САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ И НА ФИЛЛИПИНЫ (29.07.2011. – 20.08.2011.)
Только через Гонконг!
Есть такая авиакомпания - Cathay Pacific.
Отзывов о ней в Инете много. Решили проверить. Нам понравилось: и сервис, и питание (заказывали по интернету), и услуги. Но главное, конечно же, не это, а то, что Гонконг, является крупнейшим транспортным узлом, с возможностью добраться, практически до любой точки на нашей прекрасной Планете. Да и зона беспошлинной торговли с высококачественными товарами, немаловажная деталь при выборе данного места.
Почему мы решили поехать в Китай?
Причина № 1: Сакраментальная фраза: «русский и китаец, братья навек».
Зная, что от перемены мест слагаемых, сумма не меняется, с какого-то перепугу рискнул и переставил два слова, получилось: «русский и братья, китаец навек». Что-то тут не чисто. Заинтриговало, решил проверить. Шутка....
Завуалированная связь двух народов, уходит своими корнями в далекое прошлое, часто проявляясь в виде витиеватых татуировок (драконы и иероглифы) на крепких плечах наших парней или в русских песнях в китайском исполнении, звучащих в местных чифаньках (китайских ресторанчиках). В дальнейшем, многое подтвердилось.
Например, выражение на китайском языке: « Ибу ибуди - хуйдао муди». Чувствуете, что-то родное!? С наскоку не понятно, кто кому «ибуди» мозги, и как далеко это все заведет, но в последствии выяснилось, что по-нашенски это выражение означает: «Шаг за шагом, идем к достижению намеченной цели». Согласитесь, коротко и ясно, как на транспаранте, во время 1-майской демонстрации! А главное очень емко и практически понятно без перевода....
Причина № 2: Специалисты из Организация Обсчета Населения, утверждают, что китайцев так много, что создается впечатление, будто бы продолжением рода на Земле, занимаются только они (ну может еще и тараканы, их тоже немеряно). Задело..., за временами кое-что живое. Усомнился, решил проверить. Тоже шутка....
Причина № 3: Россия: Территория - 1-я в мире (17 075 400 км²)! Население - 142 905 200 человек. Китай: Территория - 3-я в мире (9 596 960 км²), почти в 2 раза меньше чем у нас. Население - 1 347 374 752 человек, почти в 10 раз больше чем у нас. Сам собой возникает вопрос: они там, что стоя спят? Если нет, тогда понятно, почему их там так много. Как говорится, одно неловкое движение и вы отец.... А это уже не шутка....
А если СЕРЬЕЗНО, то все мы в курсе, что именно там изобрели компас, порох, бумагу и процесс её использования ( я не про туалет, а про книгопечатание ), что по утверждению китайской медицины – неизлечимых болезней не существует, что выращиванием и ферментацией чая, там занимались за несколько тысячелетий до нашей эры, что именно в Китае находится грандиозное сооружение, под названием Великая Китайская Стена и что даже она, по своей исторической ценности «блекнет» по сравнению с огромными и многочисленными пирамидами еще не представленными мировому сообществу, но уже заснятыми из космоса и выставленными на всеобщее обозрение на YouTube. А Терракотовая Армия, а причудливые горы, послужившие основой для декораций к фильму «Аватар», а кунг фу..., все не перечесть. Китай, как известно из истории, на протяжении нескольких тысячелетий, то объединялся, то распадался на составляющие, то подвергался нападению и становился частью какой – либо империи (например, небезызвестной Цин), но почему-то, в итоге, все захватчики растворялись и ассимилировались в китайском этносе. И Китай (слово – мужского рода), словно коварная обольстительница (проявляя одновременно и женское начало), завлекала, усмиряла, приручала и поглощала, каждого самоуверенного вояку. Единство Инь и Янь – на лицо, причем во всем.
К примеру, выражение «на *** хипо». Вроде бы тебя куда-то посылают и ты вправе надуть губешки и обидеться. Ан, нет! На русский переводится, как «спокойной ночи».... Да послали, но ни туда, куда у нас посылают по поводу и без, а конкретно и с долей романтизма, в кроватку, поспать так, сказать....
В общем, страна – загадка, совершившая такой скачок в области экономики, что все и ахнуть не успели, как Китай вышел и в политические лидеры на мировой арене. А все на основе одного простого лозунга, шаловливо – нежно ласкающего слух любого россиянина. И почему у нас так не получилось? Вроде бы и лозунгов было много, и шли мы с Китаем рука об руку к светлому будущему. А вот они как шли, так и идут, а мы где-то в лабиринте возможных и случайно-формируемых событий свернули, оступились и полетели, весело кувыркаясь в угаре вседозволенности, самообмана и воровства.
Где мы были и что видели.
Куньминь – Дали – Лицзянь – Шангри Ла – Ченгду – Гуйлинь – Яншо – Шеньжень – Гонконг.
После непродолжительной стыковки в Гонконге, той же авиакомпанией Cathay Pacific, мы перелетели в г. Куньминь.
КУНЬМИНЬ.
Столица провинции Юньнань, благодаря своему географическому положению и климату, получил статус «города вечной весны». Находится на высоте 1800 метров. Знаменит, в частности, Каменным Лесом и чайной фабрикой под № 1, на которой была разработана новая технология производства чая пуэр. Чай пуэр, это отдельная песня. Считается действительно целебным и по утверждению специалистов, одним из лучших в мире. И не удивительно, ведь собирают его не только с кустов, но и с чайных деревьев! Представлен большим количеством сортов и разнообразием выдержки. Самые, самые это те сорта, которым 10 лет и более. Соблюдая технологию заварки, одну и ту же порцию, можно заваривать до 10 раз. При покупке чая пуэр в чайном магазине, мы раз и навсегда усвоили данную технологию, под названием «чайная церемония», которая подробно описана в Интернете.
