Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Отчеты о поездках › Куда ведёт дорога из жёлтого кирпича (Камбоджа)

Карма 214
5.07.2012
Небольшое лирическое отступление.

Мисер Чай оказался очень грамотным водителем и повёз нас осматривать храмы против часовой стрелки. (Описание храмов идёт в той последовательности, в какой мы их смотрели).

Первый день был самым насыщенным. Вышеописанные храмы мы посмотрели до обеда. Потом мистер Чай отвёз нас в ресторанчик с видами на водохранилице, которое носит романтическое название Сра Сранг. :-)

Сра Сранг был построен в середине X века по приказу Раджендравармана II, как часть буддийского храма. Позднее при Джаявармане VII водоём был перестроен и приобрёл нынешний вид. Края резервуара отделали песчаником и построили на западном берегу причал.
Карма 214
5.07.2012
Когда-то, очень давно, король построил город на холме. Можно было видеть остатки каменных дорог, которые вели к разрушенным воротам, где последние обломки дощатых створок ещё висели на изношенных, заржавленных петлях. В стены корнями вросли деревья; укрепления расшатались и обвалились; из окон стенных башен косматыми прядями свешивались густые лианы.

Холм увенчивал большой, лишённый крыши дворец; мрамор, выстилавший его дворы и фонтаны треснул, покрылся красными и зелёными пятнами; даже гранитные плиты, устилавшие тот двор, где прежде жили королевские слоны, раздвинулись и приподнялись, благодаря пробившейся между ними траве и там и сям выросшим молодым деревьям. Из дворца можно было видеть ряды домов без крыш, которые придавали городу вид опустошённых сотов, полных чёрных теней; бесформенную каменную глыбу – остатки идола, на той площади, где пересекались четыре дороги; углубления и ямы на углах улиц, там, где прежде помещались общественные колодцы и разрушившиеся купола храмов с дикими фиговыми деревьями, зеленеющими по их краям.


(Редьярд Киплинг "Маугли")

Думаю, что сейчас ни кто не удивился, прочитав знакомые с детства строчки "Книги джунглей".

И совсем не секрет, что именно после посещения камбоджийских храмов Киплинг написал "Маугли". А прообразом затерянного города стала жемчужина кхмерского зодчества – Ангкор Ват.
Карма 214
5.07.2012
Когда то пять башен Ангкора сияли золотыми верхушками на жарком солнце страны Камбо. До нас «дожили» лишь каменные стены, покрытые налётом времени и плесени, но и они приводят в восторг и трепет неподготовленных гостей.

Во время расцвета Ангкор-Вата многие скульптурные изображения и барельефы были позолочены, элементы храмов были отлиты из золота, а стены украшали драгоценные каменья. Храмы и дворцы окружали дома обычного люда. Ангкор был огромным городом с хорошо развитой ирригационной инфраструктурой.

Прошли годы, люди покинули эти места, и на столетия храмы Ангкора поглотили джунгли.

Трудно, но если поднапрячься, то можно попытаться представить какой размах был у кхмерских правителей, и как это было величественно в момент завершения строительства.

Позолоченные галереи с изображениями эпических битв. Парадные шествия воинов и королевские процессии верхом на слонах. Шелест шёлка, переливы драгоценных камней. Свита, разряженная по последнему писку кхмерской моды того времени. «Шик-блеск» одним словом.

Вот и думаю я, что девизом кхмеров того времени вполне мог стать лозунг «Мы рождены, что б сказку сделать былью!»

По легенде, в стародавние времена, жил на земле прекрасный принц. И был он так прекрасен, что при рождении дали ему имя «Божественное сияние» (Преа Кет Меалеа). И до того он был прекрасен и совершенен, что его сияние не мог не заметить бог Индра с высот своих небесных владений. Узнав о достоинствах юноши, бог солнца спустился на землю и пригласил красавчика на небо в свой дворец на священную гору Меру. (Как известно, Меру являлась центром вселенной и обиталищем богов.) Юноша был ослеплён красотой небесного царства, особенно понравился ему дворец, над которым возвышались пять ажурных башен с золотыми верхушками.

