На Суматре время на час отличается от Пенанга. Вылетаем в 9 вечера, ну и тут же в 9 вечера приземляемся. Взлет и посадка – практически по вертикали.
-У нас пилот, что – бывший истребитель?
-Бывших истребителей не бывает!
Суматра. Слово, между прочим, санскритского происхождения. «Самудра» на языке богов значит «океан». Так когда-то назывался один из портов на этом протянувшемся на 2000 км и пересекаемом экватором острове. В одном из отчетов небрежного в письме Марко Поло он превратился в Суматру. А еще до авантюриста Марко остров назывался золотым – Суварнадвипа....
Здесь, на Суматре – сотня вулканов, из них примерно 15 – активные. В джунглях, как положено, много диких обезьян - в национальном парке не так уж и далеко от аэропорта -5000 «лесных людей» на вольном поселении, которые известны остальному миру как орангутаны. А еще здесь двурогие носороги, реки, раки, руки-ноги береги, суматранские слоны, такие же суматранские тигры и сорок с лишним миллионов человек, цветут раффлезии, величиной с тазик, и есть памятник капусте. Никто не забыт, ничто не забыто. Это шестой по величине остров планеты.
Чувствуя незримую поддержку тех, кто успел дать ценные советы, смотрю таксисту прям в глаза – «Какие 60 тысяч?! Я в прошлый раз 40 платила!». Европейцев на рейсе немного и лучше 40, чем ничего. Едем! Тем более, что осознать местные цифры я пока не в состоянии. Но торговаться нужно. Привычка. (Впоследствии оказалась, что без этой привычки, в Индонезии очень скоро можно стать тем, кем по-русски (!?) себя именуют незнающие ни слова по-английски, торговки на местных деревенских рынках. Когда вместо невменяемых 15 тысяч за 100 г арахиса предлагаешь, столько, сколько он стоит на самом деле, они начинают завывать : «Банкрот! Банкрот!», закатывая глаза. Убедительно. Но 15 тысяч стоит килограмм.)
С тех пор, как на Суматре побывал Марко Поло, многое изменилось. И первое, что по прилету бросается в глаза тем, кто приехал после него, это то, что аэропорт находится прям на окраине города. То есть выйдя из аэропорта сразу попадаешь в Медан. Огромный, душный, грязный и справедливо нелюбимый многими путешественниками. Теперь я тоже солидарна с ними. С теми, кто не вошел в числе его, надо полагать, и без того немногочисленных поклонников. Лонли Планет предупреждал. Ugly as sin –лучше, пожалуй, и не скажешь.
Суматранская городская архитектура, судя по Медану, весьма незамысловата, палитра нерадостна – фасады по большей части по-родному (я в Москве живу) серые. Цветные пятна сохнущего белья в сочетании с весьма скромным количеством рекламы, показались единственными эстетическими изысками, доступными меданцам и гостям этого малопривлекательного населенного пункта.
Благодаря полету чьей-то творческой мысли или пофигизму городских властей, (а скорее всего – и тому и другому) на тротуарах через каждые два метра (ну, хорошо, пусть будет три. Или даже пять.) - метровые дыры, в которых сонно журчат сточные воды. Не расслабляться и реже вертеть головой.
В гостинице, после непродолжительного топания ногами и размахивания казенным полотенцем – неуверенное перемерие. Хитиновый финик на ножках (а вам кого напоминают азиатские тараканы?) нехотя выселяется из нашего номера, с условием, что мы ненадолго. А мы и ненадолго. Утром нам в Парапат.
Если вы боитесь проспать утренний рейс на Тобу, то опасения ваши напрасны. Местные муэдзины вам в помощь. Еще на обмен денег время останется, если вы, как и мы в аэропорту их не поменяете.
Завтрак из подозрительно розоватого, склеенного риса с невнятным яйцом для сына вызвал желание поститься.
-Сколько стоит бутылка воды?
-ПЯТЬ ТЫСЯЧ.
-???
.... Спросонья мучительно долго и безуспешно перевожу в мыслях местные рупии хоть в какую-нибудь привычную валюту и безвольно соглашаюсь.
На улице первое, что бросается в глаза –
Больше мы разглядеть ничего не успели. Честно - не больно-то и хотелось.