Первое, что нас поразило в Куньмине, а точнее в Китае, это дешевый общественный транспорт (автобус стоит около 4 рублей), такси (всегда возили по счетчику и дешевле чем в Москве, раза в 3) и действительно свежий воздух. Очутившись на улицах города, никак не могли избавиться от ощущения нехватки чего-то родного и близкого. Позже просекли – НЕТ выхлопа и НЕТ шума от проходящего мимо транспорта. Все очень просто, огромное количество мотобайков работает на электродвигателях, а например такси на газе.... Пытаясь добраться до железнодорожного вокзала, через бескорыстного помощника, попросили водителя автобуса, подсказать, где нам выходить. Показал, высадив нас на шумной улице и было, уже тронулся, но видя наши очумелые физиономии, вышел из автобуса, что-то перетер с полицейским и проводил нас до перекрестка, где показал нам расположенное невдалеке здание ж/д вокзала.
Заглядывая вперед, хочу отметить, что всегда, за все время нашего путешествия, китайцы помогали нам разрешить любые проблемы, они словно по приказу коллективного разума, опекали нас, давая возможность, с наименьшими трудностями соприкоснуться и познать их социум, их культуру и быт.
Я прекрасно понимаю, что они нехило зарабатывают на туризме, часто выдавая за артефакты, высосанные из пальца «исторические» объекты, но как говорится: «без лоха и жизнь плоха». И вот тут-то они великие мастера и частенько у нас создавалось впечатление, что Китай, это страна «Большого Развода», на который клюют все, в том числе и мы.
А что! Купили у нас авианосцы «Минск» и «Киев», по цене металлолома и за пару лет окупили свои расходы и стали наваривать прибыль на проводимых на них экскурсиях! Как говорится – ничего личного, чисто бизнес!
Китайцы, может и коварные, может и хитрые, может и наглые, но как мне кажется не более наших соотечественников, в турецко – египетских «все включающих (поесть - выпить) и затем отключающих (сознание)» отелях. И не более некоторых наших «слуг народа» забивающих откатами швейцарские банки и скупающих заморские виллы, острова и замки. Короче, «Тагил – рулит»! А как же иначе, знай наших! А вот у них, там как-то неправильно всё: за взятки, воровство и наркоту из ружьишка в темечко, да еще и по телеку показывают. У нас все намного гуманнее.
График нашего трека, был очень плотным. Сразу по прибытии на ж/д вокзал Куньминя, мы купили билеты на ночной поезд (Hard Sleeper: 24 USD) до г. Дали и до 23:30 гуляли по городу, заглядывая в магазины и кафешки, постепенно «растворяясь» и адаптируясь в новых условиях. Здесь мы впервые, соприкоснулись с проблемой русско-китайского общения, посредством английского языка. Не знают они там его и не особо к этому стремятся. Помогал международный язык жестов и заранее составленный русско-китайский разговорник с иероглифами. Довольно весело, учитывая неподдельное желание китайцев общаться и оказывать посильную помощь.
ДАЛИ.
В 7:00 утра, следующего дня, вполне приличным, чистым плацкартом, прибыли в г. Дали. До Старого Дали, добрались на городском автобусе. Очень симпатичный квартал с храмами, магазинами и кафе. Перекусив взяли моторикшу и поехали к Трем Пагодам (San Tasi),самая древняя и высокая из которых, пагода Цяньсунь (Qianxun) (IX век, 16 этажей, 70 метров высота). При покупке входных билетов, мы впервые вздрогнули, от ценника – около 540 рублей! Учитывая, что поесть можно на 30 – 50 руб., немного замялись, но, все-таки придавив жабу, раскошелились. И не пожалели, хотя некоторые пишут, что делать там нечего.
Очень красивая территория. Каменные сады, каскады озер с разноцветными рыбками и черепахами, парки и, конечно же, храмы. Пространственно – архитектурная компоновка поражает воображение. Войдя на территорию комплекса, вы видите вдалеке Три Пагоды, дорога постоянно идет вверх, под заметным уклоном, что на высоте в 1900 м. вполне ощутимо. Где-то вдалеке, в утренней дымке, видны отроги 3-4-х тысячников. Пройдя Три Пагоды, вдали словно ниоткуда появился великолепный храм, за ним следующий..., и так 8 раз (расстояние до каждого следующего храма, около километра)! И все неповторимы, и почти у всех есть смотровая площадка. С каждой открывается совершенно изумительная, иная панорама не только на комплекс, но и на город и на огромное озеро Эрхай, на берегу которого, все это великолепие, раскинулось.... До последнего храмы, расположенного в дальнем конце комплекса, добирались более 2-х часов, обратно, хоть и под уклон, шли на полусогнутых.
Особый колорит, как в городе, так и на территории комплекса придает большое количество представителей различных народностей, одетых в национальные костюмы. В частности народности Бай. И конечно же монахи ( на территории комплекса находится Академия Буддизма), среди которых немало молодых, высоких, очень крепких и подтянутых. Косая сажень в плечах, открытый, полный достоинства и уважения к посетителям взгляд, кошачья походка, плавные и в тоже время четкие движения, словно безуспешно скрывающие «заряженную» пружину, готовую в любой момент «выстрелить», в мгновение ока, решив любую проблему, наводит на мысли о благородных тиграх в человеческом обличии. Осмелюсь порекомендовать к обязательному посещению.
