и вовсе хорошо. Нужно было поселиться и отдохнуть. Хорошо зная Лех, я не предвидел особых трудностей и попросил водителя такси довезти нас до Гоман-ступы. Чтобы помочь будущим туристам ориентироваться в ценах, я буду писать о них подробнее.
Такси заметно подорожало со времени моего последнего визита в Лех в 2016 году и стоило теперь 400 рупий за 20-минутный маршрут. Оставив Аню с вещами в подходящем месте, я отправился на поиски жилища и обнаружил пару подходящих вариантов довольно быстро: номер с горячим душем можно было снять за 1500 рупий, а с душем на улице всего за 500 рупий. Но, пожалуйста, не думайте, что я зашёл только в два места. Фигурировала также и цифра 2700 за номер, а где-то мест и вовсе не было. Однако весь поход занял у меня не более получаса, после чего мы отправились селиться.
Красивее и комфорртнее, разумеется выглядел отель, где номер стоил 1500 рупий. Несмотря на небольшое расстояние между гостиницами подороже и подешевле, Аня не чувствовала себя уютно одна в незнакомом месте и предпочла снять нам два номера в гостинице подороже. Поторговавшись, мы получили их по 1200 рупий за каждый. Гостиница была построена недавно, и всё внутри было очень чисто. Номера оформлены по-ладакски: с красивыми резными окнами и особым ладакским потолком. Горячая вода работала, никаких недостатков не обнаружилось... ну разве что интернет виснет и не такой быстрый как в России. Но это ведь везде так в Лехе.
АНЯ: Гестхауз, в котором были номера по 500, стоял аккурат посреди огромного комплекса ступ. Когда я в него заходила, было ощущение огромной внутренней улыбки. Может быть, нам стоило остаться ночевать среди ступ, но когда я дошла до второй гостиницы - она показалась столь дивно красивой плюс душ внутри - назад уже не хотелось. Привыкнув по утрам пить горячий чай или воду, я первые пару дней в Лехе жутко страдала без этого. Михаил пил воду из бутылок и мне их тоже таскал. Кушали мы в кафе в городе. И только когда в первый раз собрались оплатить проживание, я обнаружила в расчетном листке, что у нас можно не только пить чай, но также завтракать, обедать и ужинать - все по очень нормальной цене. Не стесняйтесь выяснять, что в вашей гостинице доступно, когда селитесь. Я больше не страдала без чая ни в какой гостинице!
Отдохнув пару часов, я отправился в город и довольно быстро разыскал приличный мотоцикл - Энфилд 500 инжектор образца 2017 года. Мы арендовали его до 11 авгута включительно по цене 1300 рупий в день плюс отдельно заплатили за боковые багажные сумки - всего 1000 рупий. Шлем у меня был свой, а Ане шлем предоставили без дополнительной платы - новенький и как раз по её размеру. Затем мы пообедали и тем же вечером посетили Шанти-ступу. Фотографий в тот день мы не делали, потому что не успели настроиться на туристский лад. Но включаться уже начали - опробовали мотоцикл. Я встретил несколько знакомых - меня журили за то, что вожу мотоцикл в первый же день. Но время было дорого и такова уж теперь была моя работа: максимум впечатлений для туриста!
АНЯ: С горняшкой мне действительно познакомиться не удалось. Даже обидно - столько ужасов слышала: "если на 3000 метров станет плохо, следи, чтоб не было отека легких. Если что - сразу вниз. Эвакуация вертолетом." Но лично мне на высоте только лучше. Дело, конечно, в давлении. 90/60 для 3500 метров в самый раз. Был однако нюанс: организм забыл как спать. Нет той вечерней усталости, которая обычно бывает в городе, и любая мысль, поселяющаяся в голове, застревает надолго, лишая равновесия и остатков сна. Во второй половине путешествия стало получше.
На следующее утро у меня ещё немного болела голова, но день предполагался уже полноценно рабочий, а к 10 утра нас ждал Геше Джампа Доньед в доме его брата в Чогламсаре. Мы привезли его вещи, и дело конечно же не обошлось без дружеского завтрака. От Чогламсара я построил дальнейший маршрут на этот день, и в результате день удался на отлично: мы посетили целых четыре важных места в пределах 50 км от Леха.
Первым из этих четырёх мест был комплекс Шей. В прошлом это летний княжесткий дворец с храмом, а ныне храм с прилегающими территориями. Я не думал здесь особо задерживаться, но в Ладаке всё очень живописно, и Аня сама попросила остановиться. Отсюда мы и начали наши прогулки, стараясь, правда, не слишком задержаться на этой первой остановке, потому что впереди была ещё большая программа. В обычной нашей жизни каждое такое место достойно отдельной поездки, но это Ладак, и чтобы уложиться в программу приходилось спешить.
