Это была моя третья коммерческая поездка в индийские Гималаи, в которой мне пришлось восстанавливать навыки экстремального вождения после приличного перерыва. Маршрут я составлял так. чтобы за две недели охватить основные места в окрестностях Леха с выездом в долину Нубра и затем долину реки Спити. Выехав из Манали, мы должны были сначала осмотреть регион Лахул штата Химачал-Прадеш, там пройти небольшой треккинговый маршрут, а затем отправиться в хорошо знакомый мне Ладак по знаменитой трассе Манали-Лех. Посещение долины Спити было запланировано под конец тура как отдельная приключенческая часть.
Я старый питерский байкер по кличке Мел. Общий стаж вождения 30 лет. Учился езде по грязям на эндуро в Коломяжских карьерах на севере Питера. Осваивал экстремальное вождение на горных трассах Кавказа, а затем в Гималаях. Путешествую по Индии с 1996 года, а по Гималаям с 2010 года.
Итак, у меня мотоцикл Royal Enfield 500 с багажным обвесом и одна коммерческая туристка на пассажирском месте. Скажу для начала пару слов о своей туристке по имени Катя. В этом году инициатором поездки стал человек, который поначалу пришёл с идеей готовой группы, но затем он не смог поехать, внезапно став невыездным, и в результате не поехал и его коллега по работе. Кате я написал задолго до того, как начались эти проблемы с группой. Поддерживая продолжительное время заочное знакомство, мы раньше уже обсуждали с ней мои туры в Ладак, которые я начинал продвигать в доковидные времена, и она определённо хотела поехать. В этот раз, кажется, мы оба подумали, что либо теперь, либо никогда, и поэтому поехали вдвоём: гид-водитель и индивидуальный турист. Конечно на неё легла повышенная финансовая нагрузка, но авиабилеты Аэрофлота на июнь продавались достаточно дёшево, и я тоже, разумеется, умерил свои амбиции в плане предполагаемого гонорара.
Теперь о мотоцикле. В действительности у нас их было три. Один раз мы брали дополнительный байк для радиального выезда из Леха (в закрытые зоны Ладака пускают только местные мотоциклы со специальным синим билетом), а другой раз мы эвакуировались из пустыни по причине механической поломки байка с предоставлением замены от арендодателя. Royal Enfield 500 – это, по сути, единственно приемлемый вариант для езды по индийский Гималаям с пассажиром. Дело в том, что на высотах более 4000 мощность двигателя падает настолько, что RE350 просто не вытягивает. Нет, ну если вам нравится разворачиваться, съезжать чуть вниз, а потом снова лезть наверх – это дело ваше, но моё дело – это комфорт и безопасность туриста, и поэтому 350 в данном случае не вариант. Что же касается других марок, то да, в Индии теперь доступны и KTM, и BMW, но, во-первых, сумма аренды за них существенно возрастает, а, во-вторых, в отличие от Энфилда, на них практически нереально найти запчасти прямо на маршруте. Энфилд же обслуживается быстро и дёшево.
Обвес мотоцикла – это тоже отдельный вопрос. За последние годы популярность набирает горная модификация Энфилда, о которой надо знать важную вещь: Enfield Himalayan имеет смысл выбирать только в том случае, если на мотоцикле едет один человек. Для пассажира этот обвес неудобен. Что же касается классической модификации Энфилда, стальные багажные крепления на ней обеспечивают не только возможность взять приличное количество багажа, но и позволяют пассажиру удобно и крепко держаться руками, не прикасаясь к водителю. Сверх того, небольшая подушка на сиденье, и пассажир может расположиться вполне комфортно, не испытывая усталости от своей посадки даже на гималайском бездорожье. Конечно, от участника группы в такой поездке в любом случае требуется выносливость и хорошая физическая форма, но никаких специальных навыков не нужно до тех пор, пока он сам не сядет за руль мотоцикла или автомобиля.
Коротко о необходимых навыках для водителя. Во-первых, левостороннее движение. Затем полное хладнокровие на узких дорогах в условиях сильно ограниченной видимости. Дороги в Индии вообще и в Гималаях в частности не скоростные, но на внезапно выскакивающую встречку вы должны реагировать очень осознанно и без малейшей паники, даже если места на полосе вам почти не оставляют. Помните: вы не можете съехать в кювет – это может быть последний съезд в вашей жизни. Далее, offroad – вождение мотоцикла по такому бездорожью очень физически нагружено. Я, например, в этот раз, будучи уже немолодым человеком, в первый же день сделал укол стероида, который сразу сжёг мне лишний жир, нарастил грудные мышцы и снизил утомляемость. Ну и, наконец, водные преграды. Скажем так, если вы едете со мной в «паркетный» тур по Ладаку, у вас есть все шансы не увидеть в этом никакой сложности, но если это поездка с приключениями (как было оговорено в этот раз), тогда это самое трудное. Если вы не чувствуете себя вполне уверенно, на особо сложных участках вам обязательно понадобится кто-то с большим опытом, кто сможет подменить вас за рулём и проехать преграду за вас.