Днем, тестируя и закупая пуэр, разговорились с хозяйкой чайного магазина (через её англоговорящую подружку из соседнего заведения) и высказали пожелание вечерним автобусом уехать в Лицзянь. Моментом, они связались с тур. агентством, выяснили цены (как потом оказалось ничего не «наварив»), расписание, забукали нам билеты, а ближе к вечеру, вдобавок проводили нас до автобуса, на прощание помахав руками. Всё по-людски или по-китайски..., запутался я что-то. Туман у меня в голове от впечатлений, а может это возрастное или горы? Однако проехали. Дайте ка мне бутылочку Циндао .... Надо же! Привкус спиртяжки отсутствует, да и вообще вкусноооо! Позже выяснилось, что данный сорт пива варится в г. Циндао, по немецкой технологии с начала 20 века. Этот сорт пива, понравился нам больше всего.
ЛИЦЗЯНЬ.
Находится на высоте 2400 м. Областной центр, основное население народность Наси. Здесь, для тех, кто ощущает недостаток кислорода, в каждом магазинчике продаются баллоны с воздухом. Прибыли ближе к полуночи, высадились у Старого Города, без проблем нашли гестхауз (300 руб., за номер на двоих), выяснили, где находится автовокзал и расписание автобусов до Шангри Ла, душ, немного рома, который изготавливают на лепестках роз, с добавлением аниса и еще каких-то травок и спать.
ШАНГРИ ЛА.
Рано утром, позавтракав, на такси, добрались до автовокзала, купили билеты на автобус и через пять часов, преодолев несколько перевалов, оказались в Чжундяне, столице Дечен-Тибетского автономного округа провинции Юньнань. Основной достопримечательностью является Монастырь Гандан Сумцелинг, который частенько называют «Малой Поталой». Храмы, монахи, старинные статуи и фрески, яки, мирно пасущиеся вдоль дороги. Всё как положено. Однако. Как нам показалось, здесь, чувствуется знаменитая китайская предприимчивость. Если так можно выразиться материального больше чем духовного. Но это, конечно же, чисто субъективное мнение. После прошлогоднего посещения Непала, монастырь нам понравился, но как говорится – башню не снесло.
Есть в Чжундяне и небольшой храм с очень большим молитвенным барабаном.
На Земле же, существует несколько мест под названием Шангри Ла, Китайская, в результате переименования, появилась в 2001 году и исключительно с целью привлечения туристов.
И ещё. Город Шангри Ла, в Бразилии был основан в 1992 г., а индийский штат Сикким, расположенный на северо-востоке, в Гималаях, давно уже называют «последняя Шангри Ла». Вечером, часиков в девять вернулись в Лицзянь (назад автобус домчался за 3 часа) – уставшие, но довольные.
Снова ЛИЦЗЯНЬ.
Очень плотный трафик, напоминающий бег раненой в бедро лани, с вечера этого дня стал растекаться и таять, как утренний туман, на летней зорьке. Произошло это не потому, что мы успокоились, а потому, что Лицзянь, а точнее его старая часть, находящаяся под охраной ЮНЕСКО, это как раз то место, где вы волей – неволей, сами замедляете свой шаг, словно часы, под воздействием неведомых космических законов, увеличившие промежутки между секундами в несколько раз. Вроде все, то же самое, и в то же время, намного спокойнее, более томно и абсолютно расслабленно. Напоминает ощущения из далекого детства, когда все воспринимается с восторгом и полной уверенностью сказочности происходящего.
Причиной всему этому служит потрясающая архитектура малоэтажных, витиеватых, узких улочек, увешанных красными фонарями и украшенных фэн шуйными заморочками. Горбатенькие мостики, перекинутые, через большое количество аккуратно «упакованных» в гранитные берега речушек, чистых, быстрых и наполненных золотистыми рыбками, соединяют пешеходные мостовые с многочисленными ресторанчиками, кафешками, магазинчиками, мастерскими и отелями. Очаровательная атмосфера волшебства, дополняется мастерами и рукодельницами, в национальных костюмах, прямо на ваших глазах, занимающихся своей повседневной работой.
То бишь, чеканкой серебра, ткацким делом, игрой на национальных инструментах, рисованием, проведением чайной церемонии для покупателей чая пуэр, резьбой по дереву, изготовлением брелков, бус и прочей мелочевки.... С наступлением же темноты, когда включается иллюминация, эффект от происходящего вокруг, увеличивается во сто крат! Фотографировать можно через каждые 10 метров, потому что декорации «сказки на яву», практически не повторяются, постоянно будоражат фантазию и ненавязчиво поддерживают ощущение ирреальности происходящего. Немаловажной деталью, является прекрасная и разнообразная кухня, с возможностью выбора и дегустации множества блюд, легко подпадающих под категорию изысканных. Цены на питание в Старом Городе, значительно выше, чем за его чертой, но вполне приличные по московским меркам, поесть можно на 100 – 300 рублей на человека. Тряпчульки не дороги и легко поддаются торгу. И ВСЯ ЭТА ДВИЖУХА РАБОТАЕТ С 9:00 (едальни раньше) ДО 24:00. Три дня, мы бродили по этому «городу чудес», словно впавшие в детство «цвяточки» и постоянно улыбались. Если быть более точным, улыбались мы в дальнейшем все время, до возвращения домой, да и дома продолжали, правда, с некоторой долей скептицизма и напряга. И вовсе не потому, что «заграница» нам милее, а потому, что маненько за Державу обидно.... Кроме Старого Города в Лицзяне есть замечательный парк Черного Дракона и природная достопримечательность окрестностей Лицзяна - Снежная гора Нефритового Дракона (высота 4506 метров) со смотровой площадкой и потрясающими видами. А в 60 км. от Лицзяня, находится Ущелье Прыгающего тигра — одно из самых глубоких в мире, где река Янцзы, зажатая между двухтысячниками, образует каскад из бурных порогов.