Следующим нашим пунктом был Монастырь Тикси - крупнейший и наиболее влиятельный в Ладаке. Он находится всего на 6 километров дальше от Леха по сравнению с Шей. Поэтому на мотоцикле туда можно добраться очень быстро, но стоит отметить, что водителю нужно быть особо внимательным, потому что именно на этом участке есть несколько опасных поворотов, где скорость безопасного движения не превышает 40 км/ч. При проведении крупных мероприятий дорогу часто перекрывают, и я, помня о предстоящих в Чогламсаре учениях Его Святейшества Далай Ламы, хотел показать Ане эту часть достопримечательностей заранее. С погодой нам повезло: дождя не было. Но летом в Ладаке нужно всегда помнить о солнце и закрывать голову, когда оно не закрыто тучами.
Здесь мы провели пару часов. Все лестницы в Тикси довольно крутые, и под палящими лучами подъём по ним, конечно, требует усилий. Знаменитая статуя Будды Майтреи - лицо монастыря Тикси. Помещения монастыря в силу специфической горной архитектуры испытывают дефицит горизонтальных плоскостей, и поэтому для большой статуи невозможно построить большой зал с обзором. Поэтому обзорная площадка храма у статуи находится на уровне груди Майтреи. Статуя, конечно, невероятно красива и пользуется заслуженной известностью. Ощущение святости места не снижается ни от обилия туристов, ни от многократных посещений.
АНЯ: Я влюбилась в фотографию этой статуи много лет назад и мечтала попасть к ней! Также впечатлила библиотека со старинными книгами (печа) на крыше. С ней связана приятная история. Обойдя все залы в нижней части, я оказалась перед открытой дверью на лестницу вверх без таблички. Надо сказать, что Тикси очень туристический монастырь, там нет дверей без табличек и лестниц без указателей, а тут была. Перед дней стояла я и какой-то индус, также озадаченный вопросом, куда она ведет и можно ли. Мела рядом не было. Я решила разведать лестницу самостоятельно. Несколько пролетов вверх с переходами и проемами - и я оказалась на крыше перед деревянной лестницей на еще одну крышу наверх. Поднялась по ней: пустота, солнце и усталый монах, а перед дверью в помещение: This is the old books library, you can enter.
Следующим местом в нашей программе был монастырь Хемис приблизительно в 50 км от Леха. В мистической истории Тибета этому месту придаётся особое значение: считается, что этот древний монастырь выстроен на том месте, где махасиддха Наропа - известный подвижник и основоположник ряда традиций - после долгих поисков наконец повстречал своего гуру Тилопу. Долина очень красива, и в монастыре имеется множество интереснейших артефактов. Кроме того, там есть музей, экспозиция которого по-настоящему впечатляет. В музей нельзя проносить фотоаппараты. Мы пробыли в Хемисе более двух часов, проголодались и уже чувствовали слабость в мышцах от непривычно большого количества крутых лестниц. К счастью, в Хемисе работает неплохой открытый ресторан для туристов. Если бы не отдых в ресторане, мы уже не смогли бы продолжить программу в этот день.
На въезде в долину выстроена новая ступа – мы задержались чтобы рассмотреть её и, решив её обойти, неожиданно наткнулись на детскую группу У-ШУ, которая занималась с обратной стороны. Отсюда наш путь лежал обратно в Чогламсар и затем в Машо-гомпу - единственный в Ладаке монастырь традиции Сакья. В Ладаке почти все дороги очень живописны, причём у каждого места есть свой особый колорит. Так и нам захотелось ненадолго остановиться на шоссе и сделать несколько снимков. Однако время уже клонилось к вечеру, и нужно было успеть завершить дневную программу до сумерек.
Сумерки были уже в ближайшей перспективе, когда мы, наконец, добрались до Машо-гомпы. Как и многие другие монастыри Ладака, Машо-гомпа за последние 10 лет активно реставрируется. Нам открыли и показали новые помещения. Два больших зала в монастыре очень красивы. А нарисованное на крыше небо с облаками очень гармонировало с вечерними сумерками.
По словам Геше Джампа Доньеда, в зименее время в Ладаке ощутимо снижается уровень кислорода в воздухе. Я решил расспросить об этом местного монаха. Он ответил, что, поскольку сам он постоянно живёт в Машо, для него привычен как летний, так и зимний воздух, однако такое явление действительно имеет место. Об этом следует знать тем путешественникам, которые планируют зимний трекинг в горах: зимой кислорода в воздухе ещё меньше, чем летом.
Из Машо-гомпы виден монастырь Тикси и долина Леха. Солнце клонилось к горам на западе, тело чувствовало расслабленность от насыщенной дневной программы, а ум расслаблялся, ощущая свой новый дом где-то на небесах. Пора было возвращаться домой.
Позднее, уже в другие дни Аня напоминала мне о насыщенной программе этого первого дня нашего путешествия, причём её оценки программы не всегда выглядели позитивно: временами ей казалось, что впечатлений было даже слишком много для одного дня. Только вернувшись домой. уже через несколько дней я смог наглядно объяснить ей, припомнив несколько разговоров с другими туристами и приведя расчёты о том, как ужимать программу в отведённое время для тура, что в действительности она в чём-то права - да этих впечатлений по-настоящему много - но с другой стороны мотивируется это единственным желанием показать как можно больше и как можно лучше. Очень много туристов посещают Лех и за такое же время, какое потратили на этот тур мы, они видят 1/4 - 1/3 нашей программы. В действительности сложившиеся нормы именно таковы. Но мы стремимся дать больше, и только от способности туриста к свежему восприятию зависит тот объём впечатлений. который он сможет увезти с собой. Таков наш мото-тур!