Прежде чем перейти к собственно отчёту о путешествии, я должен сказать и о другой стороне моей карьеры гида по индийским Гималаям. Я кандидат философских наук, значительную часть своей научной деятельности посвятил изучению тибетского буддизма и, испытывая живой интерес к буддийской культуре, регулярно посещал Ладак, Химачал-прадеш, Непал и Западную Бенгалию с 2010 года, что позволило мне хорошо узнать этот регион. Идея коммерческих туров возникла у меня в 2015 году, и на следующий год я впервые ездил в качестве гида на мотоцикле, сопровождая группу из двух человек на двух мотоциклах. 2017 год у меня был занят продолжительной поездкой в Западную Бенгалию, в которой меня сопровождала супруга. А в 2018 году я выполнил коммерческий тур по Ладаку для туристки из Москвы, которая ездила со мной на пассажирском месте.
Мото-путешествие 11-23 июня 2023 г.
11 июня: старт из Манали через туннель Атал; пункт назначения 1 – Карданг гомпа (71 км); пункт назначения 2 – Трилоканатх (50 км); пункт назначения 3 – Джиспа (67 км)
Карданг-гомпа – известный старый тибетский храм в регионе Лахул штата Химачал-прадеш. Здесь мы планировали совершить обхождение горы Дрильбури по традиционному маршруту, однако от этого плана пришлось отказаться из-за нерастаевшего глубокого снега на маршруте. Стоит сказать, что гомпа и сам регион Лахул с недавнего времени стали значительно доступнее с открытием нового туннеля Атал. Отказавшись от идеи трекинга, мы отправились посмотреть храм Шивы и Авалокитешвары в Трилоканатхе. Особенность его в том, что это одновременно и буддийский, и индуистский храм. Затем ночлег в Джиспе перед марш-броском в Лех.
12 июня: старт из Джиспы, пункт назначения Лех (337 км)
Дорожные условия в июне сложные. Первый перевал Барчала (4750 м) весь снежно-ледяной, и у обоих началась гипоксия. Дорога от границы Ладака хорошая и быстрая до подъёма на перевал Накила (4738 м). Вся дорога перед и после Накилы – сплошной жёсткий офф-роад. Под конец участка дорожные условия поставили нас перед необходимостью преодоления глубокой водной преграды с разгрузкой мотоцикла и необходимостью перехода вброд для пассажира. Мотоцикл чудом не оказался утоплен (благодаря имевшемуся прошлому опыту проезда подобных преград). За этим сложным участком – большое плато с хорошей дорогой вплоть до перевала Таглангла (5328 м). Когда мы спустились с перевала, Катя заплакала, но, к счастью, быстро взяла себя в руки. При дальнейшем продвижении в сторону Леха высота уменьшается до 3500 м, и становится ощутимо теплее. Мы очень устали, но победили.
13 июня – завтрак в центре Леха и осмотр окрестностей: монастыри Тикси и Хемис, вечером Шанти-ступа. Каждое из упомянутых мест (а также и мест наших посещений последующих дней) заслуживает отдельного пространного рассказа. Если очень коротко, то Тикси – это крупнейший буддийский монастырь Ладака, относящийся к школе Гелуг и известный очень красивой статуей Будды Майтреи. Хемис – это мистическое место, где по легенде один из праоснователей тибетского буддизма Наропа повстречал своего учителя Тилопу. Здесь ввиду особого лунного дня мы выполнили специальный ритуал цог. Монастырь там очень красивый, и в нём есть музей с интереснейшей экспозицией. Шанти-ступа – это очень красивое сооружение со смотровой площадкой над Лехом.
14 июня – осмотр окрестностей: раскопки монастыря Алчи и монастырь Ликир. Алчи – это комплекс сооружений 10 века со статуями и фресками. Управляется этот комплекс монастырём Ликир, расположенном на расстоянии около 20 км.