Возвращаясь к проблеме культур-мультурного развода, могу привести пример. В Интернете, да и в Лицзяне частенько рекламируют, находящуюся в 10 км. от города деревню Байша, как традиционную, аутентичную деревушку, бывшую столицу королевства народности Наси. Вход – 120 Юаней, плюс такси 100 Юаней! Самолично видели, как подъезжавшие, на своих машинах, семьи китайцев, увидев ценник, разворачивались и уезжали. Нам бы задуматься, но нет, мы ж за необычными впечатлениями приехали....
Самое интересное, что там было, так это широко раскрытые в ожидании чуда, глаза иностранцев, бредущих по главной улице, разукрашенной коровьими лепешками. И один немецкий велосипедист, несколько раз, проехавший из одного конца деревни в другой и так и не понявший, на хрена он крутил педали в такую даль и потел, как тягловая лошадь. Встреченная нами пара голландцев, пришибленных «изобилием» артефактов, на вопрос: «а что там в другом конце деревни интересного?», робко пожав плечами, и растерянно улыбнувшись, ответили: «всё то же самое...». А «то же самое», это навозно-глинобитно-каменные одно- двухэтажные дома и закрытые ворота. Да на центральном перекрестке, несколько бабулек и дедков, яростно врубающие в домино и карты. И ВСЁ! А типа рекламируемые старинные фрески, могут поместиться на стенах кухни любой хрущевки....
Небольшое отступление:
Когда мы собирались в Китай, мы, конечно же, многое прочитали и в принципе были ко всему готовы. Но засевшие с постсоветских времен стереотипы, в виде марширующих колонн, одинаково одетых, в серые робы китайцев, с мухобойками или сачками для ловли коварных воробьев. Муравьиное копошение миллионов людей на стройках века, грязь (не знаю даже, почему). Рис, как единственная еда, в этой стране. Буйволы, как единственная тягловая сила, на полях. Нехватка земли, жилья, да и просто керосина. Ужасный «птичий грипп», фанатики «культурной революции». Все это не то чтобы пугало, но слегка окрашивало надежды на познание нового в блёклые тона.
Однако, увиденное привело в некоторый ступор и ощущение, что мы для них как и раньше являемся «старшим братом» ведущим «неразумного малыша» в светлое будущее, быстро улетучилось, как легкий пук младенца, оставив правда, где-то в глубине души, ощущение, легкой зависти и стыда. Как будто одним залпом, пукнули, все мы с вами, да так, что великая, дружная страна, под названием СССР, державшая за жабры весь мир и гордившаяся своими достижениями, в мгновение ока, лопнула как мыльный пузырь, разлетевшись на мелкие кусочки, медленно растворяющиеся в пространственно – временном континууме....
Огромное количество супер автобанов и просто прекрасных дорог. Высоко в горах, на фонарных столбах вдоль трассы, установлена солнечная батарея, много, их и на жилых домах. Не редкость мерседесы, фольксвагены, ауди и прочие тойоты. Заглохших рыдванов почти не встречали. Небоскребы в провинциальных городах, прекрасно работающий, дешевый, городской транспорт. Современные, комфортабельные аэропорты. Разветвленная и всепроникающая авиа и железнодорожная сеть. Прекрасное междугороднее автобусное сообщение, в том числе спальные ночные автобусы, вполне приличные, дешевые и удобные (один раз воспользовались). Бесплатный Интернет во многих гестхаусах и кафе. «Странное» нежелание принимать чаевые, дешевое такси, с ездой «по счетчику». Длительная и упорная борьба за каждую копейку, при торге с покупателем и скрупулёзный отсчет сдачи до последнего Юаня. Т.е. бьются до последнего, но «проиграв» с уважением относятся к «сопернику». И это только первое, что бросается в глаза. Создается такое впечатление, что Китай, тихой сапой, обогнал всех и надолго.
О людях.
Не хуже и не лучше всех остальных на Земле. В спину не плюют, с ненавистью в глазах не «сверлят», женщин взглядом не раздевают. Узнав, что мы из России, заметно воодушевляются, всегда помогают, часто просят сфотографироваться, несколько раз, даже в неработающем, между завтраком и обедом, кафе – мигом накрывали нам стол. Если кто-либо не знает английского языка, обязательно созвонится со своего телефона с более или менее говорящим на английском языке знакомым и отдаст свой телефон для выяснения нужной инфы или будет стоять с вами посреди улицы, до тех пор пока не найдет нужного человека и все дружно будут решать вашу проблему. Не уходят, пока ДО КОНЦА не разрешат. По крайней мере, с нами так происходило всегда.
Создается впечатление, что ввиду и особенностей их воспитания и ассоциативного мышления, они, видя какую либо цель (или проблему, в частности нашу), будут работать над ней столько, сколько необходимо, но добьются решения. Вроде бы в принципе, как и у нас, но есть небольшая тонкость:
1. Людям не мешают работать, творить и созидать.
2. Законы – РАБОТАЮТ.
3. На лицо взаимоподдержка и взаимоуважение.
И как говорится, кому какая разница кто какой веры, а у них там конфессий побольше, чем у нас, и какой национальности, у них там около 56 не считая мелких народностей, а живут, действительно «в тесноте, да не в обиде». И не парятся они там по поводу многопартийной системы и с народом в демократию не играют. А уж о том, что головы у чиновников, наркоторговцев и олигархов летят, только так, в прямом смысле, все вы наслышаны из СМИ и без меня.
Конечно же, видели мы там и бомжей и пьяных, но чтобы они к кому – то навязчиво приставали, замечено не было. Если пытаются что-либо впарить (услуги, товары), в принципе, отшиваются легко.