Ну а мы теперь продолжим наш рассказ уже вторым днём нашего путешествия, но предварительно надо упомянуть о расходах, которые возникли в первый день тура. Во-первых, мы заправили мотоцикл на 750 рупий (70 рупий за литр). Туристические места в Лехе и окрестностях платные. Билеты в Шей по 30 рупий, в Тикси по 50, в Хемис по 100 с музеем, в Машо-гомпу по 50. Мы обедали в ресторане рупий на 300 и пили разные воды ещё на сотню. Затем вечером мы поели в Лехе приблизительно на 600 рупий.
Утром 29 июля я полностью акклиматизировался. В этот день мы отправились уже в другую сторону от Леха: в программе была трасса NH1, Ликир-гомпа и расположенный в 65 км от Леха храмовый комплекс Алчи. помня о вчерашней усталости, мы решили верно рассчитать свои силы, и сэкономить на фото-сессиях по дороге. Останавливались мы всего в паре самых важных мест. Одно из этих знаковых мест - знаменитое устье Занскара, где он впадает в Инд после 50-километрового участка среди непроходимых скал. В долине Занскара начаты работы по прокладке дороги вдоль реки по этому участку, что позволит серьёзно сократить путь в долину Занскара, но проект явно весьма долгосрочный. Также, очень красивое место Бангсо-гомпа. Времени на неё у нас особо не было, но не остановиться невозможно.
Дорога до Ликир-гомпы заняла у нас около часа. Добравшись, мы обнаружили там ремонтные работы, которые снизили возможности для фото-сессии, однако на Анну это место произвело одно из самых сильных впечатлений. Проведя в гомпе часа полтора, мы чувствовали сильное желание задержаться подольше и поэтому решили поесть в местном кафе. Однако, как мы ни старались задержаться в Ликире, нужно было ехать, чтобы вернуться в Лех засветло. И мы отправились дальше в Алчи.
Алчи Чосскор - это древний храмовый комплекс, содержащий множество уникальных артефактов времён раннего проникновения буддизма в Тибет. Управляющий монастырь Ликир строго запрещает фото-съёмку внутри этих храмов, Поэтому нам в этот раз пришлось ограничиться парой фотографий снаружи и купленным альбомом. Раньше мне удавалось сделать некоторое количество фотографий из-под полы. Но сейчас монах строго следил за отсутствием у меня намерения сфотографировать что-либо внутри храма...
Ну а мне теперь в завершение второго дня тура остаётся подвести небольшой итог о расходах. Итак, билеты в Ликир-гомпу по 50 рупий, в Алчи Чосскор по 100, обед в Ликире 300, заправка мотоцикла после двух дней 750 и ужин в Лехе ещё 600. Обратно мы возвращались уже в сумерках, мысленно настраиваясь на предстоящее следующим утром учение Его Святейшества Далай Ламы в Чогламсаре.
3-й и 4-й дни нашего тура были главным образом посвящены учению Его Святейшества Далай Ламы по тексту Бодсисаттвачарьяаватара. Как я и предполагал, дорогу на Чогламсар перекрыла полиция, и мне на объездном пути довелось произвести на Аню неизгладимое впечатление своим искусством проезда непроезжаемых пробок. В результате мой рейтинг в её глазах заметно подрос, а мы прибыли на учение без опоздания. Палящее солнце в Лехе - это предмет для терпеливого преодоления трудностей при слушании буддийского учения, к чему мы оказались, к счастью, подготовленными. Помогли, разумеется, капюшоны и солнечные очки. На второй день было несколько легче, потому что мы сели вблизи воды. Учение завершилось посвящением долгой жизни, на котором, как водится, раздавались специальные пилюли из цампы. Мы были приятно удивлены. когда пилюли нам вручила работавшая волонтёром хозяйка нашей гостиницы по имени Цеванг (что как раз и означает "посвящение долгой жизни")! После обеда мы оба дня отдыхали, а в вечернее время совершали вылазки в город.
Итак, в течение двух дней мы в утреннее время слушали учение, а вечером гуляли по Леху. Отдельного упоминания заслуживает посещение княжеского дворца. Это интересный замок-крепость, где наибольший интерес представляют две деревянные высокохудожественные статуи. Кроме того, из дворца очень хорошо просматривается весь центр Леха. Билеты для иностранцев в этом году существенно подорожали и обошлись по 250 рупий (на мой взгляд это перебор). Других трат у нас не было, если не считать обычных обедов и ужинов, а также туристического шоппинга. Да, вспомнил: в Лехе продаётся очень вкусный и полезный облепиховый сок местного производства в стеклянных бутылках. На каждое утро мы покупали по такой бутылке за 50 рупий, плюс булочки на завтрак.