Но недолго наслаждался принц безмятежным счастьем и великолепием золотых чертогов. Его сиятельная красота сильно смущала прекрасных небожительниц – апсар. Потеряли девушки покой и пришли с мольбой к Индре, что бы отправил он предмет их вожделения от греха подальше. И тогда Индра, чтобы не нарушать идиллическую картину, недолго думая отправил юношу на земную твердь.

Принц, привыкший уже к «божественной роскоши», стал умолять Индру взять его обратно. Но мудрый бог решил, что вместо того, что бы возвращать юношу на небо, лучше построить ему на земле копию небесных чертогов. И повелел он самому великому зодчему богов Преа Пушнуку построить на земле дворец, точную копию небесной обители. А место для строительства указал священный бык Нанди.

Главный храм Ангкор-Вата (на древнеегипетском языке Ангкор означает «Бог Гор живёт») олицетворяет собой «центр мира» - пятивершинную священную гору Меру, ров опоясывающий храм символизирует океан. А три террасы, на которых расположен храм, представляют собой три стихии: землю, воду и ветер.

Ангкор Ват — самое большое религиозное строение в мире, превосходящее по размерам египетские и ацтекские пирамиды. Тысячелетие назад Ангкор населяло более миллиона человек. В то время как в крупных городах Европы проживало не более 50 тысяч человек.

Ангкор был построен по велению Сурьявармана II.

Храм посвящен богу Вишну и служит одновременно святилищем и усыпальницей Сурьявармана II. В те времена бытовал культ Вишнураджи (короля-бога), в котором правитель служил объектом поклонения. Кхмеры искренне считали, что Сурьяварман земное воплощение Вишну. А главный храм Ангкор-Ват являлся символом небесного дворца. В центре храма стоит статуя Вишну с лицом Сурьявармана, который после смерти получил имя Парама Вишну Локка, что означает «Тот, кто ушёл жить с Вишну».
Карма 11
5.07.2012
Jorjetta
Может у вас есть более подробная история об этом.? :-)

Кадру-мать всех змей проклинает своих детей. Змеи понимая, что проклятие матери должно совершиться советуются с мудрецами и те говорят, что уничтожение змей сможет остановить сын женщины змеи и брахмана. Змеи начинают искать того кто сможет женившись на женщине-змее остановить страшное проклятие. В это время мудрец Джакарту ведущий святую жизнь видит сон про своих предков висящий на тонкой веточке над пропастью и молящих его продолжить род т.к. кроме него у них нет потомков.Джакарту стоит перед дилеммой прекратить святую жизнь или умилостивить предков дав им продолжение рода. И он объявляет " Я женюсь только в том случае если невесту дадут безвозмездно т.е. даром , если она будет содержать и себя и меня и если у нее будет такое же имя как у меня." Ессственно тут же возникает один из царей-змей Васуки и говорит да нет проблем у меня есть сестра, зовут ее так же как и тебя и я готов отдать ее тебе в жены с пожизненным пансионом. Делать нечего Джакарту женится, но объявляет своей жене если ты хоть в чемто мне будешь перечить или сделаешь не по моему уйду сразу. Сыграли свадьбу и они стали жить. Однажды когда Джакарту спал на коленях у жены солнце начало заходить и женщина-змея подумала если не разбужу мужа он обидится т.к. проспит вечернюю молитву и она его разбудила. Джакарту заявил женщина ты меня оскорбила неужели ты думала, что солнце не остановится на небосклоне для того, что бы я поспав не совершил вечернюю молитву. И ушел от нее продолжать обед безбрачия.