15 июня: Ламаюру (112 км от Леха), Мулбек (178 км от Леха). Поскольку мы не планировали продвижения вглубь Ладака, проживание в Лехе выглядело наиболее комфортным вариантом, и поэтому мы возвращались каждый раз в один и тот же отель даже при осмотре мест на приличном расстоянии. Мулбек знаменит вытесанным на камне образом Будды Майтреи, датируемым 1-2 вв н.э. Ламаюру – это единственный в Ладаке монастырь школы Дрикунг, известный тем, что в нём находится одна из медитативных пещер Наропы. Особо следует отметить путешествие по красивой трассе NH1 с её смотровыми площадками и пейзажами.
16 июня: Монастырь Дискит (112 км от Леха) – расположен в закрытой зоне Ладака. Ехать до него необходимо через знаменитый перевал Кардунгла. Первоначально этот перевал считался самой высокой автодорогой в мире и справочники показывали его высоту 5380 м., однако в настоящее время после корректировок его высота определена как 5359 м. Построенный в 14 в. монастырь Дискит невероятно красив и также известен 30-метровой статуей Будды Майтреи.
17 июня: Машо-гомпа – это единственный в Ладаке монастырь школы Сакья, который очень хорошо и богато отреставрирован за последние 10 лет. Мы поехали туда на большой частный ритуал Зелёной Тары, заказанный состоятельной тибетской семьёй. Мероприятие заняло весь день.
18 июня: отдых, шоппинг, сервис мотоцикла, под вечер переезд в отель рядом с монастырём Тикси для утреннего выезда обратно в Химачал-прадеш. В действительности ехать можно было бы уже и в этот день, но погодные условия были явно некомфортными, и мы решили подождать.
19 июня: обратно в Джиспу. Дорога при хорошей погоде и с адаптацией к высоте далась вдвое легче, чем в первый раз. Однако уже под конец маршрута я, немного расслабившись, поскользнулся и не удержал байк. Результат – небольшое повреждение Катиной куртки и разбитое стекло фары мотоцикла. Да, так бывает: возможность поскользнуться и уронить байк я оговариваю как условие для приключенческой части своих маршрутов. Если речь идёт о таком туре по Ладаку, который я называю «паркетным», тогда таких оговорок я не делаю. Но для перевалов на трассе Манали-Лех это в порядке вещей. Важно понимать, что даже такое падение при достаточном опыте водителя происходит без скорости и без серьёзных последствий. Разумеется, пассажир должен одевать на маршруте шлем, наколенники и налокотники.
20 июня: пункт назначения 1 – сервис мотоцикла в мастерской недалеко от туннеля Атал; пункт назначения 2 – город Каза в долине Спити, куда мы не добрались. Дорога NH505 начинается от шоссе, ведущего к перевалу Ротанг и представляет собой, по сути, бездорожье с глубокими и частыми водными преградами. Мы продвинулись по ней 28 километров, преодолев такие трудные преграды, каких, признаюсь мне не доводилось проезжать раньше, и затем у нашего мотоцикла случилась механическая поломка: сломались перегородки внутренней части заднего колеса. Т.е. крутящий момент передавался на заднюю звезду, которая вращалась, но само колесо при этом оставалось неподвижным. Починить это на месте было невозможно, и единственным решением в данной ситуации оставалась эвакуация. Нам повезло: нас быстро забрала группа из трёх автомобилей, которые направлялись в Сиссу. Наши вещи погрузили в один джип, а сами мы сели в другой. Затем, по прибытии, мы вызвали такси до Манали.
21 июня: старт из Манали с целью добраться до Казы с южной стороны – не добрались. Дело в том, что в процессе движения по трассе NH305 с началом вечерних сумерек я внимательно перепроверил расстояния и время предстоящего движения по маршруту и пришёл к вполне определённому выводу, что не успею вернуться в Манали к вечеру 23 июня. 24 мы должны были рано утром выехать в аэропорт города Чандигарх для обратного рейса. И поэтому я предложил Кате отвезти её в известное мне прекрасное место под названием Ревалсар. В действительности это отдельный маршрут, и туда специально ездят для отдыха и посещения храма при медитативной пещере Падмасамбхавы. Катя была вынуждена согласиться с этим планом и не пожалела. Дорога, правда, оказалась не такой уж лёгкой. Добирались мы в темноте, а в непосредственной близости от места назначения нам пришлось преодолевать участок с дорожными работами и пережить один час некоторого эмоционального напряжения. Однако всё обошлось.
22 июня: завтрак в монастыре, посещение медитативной пещеры Падмасамбхавы. Кате удалось побывать внутри самой пещеры, которая обычно закрыта и даже пережить небольшой медитативный опыт, который мы обсудили и пришли к выводу, что поездка в пещеру удалась на отлично. Также можно упомянуть шоппинг в Ревалсаре, доставивший Кате отдельное удовольствие.
23 июня: дорога в Манали (135 км).