Утром 1 августа наша маленькая группа покинула Лех и отправилась в долину Нубра через знаменитый перевал Кардунгла. Мы оставили в гостинице излишек вещей и договорились вернуться через 10 дней. Лех, разумеется ещё был в наших планах, но задерживаться в городе мы не собирались. Дорогу через перевал за два года подремонтировали, но, как оказалось, на высотах свыше 5000 ещё давала себя знать гипоксия. Кроме того, мне пришлось убедиться, что 5600 - это слишком высоко для инжекторного мотора: в неподходящий момент он заглох на совершенно неровном месте, и мы благополучно завалились на бок. В данном случае это было совершенно не опасно, и не оставило никаких особо неприятных впечатлений и даже никаких следов на одежде, но при проезде ответственного участка нужно было делать существенную поправку на состояние техники и утроить внимание. Кроме того на высоте дышать нам обоим было по-настоящему трудно, и спасала только специальная техника глубокого дыхания. Поэтому по дороге в долину Нубра мы остановились для фото-сессии только на самом верху перевала. Но на обратном пути на следующий день организм уже легко переносил подъём на 5600 метров, и мы сделали больше фотографий.
Нашей целью в долине Нубра был монастырь Дискит - крупнейший в этом районе. Это древний и в своё время влиятельный монастырь, но с 18 века он находится в административном подчинении Тикси.
Добравшись до монастыря, мы конечно, не могли не полюбоваться невероятными видами величественных гор, долины, древних строений и завораживающей глаза статуи. Однако усталость брала своё, и нужно было поселиться. К счастью, пара комнат в монастырском гест-хаусе для нас нашлась, а гест-хаус находится как раз рядом с рестораном, поэтому трудностей не возникло.
Условия в комнатах оказались довольно простые, но тёплые одеяла там есть. Душевая общая на улице, но цена при этом 800 рупий за комнату. Торговаться, разумеется не стоило, поскольку гест-хаус монастырский, и мы решили пораньше лечь, чтобы не пропустить восход солнца в долине.
С 2006 по 2010 гг рядом с монастырём Дискит была возведена невероятно красивая 32-метровая статуя Будды Майтреи. Трон, на котором он сидит - это двухэтажный храм. Утро 2 августа было удивительным и волшебным. Когда мы поднялись к статуе Майтреи, всходило солнце и вокруг никого не было. Такое утро можно потратить только на медитацию!
Насидевшись вволю у статуи, мы ушли оттуда, только когда вокруг стали собираться утренние группы туристов. Вслед за этим мы отправились осматривать монастырь, и на лицах у нас и у всех, кого мы встречали, непроизвольно появлялись счастливые улыбки.
Я был по-настоящему рад встретить здесь своего друга, местного туристического водителя. Пару лет назад он помог мне завести мотоцикл, который я до этого утопил в мощном селевом потоке. Потом я встречал его в Занскаре. А теперь мы снова обменивались дружескими приветствиями, как будто виделись лишь пару недель назад!
К 11 утра (учитывая ранний подъём) мы закончили осмотр монастыря, собрали вещи и, после лёгкого завтрака покинули это гостеприимное место. Надо было заехать в деревню Дискит, чтобы заправиться. Затем наш путь лежал обратно в Лех через Кардунглу. Упомяну о наших расходах: вечерний и утренний чеки из ресторана уложились в 1000 рупий + комнаты + 350 заправка + 250 - перекусили по дороге.
На обратном пути мы были более расслабленными, совершенно не испытывали недомогания от высоты и несколько раз останавливались для фото-сессий. Вблизи Кардунглы фотографировались с сотрудниками дорожных служб и рабочими - они не возражали. На вершине, как всегда, многие стремятся сделать памятные фото. Нас тоже сфотографировал один благожелательный турист.
Поскольку обратная дорога оказалась ощутимо легче, мы решили не задерживаться Лехе. Остановившись, чтобы обменять деньги и сделать несколько покупок, мы снова заправились (ещё 350 рупий) и покинули Лех по трассе NH1. Теперь нашей целью был монастырь Ламаюру. Выезжали из Леха мы примерно в полшестого вечера, а приехать я рассчитывал в 8... и просчитался. На дороге нас конечно же застала темнота, а 20-километровый участок перед Ламаюру размыло дождями, и на дороге оказалось много ремонтируемых участков. В результате мы здорово устали и приехали только в 9 вечера. Я даже начал опасаться испортить Ане впечатление от поездки излишней усталостью... Но, однако, известный мне ресторан оказался гостеприимно открыт, а лучшие номера в гостинице на самой верхней террасе свободны (правда подорожали до 800 рупий). Мы сразу заявили, что берём их на два дня и заказали шикарный ужин.