От этого брака родился мальчик Астика и когда царь Джанамеджайя собрав всех змей в кучу начал их сжигать Астика смог убедить царя прекратить жертвоприношение змей
Карма 214
5.07.2012
Спасибо.
Карма 214
5.07.2012
Ещё немного Ангкора и окрестностей.
Карма 214
5.07.2012
Таким образом, мы в первый день посмотрели "Малый круг".

И что бы окончательно завершить "рассказ первого дня", ещё немного об Ангкор Томе.

Город, призванный свидетельствовать о том, что является творением божества, строился с невиданным размахом. Новая столица отстраивается почти на прежнем месте, её центр перемещается от Ангкор-Вата всего лишь на пару километров к северу.

Стены Ангкор - Тома были прорезаны четырьмя осевыми воротами и дополнительными пятыми, Воротами Победы, ведущими к королевскому дворцу. От них начинались пять главных дорог.

В стенах города проживали лишь избранные. Основное население Ангкор -Тома, насчитывавшее миллион человек, селилось в радиусе десятков километров вокруг столицы. В непосредственной близости от Байона стояли кварталы, в которых жили священнослужители, прорицатели, жрецы, астрономы, маги, колдуны, музыканты, архитекторы, скульпторы, высокопоставленные государственные служащие, военные, ростовщики и наиболее богатые купцы. Ближе к окраинам шли дома неисчислимой армии ремесленников, мелких торговцев, служащих и солдат. Предместья напоминали скопления небольших деревенек и были заселены крестьянами, обрабатывавшими принадлежащие храмам рисовые поля.

Основной темой Ангкор – Тома становится миф о пахтанье Молочного океана. Главный храм города - Байон, чьи башни сияли золотом, как вершины священной Меру, играет роль взбивающей его мутовки. Перед воротами столицы вереница богов и асуров тянет тело обвившего храм змея Васуки, добывая амриту – драгоценный нектар бессмертия.

«С обеих сторон находятся скульптуры пятидесяти четырех духов, напоминающих каменных воителей, огромных и грозных. Каменные парапеты имеют форму девятиглавых змей. Эти пятьдесят четыре духа стремятся удержать змею, как бы, не дают ей ускользнуть». (Чжоу Да-Гуань, китайский посланник)

Всего таких пар четыре. Справа всегда расположены демоны, в слева боги.

Боги и демоны не просто символизируют «единство и борьбу противоположностей», их число мистическим образом составляет цифру 108, являющуюся универсальной вселенской константой в ведической культуре.
Карма 214
5.07.2012
Отдельного рассказа требуют АПСАРЫ и ГАНДХАРВЫ, чьими изображениями изобилуют все храмы Камбоджи.

"– Как ты думаешь, Нанда, кто краше, прелестней, очаровательней – девушка из рода Шакья, красивейшая на земле, или эти пятьсот розовоногих апсар?

– Преподобный Учитель, в сравнении с этими розовоногими небесными девами девушка из рода Шакья, красивейшая на земле, подобна обезображенной обезьяне, у которой отрезали уши и нос. Она не имеет никаких преимуществ, даже частично она не может равняться с ними, здесь и сравнивать нельзя. Эти пятьсот розовоногих апсар намного красивее, намного прекраснее, намного очаровательнее."
(Нанда Сутта. Сутра о Нанде)

Изящные фрески и барельефы апсар украшают фасады и стены многих буддийских храмов и дворцов разных стран, таких как Индия, Камбоджа, Индонезия, Тайланд, Китай и др.

Обычно апсар описывали как прекрасных полуобнаженных девушек, в одеждах из тонких шелковых струящихся тканей, украшенных драгоценностями и цветами.

Эти изображения свидетельствовали о красоте и грациозности этих божественных созданий.

Интересно, что все красавицы имеют отличные друг от друга лица, позы, украшения и одежду.

Апсары описываются в Ведах как женские духи вод, воздуха, гор и лесов.

Апсар часто сравнивают с греческими нимфами, мусульманскими гуриями, славянскими русалками.