Все мы прекрасно знаем, что Китай, это страна – завод, которая производит всё и вся и для всех. Но. Дешевых, качественных товаров, найти непросто. В МОЛЛАХ, цены на брэнды, кусачие, на рынках проще, но нужно торговаться.
Мужикам: в Китае, скрытый матриархат. В доме, в основном, заправляют женщины, в почете скромные, трудолюбивые мужики, не лишенные, однако самолюбия и, несомненно, обладающие хорошим внутренним зарядом.
ЧЕНГДУ.
Административный центр провинции Сычуань, крупнейший индустриальный центр, основан в IV веке до н. э., бывшая столица царства Шу. Сычуаньская кухня считается лучшей в мире. Отличается разнообразием и остротой.
Из Лицзяня, мы улетали после обеда. «Деревенский» аэропорт, а Лицзянь по меркам Китая - большая деревня (население, чуть более миллиона) - Отличный. Чистый, комфортабельный, красивый. Выходы к самолетам только через «рукав», никаких перебежек и автобусов.
1 ч. 30 мин. И мы в Ченгду. 5-й по населению город Китая – около 12 миллионов человек.
Ченгду знаменит природным заповедником больших панд, на территории города расположены несколько интересных храмов, и в 2-х часах езды, находятся знаменитые гора Эмей и Большой Будда, рядом с городом Лешань. Мы побывали в парке – комплексе Большого Будды.
Из Википедии:
«Статуя Будды Майтрейи в Лэшане — одна из самых высоких статуй Будды на Земле и, на протяжении более тысячелетия, самое высокое скульптурное произведение в мире. Она высечена в толще скалы при стечении трёх рек.
Лицо Будды (Майтрейя) обращено к расположенной напротив священной горе Эмэйшань. Голова Будды высится вровень с горой, а его стопы упираются в реку. Работы по созданию статуи проходили во время правления династии Тан, начиная с 713 г., и продолжались девяносто лет. Высота статуи — 71 м, высота головы — почти 15 м, размах плеч — почти 30 м, длина пальца руки — 8 м, пальца ноги — 1,6 м, длина носа — 5,5 м. Она признана памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО».
Говорят, что инициировал строительство монах, решивший усмирить своенравный характер рек. Именно в этом месте, благодаря сильному течению и множеству водоворотов, гибло немало рыбаков. Строительство длилось около 90 лет.
С точки зрения простого обывателя, от подобной идеи куры от смеха должны попадать и в результате удара гребешком о соломку, вместо яиц, начать нести трюфеля или просто какую-нибудь чушь на русском языке. Сродни той которую у нас по телеку, вдувают нам в уши.... А у китайцев, все нормально и вроде как даже все там зашибись, стало. Нырять в водовороты и проверять мы не рискнули, приняли на веру – как аксиому.
Вспоминается ещё один проект, сродни этому, осуществленный в Мьянме. Там в 2004 году, в результате цунами в Бенгальском заливе, погибло около 300 000 человек, печально. Цивилизованный запад наверняка начал бы строить какие-нибудь дамбы, отселять в пентхаусы народ, подальше от побережья. Наши «пилорамщики» конечно же, поступили бы ещё хлеще: стали бы, например Бенгальский залив осушать, вот бы бабосов можно было намыть, никакой Колымы с её алмазами не надо. А в Мьянме, на горе, установили огромного Будду, с взглядом, устремленным на океан.... Типа - усмирять. Пока работает....
Как вам всё это!? Смешно? Наверное.... Вот только сравнивая нас и Китай, ужо не смешно, ужо грустно....
Потрясающее сооружение, действительно заслуживающее посещения. Легко сносит башню, заставляя крутиться шарики между роликами, в результате чего мозг «шевелится» в философском направлении, вытаскивая из глубины сознания космогонические картинки и обрывки эзотерических познаний.
Ченгду – современный, чистый, колоритный, симпатичный мегаполис. Метро прекрасное. Шопинг хороший. Если немного отойти от центральных улиц, то можно очень вкусно и дешево поесть. Чашка куриного бульона с рисом и порцией дамплингов (пельменей) обходится в 2 юаня (9 рублей), дегустация блюд сычуаньской кухни в 10 – 20 юаней на 2-х.
В Ченгду, мы поселились в гестхаусе, недалеко от центра. Предъявив визитку отеля таксисту, добраться, не составляет труда. Днем, хоть и с трудом, мы его находили, а вот как-то ночью (пытаясь добраться до хаты «из принципа» самотоятельно), мы заплутали в 3-х соснах. Часиков в 12 ночи, мы сделав несколько кругов, по одному и тому же кварталу, разбирались в карте, стоя под фонарным столбом. Прохожих практически не было. И вдруг из темноты выплыла средних лет, китаянка и, поправив очки, обратилась к нам, на чистом русском языке:
- Здравствуйте! Мне Сказали (!!!), что вы что-то ищете. Не могу ли я вам чем-то помочь? Первоначальная реакция – полный ступор, открытые рты и немой вопрос «Чавооо?». Это к слову об отношении китайцев к людям, в частности к русским.
Так мы познакомились с Наташей, китаянкой прожившей в Москве и в Питере пять лет. Естественно она нам не просто указала направление движения, а проводила нас до отеля. Мы долго с ней болтали, а на предложение посидеть и немного отметить наше счастливое «спасение» в расположенном рядом кафе, скромно отказалась, сославшись на незавершенную работу и на то, что утром рано вставать.
Как мы поняли, она занималась у нас бизнесом. Зная отношение наших соотечественников к приезжим, такое отношение к нам удивило, точнее, поразило нас еще больше. Никакой злопамятности, или обиды мы не почувствовали, только искреннее желание благополучного путешествия по Китаю и счастливого возвращения домой. Эта встреча потрясла всех нас без исключения. Кроме того, Наташа, написала нам на китайском языке, как добраться до автовокзала и далее до Лешаня, до Молов, до достопримечательностей. В дальнейшем её записи, нам очень помогли, как в покупке билетов, так и просто во время блужданий по городу. Спасибо ей!