Ламаюру совмещает целый ряд особенностей, которые делают это место уникальной туристической достопримечательностью. Прежде всего, это долина с древними буддийскими сооружениями 11 века исключительной красоты, благословлённая духовной практикой множества буддийских подвижников и самим Махасиддхой Наропой. Из известных пещер Наропы здесь находится наиболее досягаемая. Надо ли говорить, что одних этих причин достаточно для привлечения многочисленных туристов и паломников? Сверх того, при монастыре есть удобная гостиница, а в ней ресторан с отличной кухней. В деревне тоже есть кафе, где прилично готовят, поэтому на комфорт жаловаться не придёт в голову никому. Наконец, это место, которое находится на высоте 3500 метров и поэтому в летнее время отличается мягкой тёплой погодой, очень удобно для отдыха перед и после путешествия в долину Занскара, где условия более суровые. Словом, нам для отдыха перед поездкой в Занскар лучшего места было не найти.
Статуя Авалокитешвары в Ламаюру очень известна. Это великолепное произведение буддийского искусства 19 века.В главной гомпе монастыря оформлены специальные ставни, открывающие доступ к пещере, которая, как считается использовалась Махасиддхой Наропой. В этот раз мы провели здесь целый день и две ночи. О ценах за комнаты я уже написал, а разовый чек в ресторане составлял на двоих 500-700 рупий.
Утром 4 августа началась самая трудная и захватывающая часть нашего путешествия: мы отправились в долину Занскара! То есть, да, конечно, мы туда отправились... но в действительности не у всех, кто туда отправляется, хватает кармы добраться. И более того, порой трудности испытывают даже профессиональные местные водители... Но об этом позже. А для начала мы поднялись на самую высокую точку трассы NH1, подышали ветром и полюбовались утренними Гималаями. Дорога в районе Ламаюру в этом году, как я уже упомянул выше, испорчена дождями. Но настроение после отдыха у нас было вполне утреннее. И поэтому ничто не мешало любоваться пейзажами.
Проехав разбитые участки, мы благополучно добрались до Мулбека, и дальше дорога оказалась в гораздо лучшем состоянии уже (забегая чуть вперёд) до самого конца долины Суру. Мулбек - это место, где находится одно из двух уникальных каменных изваяний Будды Майтреи, датируемых по разным данным от 2 до 7 вв. К изваянию пристроена небольшая гомпа традиции Друкпа, где очень приятно ненадолго расслабиться и почувствовать вибрации места. Отправившись дальше, мы уже довольно быстро добрались до Каргила и затем направились вглубь долины реки Суру.
Километрах в 5-6 от деревни Санку (надо знать место, потому что там мусульманские деревни, и район не особо туристский) находится ещё одно изваяние Будды Майтреи. Здесь мы повесили специально заготовленные флажки и поболтали с парой итальянских туристов:
- Куда вы теперь направляетесь?
- В Падум.
- Что, вот на этом мотоцикле?
- Да, а что?
- Вы не сможете добраться! Мы попытались и возвращаемся!
- Но почему?
- Как почему, из-за этих рек, которые на дают возможности проехать! Вы там просто утонете вместе с вашим байком! Мотоцикл почти скрывается в этом потоке, там и джип утопает по самый радиатор!
- А вы в какое время суток ехали?
- В 10.30. Мы же должны были где-то переночевать. А выехав утром, вы потратите не меньше часа, чтобы добраться до этих селей. Так что вариантов нет, лучше поворачивайте обратно!
- Ну, дайте мне 100 рупий, я вам покажу, как туда проехать.
- Шутите, да?
- Нет, я люблю ездить по воде!
- Ну удачи, надеюсь вашему байку тоже понравится ваша езда!
Я хорошо представляю, с чем именно довелось столкнуться этим двум молодым мотоциклистам. Подобные разговоры мне доводилось слышать и раньше. А когда-то я и сам возвращался с такими же чувствами после моей первой и неудачной попытки проехать по этой дороге. Действительно, в неблагоприятное для проезда время трудности здесь испытывают даже опытные местные водители джипов, которые, проезжая по таким потокам, довольно эффектно ныряют капотом под воду. На мало знакомом участке местные водители не стесняются раздеться и пройти ногами по всему потоку. А если это оказывается затруднительно или кто-то, понадеявшись на удачу, пытается выполнить эти трюки без подготовки, джип может и застрять. Тогда останется только ждать кого-то с лебёдкой или ночевать прямо на дороге, чтобы дождаться, пока поток ослабнет...
Разговор с итальянцами позабавил меня, но, похоже, напугал Аню. На некоторое время она притихла, но через час, уже на выезде из долины путь нам преградил шумный ручей. Я остановился, чтобы осмотреть место, и Анна тут же соскочила с пассажирского места и заявила, что ехать здесь очень опасно и что она поищет место, где бы этот ручей перейти по камням (разуваться она тоже не хотела). Я озадаченно поглядывал на её хождения взад-перёд около ручья, а между тем внимательно следил за парой джипов, которые проехали мимо, пока мы стояли - следил, по какой колее они едут и как утопают колёса. Левая колея могла доставить неприятность, а правая была определённо мелкой и не опасной. когда Аня разочаровалась в своих попытках и молча вернулась на пассажирское место, я, не говоря ни слова тронулся и спокойно проехал ручей по правой колее. Конечно, если бы я увидел там какие-то проблемы, я бы объяснил, что нужно разуться, закатать до колена штаны и пройти по воде. В наиболее серьёзном варианте я мог бы даже сгрузить вещи с мотоцикла и проехать ручей налегке. Но ничего этого в данном случае не требовалось, и та лёгкость, с которой мы преодолели преграду, кажется, подействовала на Аню успокаивающе.