Особенно много барельефов апсар находится в храмовом комплексе Ангкор.

И не удивительно, ведь согласно представлениям кхмеров, Ангкор Ват олицетворяет собой гору Меру, а именно в прекрасных рощах на горах Меру эти красавицы жили вместе со своими мужьями.

В царстве Индры, во дворце Пушкарамалини апсары услаждали богов и смертных воинов, павших героями на поле битвы, музыкой и танцами. Их обязанностью также было сопровождать погибших воинов на "небо". Они перевозили их в небесных экипажах, ловко управляя конями.

Апсары обладали магическими силами: были способны переноситься в пространстве, менять свой облик, принимать любые формы и превращаться в любых существ.

К "божественному" разряду относились апсары, находящиеся в непосредственном услужении у богов. Частенько по «божественным» поручениям, небесные красавицы соблазняли асуров или аскетов, которые своими подвигами достигали чрезмерной власти и пытались стать равными богам. Соблазненные апсарами Риши (мудрецы и святые), теряли свою силу и снова становились простыми смертными.

Но апсары не только соблазняли асуров и смертных. Иногда они влюблялись в них, вступали в законные браки и рожали детей, которые становились царями и героями.

В Древней Индии апсары всегда ассоциировались с плодородием.

На барельефах ангкорских храмов не редко апсары изображены со своими мужьями - гандхарвами.

Гандхарвы – небесные воины, они составляют свиту Индры, ездят на небесных конях и участвуют в битвах Индры с его врагами.

Гандхарвы вечно юные, бессмертные и прекрасные длинноволосые человекоподобные создания, иногда с крыльями, услаждали богов игрой на лютне и чудесными песнопениями. Иногда их голоса доносились до земли. И так же как и апсары, они могли принимать различные обличья.

Гандхарвов и апсар, можно считать родоначальниками «гражданского брака». Они соединялись друг с другом по обычаю гандхарвов. А именно, влюбленные по взаимному согласию вступали в интимную близость и начинали вести совместное хозяйство без согласия родителей невесты, без «ЗАГСу, фаты и пупса на капоте». Видимо поэтому апсар не мучила совесть, когда они соблазняли кого-то кроме своих мужей.
Карма 81
5.07.2012
Каких только отчётов нет о Камбодже...Казалось бы,что можно написать новенького.Ан нет-у Вас действительно самое оригинальное и...романтичное описание.:)

Не хочется портить эту красоту пошлыми вопросами,но меня ,как всегда,интересуют "свежие " цены.Напишите,пожалуйста ,где-то в уголочке.Потом.Сколько,например,стоили услуги мистера Чая? Я немножечко не поняла,Вы сейчас ещё там находитесь? Если там,то не могли бы сообщить,сколько стоит аренда машины с водителем? ( У меня постоянная навязчивая идея:)) Я имею в виду,для дальних поездок-например,в Самбо Прей Кук и Пре Вихеа?
Карма 214
5.07.2012
panochka
Не хочется портить эту красоту пошлыми вопросами,но меня ,как всегда,интересуют "свежие " цены.Напишите,пожалуйста ,где-то в уголочке.Потом.Сколько,например,стоили услуги мистера Чая? Я немножечко не поняла,Вы сейчас ещё там находитесь? Если там,то не могли бы сообщить,сколько стоит аренда машины с водителем? ( У меня постоянная навязчивая идея:)) Я имею в виду,для дальних поездок-например,в Самбо Прей Кук и Пре Вихеа?

Стандартные расценки на тук-тук 15 долларов на малый круг, 20 на большой.

Я заранее знала, что из большого круга мы будем смотреть далеко не всё. По этому и малый и большой круг нам обошёлся по 15 долларов.

На третий день был Кбал Спеан. Мы не захотели машину и договорились с Тиа за 20 долларов прокатить нас к реке 1000 лингамов, с заездом в Бантей Срей. Расстояния приличные.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое в Новостях