ГУЙЛИНЬ И ЯНШО.
Снова самолет – скоро каркать начнем и самопроизвольно руками махать, ну и это..., маненько хулиганить, сверху на шляпы прохожих.
Гуйлинь – основан в IV в. до н. э., главной природной достопримечательностью являются карстовые холмы, расположенные в бассейне реки Лицзян. Именно здесь снимались эпизоды одной из серий «Звездных войн». Из Гуйлиня, автобусом, за 1,5 часа мы доехали до деревни Яншо.
Эти места знает каждый китаец, они входят в десятку самых интересных мест на Земле и украшают бумажную купюру, достоинтсвом в 20 Юаней. Они завораживают, коварно подталкивая вас к мысли остаться здесь жить, или хотя бы ещё раз вернуться. Многочисленные карстовые холмы, разнообразной и причудливой формы, достигают километровой высоты. Умопомрачительные пейзажи, возможность целыми днями путешествовать по окрестностям, пешком, на велосипеде (аренда около 30 рублей на весь день), на мотобайке или на авто. Дешевизна проживания и питания, развитая инфраструктура, отсутствие преступности, доброжелательность местного населения, большое количество развлечений, неповторимость и КРАСОТА окружающих пейзажей, успокаивает, гармонизирует и выбивает слезу при расстовании.
Мы прожили в Яншо 4 дня, и нам этого не хватило!
В окрестностях Яншо проложено множество туристических маршрутов. Один из них проходит от деревни Ксинг Пинг до деревни Янгди. До деревни Ксинг Пинг, мы добрались на автобусе (6 юаней, 40 минут), затем немного прокатились на плотике и далее более 4-х часов пешком. Маршрут проходит вдоль реки, по которой снуют многочисленные плотики и корабли с туристами. Река мелководная, вода в ней чистая. Туристическая тропа проходит через тропический лес, пару деревень и красивейшие сады - плантации, с большим разнообразием «заморских» фруктов. Супер интересно и красиво. Большое количество бабочек, размером с воробья, порхающих перед носом, рисовые поля, местные жители, занимающиеся своими повседневными делами, экзотические деревья и цветы, в купе с умопомрачительными пейзажами, съедают 8 Ггб флышку на фотоаппарате, со скоростью и жадностью тираннозавра. А возможность перекусить по дороге и затариться водой, значительно облегчает топание по пересеченной местности. Ориентировались мы по карте, купленной в городском туристическом агентстве. Добравшись до Янгди, арендовали «бамбуковый» плотик, сделанный из пластиковых труб, диаметром около 25 см. и за полчаса добрались до Яншо.
В Яншо мы жили в прекрасном гесте, на 5-м этаже с отдельным выходом на открытую веранду на крыше, в тихом переулке, и в тоже время рядом с основным тусовочным кварталом. Было очень приятно, вечером, посидеть пару часиков на «крыше», за бутылочкой замечательного китайского, сухого вина, поделиться впечатлениями уходящего дня и полюбоваться панорамой города и холмов, подсвеченных иллюминацией и мощными разноцветными прожекторами. Особенно впечатляет храм, ночью, натурально сияющий золотыми красками, на вершине одного из холмов, расположенных в центре Яншо. Сидя в ресторане, специализирующемся на приготовлении рыбных блюд, лишний раз убедились, что китайцы готовят вкусно и с изыском. Запеченная в специальном соусе, с овощами, лотосом и еще черт знает с чем, большущая рыба (карп), подается на большом круглом, металлическом плато (одно на 2-х). И, несомненно, вызывает желание, стибрить пару кусков у соседа, вылизать тарелку до блеска, спрятать плато под стол и требовать сатисфакции, делая вид, что еду вам так и не принесли. Цена ужина, состоящего из чая и блюда, на двоих – 100 Юаней. Дороговато, по китайским меркам, но настолько вкусно, что как говорится - «сплю и вижу». Вкуснятина, однозначно!
ШЕНЬЖЕНЬ .
Из Яншо, до Шеньженя мы добирались на ночном, спальном автобусе, который идет на 3 часа быстрее, чем поезд! Спальный автобус состоит из трех рядов, 2-х ярусных кроватей, анатомической формы, заправленных бельем и расположенных вдоль корпуса. Не могу сказать, что мы в полном восторге, но как, ни странно все выспались и пришли к общему мнению, что вполне приличный способ путешествия. А главное дешево и нет проблем с билетами. Правда, покупали мы их сразу по прибытии в Яншо. Попытка, ранее, купить билеты на поезд Гуйлинь - Шеньжень, с треском провалилась.
Для чего мы рванули в Шеньжень? Все просто, здесь находится переход из Китая в Гонконг. Немного побродив по Шеньженю, убедились, что звание «второго Гонконга» , ему почти соответствует. Такие же проспекты, метро, небоскребы, но... немного по грязнее, чуток по бледнее, маненько пониже и не так цивильно. Короче, вполне нормально, но до Гонконга ещё далече.
ФИЛЛИПИНЫ.
В Гонконге мы пробыли один день, прогулялись по знакомым, любимым улицам, слегка приоделись и утром следующего дня воспользовались услугами Philippine Airlines. Прекрасная авиакомпания! Немного подороже чем Себу или Аэрфилл экспресс, но есть ряд преимуществ, в том числе и аэропорт доместик, расположенный в том же здании, что и международный. К аэропортам других компаний, надо добираться на такси, что неудобно при коротких стыковках. В аэропорту Манилы, на ангаре ремонто-профилактического комплекса, большая надпись «Технический Центр Люфтганза» - говорит о многом.