Теперь оставалось только добраться до так называемой "туристической виллы" - сертифицированного кашмирским правительством туристического гест-хауса. В этих местах есть пара таких гестов, но на картах их найти довольно затруднительно. Мы должны были переночевать в одном из них, чтобы встать с началом рассвета и максимум в 5.30 быть уже на маршруте... Нет, ну если вы хотите покататься по горным потокам и ощутить так сказать романтику приключений, то можно спасть сколько угодно или вообще ночевать в Каргиле как те итальянцы. Но моя теперешняя поездка носила коммерческий характер, а туристка и так пресытилась впечатлениями от посторонних разговоров и "страшного" ручья. Поэтому на повестке стояли только спокойствие, комфорт передвижения и любование пейзажами.
Добравшись до одной из "альпийских вилл" неподалёку от деревни Паркачик, мы около часа перед заходом солнца любовались окрестностями, а затем получили простой деревенский обед - сытный, вкусный и всего за 300 рупий на двоих. Ещё 400 обошлась комната. Поскольку температура в вечернее и ночное время здесь около 10 градусов, а условия очень простые, никто не собирался принимать душ, и мы на этот раз переночевали вместе в одной комнате, соорудив на кроватях крепости из тёплых одеял и зарывшись в них поглубже. Когда на рассвете в помещении стали различаться предметы, я поднялся и собрал наши вещи. После недолгих сборов мы отправились через селевый участок и, как я и ожидал, преодолели его очень легко.
Всё, что остаётся от мощных селевых потоков в 6 утра - это что-то не больше лужи. Когда солнце заходит, снег и ледники на вершинах прекращают таять, и за несколько часов талая вода уходит. По дороге туда мы ни разу не разувалиль. На обратном пути Аня пару раз переходила ручьи босиком.
Через полтора часа мы приехали в Рангдум и позавтракали. Здесь нам предстояло ночевать на обратном пути. А сейчас мы покинули населённую мусульманами долину Суру и прибыли к границе буддийской местности. Границу эту отмечает древняя Рангдум-гомпа. Место здесь не совсем уютное из-за сурового климата даже в летнее время. Но, конечно, не остановиться и не осмотреть это сооружение нельзя. За Рангдумом начинаются очень красивые места, и особой местной достопримечательностью является гималайский сурок. Сфотографировать его с мотоцикла не так просто, потому что он боится звука мотора и прячется. Временами можно увидеть их выводки или сразу несколько взрослых особей. Они очень забавно разбегаются, виляя толстыми попами. ‹тыц›
Одним из красивейших мест в Гималаях является перевал Пензила, который необходимо преодолеть перед въездом в долину Занскара. Вблизи наиболее высокой точки перевала есть место, где открывается вид на живописный ледник под названием Рангрунг. Как бы ни был красив этот вид, одной внешней его красоты недостаточно для того, чтобы в полной мере понять уникальную атмосферу этого места. Дело в том, что именно Рангрунг является истоком, откуда берёт своё начало великая река Занскар. Таким образом, это источник древней локальной цивилизации!
Преодолев довольно длинный просёлок вверху долины Занскара, мы, наконец, добрались до её административной столицы Падума, где моментально нашли гостиницу с миленьким внутренним двориком и уютными маленькими комнатами... Но однако, надо иметь в виду, что цены в Падуме повыше остального Ладака: комнаты обошлись по 1100 рупий. Правда, там был душ и в стоимость входил завтрак. Туристам также полезно знать, что такси в Падуме стоит совсем недёшево, что связано со снабжением этого региона топливом: бензовозы испытывают все те же трудности при передвижении, что испытали и мы. Что касается расходов на питание, завтраки, как сказано входили в стоимость, дни были занятыми, а поздние обеды на двоих стоили 600-900 рупий при том, что ресторанчик мы нашли совсем неплохой и не отказывали себе ни в каких блюдах.
На осмотр долины Занскара у нас было безумно мало времени - всего два дня. Поэтому уже на следующее утро мы отправились осматривать важнейшие места, и на первом месте в нашем списке, конечно же значилась деревня Сани и знаменитая Сани-гомпа. Но предварительно я разыскал в Падуме место, где продавалось... не удивляйтесь: виски.
Дело в том, что по лунному календарю это оказался специальный ритуальный день, когда в монастырях выполняется особый ритуальный пир. Виски мы собирались принести туда в качестве подношения и не ошиблись: в Сани-гомпе собрались местные жители, которые порадовались нашему подарку. Наверное, стоит сказать, что к пьянству такой пир не имеет никакого отношения. Освящённый в процессе ритуала алкоголь участники лишь пробуют в малом количестве.