Чтобы поменять доллары, пришлось ехать – куда б вы думали? Мы б тоже не угадали, если б нас предыдущим вечером спросили. Правильно, обратно в аэропорт. Благо недалеко. Нет, курс там так себе. Но банки закрыты. Только неэрудированные ротозеи вроде нас пытаются совместить обмен валюты на Суматре с днем рождения пророка Мухаммеда.
Поменяв доллары и остатки ринггит, пешком в турагентство.
-Когда будет машина до Парапата?
-Прям счас.
-Здорово!
Выгружаемся из опелета (это местное название маршрутки). Опелет пыхтит и, не прощаясь, скрывается из виду. Опа! В нем уехала моя сумка, которую я торжественно доверила нести сыну. От неожиданности накрывает легкое помешательство: «В ней все паспорта и кредитки. По плану впереди - Ява, Бали и южный Таиланд. Это еще 3 месяца...».
Истерический вопль материализовал местного ковбоя-Мальборо, правда, на байке. Может и к лучшему, что на байке.
-В чем дело, френд?
-Там!!!Сумка!!!
-Погоня, френд?!
-Дааа!!!
Ковбою, видимо, не впервой. Он арканит опелет на ближайшем перекрестке, возвращая мне мужа и сумку, а с ними – здравый ум и твердую память: «Паспорта и кредитки – в другой сумке...»
-Ковбой, тебе чего?
-Френд! Я хелп ю, ю хелп ми!
-Сколько?
-Сколько не жалко....
Выясняется, что не жалко должно быть хотя бы тысяч сто. Нам почему-то не жалко только пятьдесят. Но для настоящего ковбоя 50 тысяч - не деньги. Реклама Ф.Морриса меркнет на фоне широкой ковбойской улыбки индонезийского разлива. Не прогадали.
Слава аллаху, индонезийское «сейчас» почти ничем не отличается от привычного индийского.
Пока муж с ковбоем гонялись за сумкой, собралось необходимое количество попутчиков и мы выдвигаемся в направлении Парапата.
Нелюбимый, по имени Медан, нехотя разжимает инквизиторские объятия. Вместо них начинаются пальмы. Много километров некокосовых пальм. Плантации? Дальше - подъем. Не резкий. Но длинный. Длинный серпантин. Водитель не в курсе, что машины умеют ездить медленней 80 км/час. Тоже, кстати, наемник имени Филиппа Морриса. В голове шумит какое-то с трудом определяемое ощущение. Меня ж никогда не укачивало? Сына (которого тоже никогда) рвет всю оставшуюся дорогу в предусмотрительно предоставленные ковбоем пакетики. Видимо это традиционное местное развлечение по пути к озеру. До Парапата еще часа 2. Попутчики сочувственно вздыхают, отвлекаясь от интервью из серии «У вас там СНЕГ бывает??! А можно об этом поподробней?...». Как и все , что имеет начало, дорога до Парапата, тоже когда-то кончается. В Парапате. На берегу озера.
Озеро Тоба, или Данау Тоба на языке бахаса-индонезия (не путать с бахаса-малайзия пока не получается), образовалось то ли 74 , то ли 75 тысяч лет назад в кальдере, после извержения вулкана. Супер вулкана. И супер извержения. Не знаю, как это удалось выяснить, но компетентные источники в лице Яндекса утверждают, будто бы это было самое сильное извержение за последнее 25 миллионов лет, что волна, поднятая извержением, три раза обогнула всю планету, что пеплом было покрыто чуть не пол земного шара, что температура на Земле опустилась на 20 градусов, ну и т.д. – все эти апокалиптические подробности на момент приезда нам неизвестны. Мы с облегчением выбраемся из машины, и идем знакомиться с самым большим озером Юго-Восточной Азии.
Пока паром стоит у пристани, местная молодежь младшего школьного возраста пополняет семейный бюджет, ныряя в озеро и выныривая со скомканными купюрами во рту. Купюры пассажиры парома бросают им также, как посетили Аптекарского огорода, что на проспекте Мира, которые, пренебрегая санитарными и регламентированными внутренним огородным распорядком ограничениями, тайком подкармливают цветных китайских карпов в его пруду.
Полчаса на пароме и мы принимаем решение поменять билеты на Яву. Мы улетим с Суматры не через две недели, а через сорок дней.