Готовясь к поездке, мы в первую очередь, рассматривали остров Палаван, но отведенных на релакс семи дней, катастрофически не хватало, т.к. на Палаване, практически два дня уходят на то, чтобы добраться от Аэропорта, расположенного в Пуэрто Принцессе, до курортной зоны расположенной в Эль Нидо и обратно.
Посему выбор пал на очень интересный и замечательный остров Бохол, о чем мы ни капелюшечки не пожалели. Поразил аэропорт в Тагбиларане, на острове Бохол. Взлетно-посадочная полоса, она же рулежка, шириной с четырехполосное шоссе, расположена прямо в городе, в окружении одноэтажных домов. Мастерство пилотов вызывает искреннее уважение.
- Что-то мне на Лобок захотелось.... – Саша, наш товарищ , поставил бутылочку пива San Miguel на столик и без всякого намека посмотрел на жену.... Мы сидели на веранде около нашего бунгало, под звездным филлипинским небом и вели неторопливое обсуждение прошедшего дня. «Что-то рановато...» - подумалось мне. Сашкина жена загадочно сверкнула глазами, слегка потянулась, встала и, не говоря ни слова, медленно, но с заметным ускорением двинула в сторону своего номера. Санек заметно погрустнел, но было поздно. Слово, как говорится не воробей..., тем более плавно-раскачивающаяся походка Марии, недвусмысленно говорила о том, что отдыхать он будет дома – и в лучшем случае на работе.... На самом деле, Лобок, это название реки, протекающей на острове Бохол. А мы остановились на острове Панглао (14 на 7 км), который соединяют с островом Бохол, два бетонных моста. Остров Панглао знаменит великолепными белоснежными пляжами, расслабляющей атмосферой и прекрасным дайвингом. Наш отель, Oasis Resort, находился на пляже Алона-Бич, состоял из бунгало, имел свой дайв-центр, прекрасный ресторан и бассейн.
Территория небольшая, но очень уютная, тихая, прекрасно оформленная и с большим разнообразием тропической зелени. Всё это, а также зажигаемые по вечерам, вдоль дорожек лампадки, ненавязчивый и добродушный персонал, тихая релакс музыка по вечерам, изумрудное море и домашняя атмосфера, буквально с первого дня пребывания, на острове, расслабило наши тела от бесконечных перелетов и переездов, и очистило наши сердца и души от суеты, постоянного контроля трафика и тщетных попыток в Китае, с наскока, отличить мужской туалет от женского. Несколько раз, во время остановки автобуса, при очередном марш броске, кто-то из наших мужиков, сгоряча, первым выскочив из автобуса, с деловым видом уставившись на иероглифы, заходил в «нужную» дверь, а потом на выходе удивлялся: и что это женщины скромненько так стоят в сторонке, а потом дружненько заскакивают именно туда же. Отмечу, что ни разу, китаянки не сделали никому замечания, не хихикали и уж тем более не пытались выставить нахала, во время процесса.
Алона-бич, 800 метровая полоска белоснежного песка, вдоль цепочки отелей, затененная пальмами и омываемая ласковыми водами моря Минданао. Каждый вечер, все рестораны, выставляют столики прямо на песок, зажигают свечи и демонстрируют свежие морепродукты на специальных столах. В некоторых ресторанах играет «живая» музыка, между столиками бродят редкие продавцы жемчуга, фенечек и фруктов. Довольно ненавязчиво и иногда с юморком. Один мужичек, подойдя к нашему столику и получив отказ от предлагаемых им солнцезащитных очков, заговорщически подмигнул Саньку и, выудив из кармана какую-то пачку, начал жестами объяснять его жене, какая это необходимая и обязательная, в их семейной жизни вещь. Его жестикуляция напоминала пантомиму – клоунаду, с которой мы долго хохотали, чуть не попадав со стульев. А всего –то оказалось, что он рекламировал нам незнайкам - Виагру.
На Алона-бич много дайв-центров и дайв – сайтов. Мы погружались на местном дайв – сайте с вертикальной стенкой, около 25 метров и рядом с коралловым островом Баликасаг. Нам понравилось. Инструктора молодцы, максимум один на двоих дайверов, всегда проверяют напраление течения и контролируют подопечных. Акул во время погружений мы не встречали, но черепах, разнообразные кораллы, огромные, вращающиеся в завораживающем танце «воронки» барракуд и групперов на пойнтах около острова Баликасаг видели. Погружались на глубины до 37 метров, один раз дрейфовали при сильном течении (Up stream – не было), выходить из которого было не очень легко, но и не критично. Фауна на Баликасаге многочисленная, разнообразная и яркая. Хороший снорклинг. Сам остров маленький и очень симпатичный, берега покрыты не песком, а отшлифованными, прибоем кораллами и ракушками. На острове расположен отель для фанатов дайвинга и проживает небольшое количество аборигенов.
Возвращаясь к теме Лобка, хочу отметить, что один день стоит посвятить осмотру «Шоколадных Холмов», реки Лобок и торсиеров. Мы договаривались с местными таксистами услуги, которых, обошлись нам в 2000 Песо за машину (при первоначальном ценнике в 2500Песо). Драйвер не просто нас возил, но и кое-что рассказывал, помогал с приобретением билетов, да и вообще, был внимателен и тактичен.
Шоколадные Холмы, с перепадом высот около 200 метров, правильной формы, напоминающие трюфели. Расположенные на огромном плато, с высоты смотровой площадки, они наводят на мысль о рукотворности, словно какие-то великаны – шалуны, порезвившись, в далеком, доисторическом детстве, решили оставить нам воспоминания о своих забавах.