Проведя около часа в Сани-гомпе, мы отправились дальше, в Дзонкул-гомпу через очень красивое, но ветренное ущелье. Дзонкул-гомпа - это небольшой монастырь, который построен на месте двух пещер. связанных с Махасиддхой Наропой. В пещере повыше Наропа занимался йогической аскезой, в пещеру пониже ему приносили еду и впоследствии там он оставил отпечаток своей ступни на камне.
Посещение этого места превзошло все наши ожидания: мы не только подробно осмотрели все прекрасные статуи, тханки и другие артефакты, но медитировали вместе с местным служителем, и затем чувствовали себя невероятно прекрасно! Подъём к верней пещере довольно крут, но она того стоит! Внутри пещеры - прекрасная древняя роспись и статуи. А ущелье напротив наблюдал сам Наропа, когда выходил из своей пещеры.
На следующий день в наших планах была облегчённая программа, чтобы не перегружаться перед обратной дорогой. Стонгде-гомпа находится километрах в 15 от Падума, но сейчас в эту часть долины проложили приличный асфальт, поэтому добраться туда легко. И конечно, обойти вниманием этот монастырь никак нельзя: он древний с очень красивыми артефактами и невероятным видом на долину.
Поэтому на следующее утро мы отправились прямиком туда и попали очень удачно. Нам посчастливилось попасть на большой тантрический ритуал со специальным пиром. В ритуале принимали участие все местные монахи, которые по большей части немолодые и очень опытные в духовных практиках. Нам предложили гостевое место и угощение. К счастью, мы ещё до угощения сделали достаточно подношений и угостили всех шоколадными конфетами и поэтому не испытывали никакого неудобства в связи с тем, что нас накормили вкусным и сытным обедом.
Ритуал занял часа полтора плюс осмотр монастыря плюс дорога - так полдня и прошло. Поскольку в первый же день по приезде в Падум я заправился на местной заправке (кстати ещё 800 рупий), затруднений с бензином я не предвидел... а зря. Возвратившись в Падум мы узнали о разразившемся локальном бензиновом кризисе: вся долина ожидала бензовоза, который всё не ехал и не ехал. Таким образом, программу на этот день нам пришлось закончить в целях экономии оставшегося топлива. Мы ведь не хотели встать без бензина где-то посреди долины Суру! Под вечер я предпринял отчаянную попытку найти хотя бы пару запасных литров где-то в городе, и один добрый человек нам помог. На радостях я подарил ему свой старый смартфон - просто хотел сделать приятное. Мне этот смартфон не был нужен, а ему, кажется, пригодился. Таким образом, к следующему утру мы были вполне готовы стартовать в обратный путь.
Рассказывать об обратной дороге до Рангдума уже особо нечего, но стоит упомянуть, что Анна, уже не боялась ручьёв и пару раз разувалась, чтобы перейти их по воде, не промочив обувь и одежду. Нас провожала мягкая погода без палящего солнца. Кроме того, Дневная дистанция была короче на 50 километров, потому что сегодня нам не нужно было ехать через селевый участок. Всё это вместе позволило нам чувствовать себя более расслаблено и сделать больше фотографий.
Неподалёку от выезда из долины Занскара мы перехватили бензовоз, которого так ждали автомобилисты Падума - мы пили чай в чайхане в месте с его водителем. Фишка в том, что его бензиновый танк, как он сказал нам, был пустым. Он вёз в Падум только солярку!
Прибыв в Рангдум, мы поселились в местном гесте, который снаружи выглядит красивее "альпийских вилл" с другой стороны от селей, но внутри представляет собой, по сути, то же самое. Поэтому и здесь мы взяли одну комнату на двоих, предполагая спокойный сон в грудах одеял... Не тут-то было... Но по порядку. До заката ещё оставалось время, и внезапно все присутствующие получили возможность любоваться прекрасной радугой. А поужинав, мы ещё около часа гуляли и любовались приближавшимся закатом.
Проблема случилась внезапно посреди ночи - чем-то я видать прогневал местных духов-защитников: ни с того, ни с сего заболел зуб, да так сильно и неожиданно, что я поначалу даже не сообразил что делать и некоторое время мучился лёжа. Потом стало очевидно, что лежать невозможно и я стал вспоминать, какие таблетки и где я припас в дорогу. Нашёлся только аспирин, который в достаточно большой дозе помог забыться на пару часов, а там уже подошло время подъёма.
Восход солнца в Гималаях - это такая красота, которую не заслонит даже зубная боль. Мы позавтракали от правились в путь. Нас провожали невероятные виды этих суровых, но прекрасных мест. Воды в селях было чуть больше, но никаких трудностей это не создало.
Проехав последнюю ступу, мы покинули буддискую местность и вскоре достигли истока реки Суру, которая, как и Занскар, является источником жизни для огромной долины.