Река Лобок. Протекает в тропических джунглях. Желающих сажают на крытые большие плавучие платформы. Поездка напоминает посиделки в плавучем ресторане, с «шведским столом», «личным» певцом, играющим на гитаре (причем, хорошо) и обязательным заездом к водопадам и к причалу, на импровизированной сцене которого, местные жители, одетые в национальные костюмы, под аккомпанемент народных инструментов, споют, станцуют и разыграют пару сценок из островной жизни. Стоимость развлечения, которое длится более часа – 400 Песо. Плюс собирают мелочь для гитариста и для местных артистов.
Торсиеры – филлипинские долгопяты, самые маленькие обезьяны на Земле. Ведя ночной образ жизни, днем сидят на ветках с широко раскрытыми глазами или спят. Фотографировать со вспышкой или кричать нельзя, говорят, что могут умереть от разрыва сердца. Нежные, пушистые, безобидные существа, вызывающие у всех умиление, желание сфотографироваться рядом, потереться носом о пушок и почесать за ухом, лишний раз напоминают о безграничной красоте, многообразии и неповторимости нашей планеты. Беречь и любить которую, все мы с вами, просто обязаны.
Очень интересные места, поддерживающие Свет в наших сердцах, вызывающие ностальгию и оставляющие терпкий привкус от воспоминаний.
В качестве резюме:
Китай понравился, но слегка утомил, шумом, ОГРОМНЫМ количеством китайцев, и немного расстроил, высокими ценами за вход к достопримечательностям (часто неинтересным), и отсутствием возможности общатся на английском языке , хотя, что роптать – то, они у себя дома. В первые недели после возвращения, о повторной поездке в Китай, даже речи не шло. Однако, постепенно, яркие и незабываемые впечатления, стали всплывать из закоулком замутненной памяти и напоминать о себе неожиданно возникающими образами и цветными снами. Подобно отношениям влюбленных, когда оба устали от сладких бессонных ночей, но ничего не в состояния сделать с тем притяжением друг к другу, которое дурманит, заставляет совершать безумные поступки и с удивлением осознавать, что ты счастлив. Желание вернуться в Китай, становится все сильнее. Похоже – втюрился....
Филлипины, тоже понравились, безоговорочно облачившись в статус «Райские кущи». Неторопливая, размеренная, тихая жизнь, украшенная улыбками, релаксом и атмосферой любви, пропитавшими эти потрясающие острова, как сладкий мед булку с маслом. Возможность не только лежать к верху пузом, но и заниматься нырялкой, карабкаться в горы и перемещаться с острова на остров, всегда открывая для себя что–то новое, может загипнотизировать, заворожить и заставить задержаться на неопределенное время, любого путешественника.
Гонконг, представляющий собой симбиоз высокого полета человеческой мысли, уникальных технологий, высочайшей культуры и неповторимой фантазии природы, о котором я писал в одном из отчетов, всегда остается одним из самых интересных мест на Земле. Любовь – навеки! Протусили, здесь 3 дня. Восторг, да и только!
Как-то прочитал в Интернете высказывание Дэн Сяопина о Гонконге, что глупо "резать курицу, которая несет золотые яйца", и что «мы (континентальный Китай) – будем стремиться к тому, чтобы достичь уровня Гонконга». Думаю, что так и будет.
Нам бы такой же подход!
В аэропорту Домодедово, всё по-старому:
- При подходе к таможенной зоне, как и в предыдущие годы, стоит дородная женщина бальзаковского возраста и как обычно орет: «Россияне – сюда!!!» правая рука резко машет за спину в сторону пограничного контроля.
- Граждане Китая!!! (кричит на русском языке) – upstairs!!! (наверх - кричит на английском ), левая рука, встает колом в направлении эскалатора - бедные гонконцы, летящие транзитом в Европу, которые у себя-то разговаривают в пол голоса и постоянно улыбаются, нервно вздрагивают, сбиваются в кучу, и как пленные в концлагере, семенят к эскалатору на 2-й этаж. Я ничего не имею против этой, не сомневаюсь, хорошей женщины, но господа командиры, аэропорта всея Руси, красавцы вы наши. Поставьте вы электронное табло, или стройную и симпатичную молодую девушку, владеющую английским языком. Зачем иностранцев пугать, не дай Бог в обморок попадают, сами же замучаетесь, складывать их в штабеля и откачивать. Вся очередь, без исключения, состоящая из россиян, стоявших на пограничный контроль, смеялась и иронизировала, над этой «рулевой», контролировавшей людской поток. А стоявший, за мной парень, на язвительное замечание своего друга (матом, в адрес тетки, аэропорта, и всей системы в стране, в целом), иронично заметил: « не нервничай – и помни, вот на таких людях наша страна стала могучей, а на таких женщинах, она держится до сих пор». Что ответил его друг, писать не буду, скажу только, что сказал он чистую правду....
- По дороге к выходу, ко мне присоединяется мужичек и заговорщически шепчет: «Друга, а друга, такси надо? Очень хороший такси, друга!» «Сколько стоит?» - машинально поинтересовался я. «Недорого, друга! Пойдем со мной...». «Спасибо, нас встречают»....
Вспомнился прекрасный фильм «МИМИНО» и замечательный Артист - Мкртчан!
И вспомнился «Дуэт имени Чехова», там москвич, садится в машину к бомбиле:
- До Шереметьево довезете? - спрашивает пассажир.
- Канэчна давезу! – отвечает, бомбила.
- А вы знаете, где это? – в голосе легкое сомнение.
- Канэчно знаю! Дорогу покажешь!? ....
Ничего личного, как говорится, всех уважаю и люблю! Просто весело!
Всем удачи и позитива, интересных поездок и ярких впечатлений!
С уважением.
Мар.
01.09.2011.