А дальше мы ехали через долину, завтракали в деревне Санку (120 рупий), заправлялись в Карггиле (800 рупий) и потом отдыхали в Мулбеке. Последний рывок от Мулбека. И вот вдалеке мы уже увидели Ламаюру - отсюда ещё в пределах 40 минут. Наши комнаты в Ламаюру гостеприимно ждали нас. Всё бы хорошо, вот только зубная боль...
К следующему утру почти весь мой запас аспирина оказался исчерпан, а больной зуб и не думал выздоравливать. Впечатления от Ламаюру, конечно очень важны для туриста, поэтому мы отправились прощаться с монастырём и ступами, и я при этом старался не слишком показывать Анне свою перекошенную физиономию. Но, тем не менее, затягивать было уже нельзя - мне нужна была мед.помощь, которую могли оказать только в Лехе.
Походив по монастырю около часа и позавтракав, мы отправились в Лех и по дороге мне пришлось ещё некоторое время потерпеть. Когда мы добрались до больницы имени Сонам Норбу, было начало пятого - вечер пятницы. Обратившись в регистратуру, я сказал, что у меня совершенно нетерпимо болит зуб. У меня попросили 5 рупий на выписку мед.карты, а минут через 10 я был уже в кресле дежурного стоматолога по имени Палден. Он естественно сказал, что нужен рентген, который он сам же и сделал в соседнем кабинете. В процесе на несколько минут выключалось электричество, правда без какого-то реального эффекта для меня. Затем Палден сказал, что снимок показывает неясно, но вероятнее всего над зубом киста, и спросил моего согласия на трепанацию зуба. Что же мне было отвечать?
Мне сделали инъекцию (о наконец-то отпустило!), и через 5 минут из просверленного зуба выпустили целый фонтан чего-то тёмного. Затем Палден назначил мне прийти на следующий день.
В субботу он ещё раз вычистил зуб изнутри и сказал, что сделать он его не может, потому что требуется продолжительное лечение, а у меня завтра рейс. Я поблагодарил его и предложил рассчитаться.
- Что вы, что вы, - ответил он, - это публичная больница, и от вас ничего не требуется!
Ну что тут сказать... Купил им 5 литровых упаковок соков в магазине напротив.
Последний день, субботу, мы потратили на прощальную поездку в Тикси, шоппинг и сборы. А воскресное утро встречали в аэропорту имени Бакулы Ринпоче. Вслед за этим, нас ожидал день в Дели, которого Анна опасалась, потому что слышала об этом городе множество разных слухов. Слухи эти часто могут быть вполне обоснованы, но ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И если уж так случилось, что у вас есть день в Дели и подходящий провожатый, не повод ли это воспользоваться случаем?
В этот раз Ане повезло не просто посетить и посмотреть на очень интересные места в Дели, но и увидеть их в праздничном и совершенно нехарактерном свете. И, признаюсь, даже для моего искушённого взгляда город предстал свежим и не грязным. В Индии как раз отмечался праздник независимости, и праздничная атмосфера радовала - в Индии умеют праздновать!
Итак, первое впечатление от города после аэропорта - это, конечно же метро. Представляете, оно куда чище и комфортнее московского, там прохладный отфильтрованный воздух, досмотр на входе как в аэропорту, никакого асоциального поведения.
Мы доехали до станции Видхан Сабха и затем на электрокаре до Маджнюкатилы - тибетского района. Оба храма почему-то оказались закрыты, и оставалось только погулять по лавкам. Но ведь и прогулка по лавкам - недурное занятие для туриста. Однако, нас ждала и более интересная прогулка.
Заплатив 200 рупий мото-рикше, мы отправились в Национальный музей Индии на Джанпат-роад. Мото-рикша - отличный способ почувствовать улицы города. Вход в музей для иностранца стоит 650 рупий.
Самый важный экспонат для буддиста в Национальном музее - это подаренная правительством Таиланда реликвия к рингселами (то есть подлинными кремационными реликвиями!) Будды Шакьямуни. Мы конечно же провели некоторое время вблизи уникальной конструкции. А в целом, в музее очень интересная экспозиция.
Вторая половина дня, разумеется, включала в себя обед на Коннаут Плейс (будьте готовы к чеку 1000-1500 на двоих), посещения нескольких бутиков, а затем небольшую прогулку до нужной станции метро, которая позволила Анне коротко посмотреть на известные делийские места - Мэйн-базар и делийский вокзал. Если у вас есть опытный провожатый, вы вполне можете остаться довольны такой экскурсией, как, например, Аня, но в противном случае будьте в этих местах осторожны.
Наконец, снова метро, аэропорт и рейс Аэрофлота - вот и всё, тур окончен. Аня получила опыт, без преувеличения, фантастической поездки, и от неё не потребовалось ни специальных навыков, ни здоровья профессионального альпиниста, ни больших средств. Если вы поедете отдыхать в на море, пусть даже в не самую дорогую страну, вы не потратите там меньше, чем потратила Аня в этом туре.
15 сентября 2018