aliminator
Стратегия не-я также существует в индуизме и других религиях. Пока я не вижу серьезных различий в буддизме и индуизме, кроме как попыток одни и те же явления представить разными терминами, попыток иногда намеренных, чтобы формально отделить себя друг от друга.
Главное отличие буддизма от индуизма ( если этот термин кому-то что-то говорит ) заключается в его практичности. Он не оставляет места для самообмана. Будда не отрицал существование Бога и души. Он сохранял молчание, когда ему задавали вопросы о Боге, о вечности и т.д. ( см. 10 вопросов, на которые Будда не отвечал ). Он отказывался говорить с людьми о том о чем они не могли создать достоверных, а значит полезных, представлений. Он говорил : " какой смысл планировать пожищение невесты, если вы ее никогда не видели и не знаете где она живет и не знаете к какому окну следует приставить лестницу " ( извиняюсь за неточности ). Только имея неконцептуальный ум, можно понять то что стоит за словом Бог или Вечность. Вопросам и методам обретения неконцептуального ума был посвящен второй поворот колеса Дхармы, были произнесены сутры Пражняпарамиты, на основании которых развилась философия Мадхьямики, философия пустоты или пустотности всех дхарм, ставшая теоретическим обоснованием для развития методов " остановки дискурсивного мышления ". С теми, кто узнал что такое пустота и кто обрел неконцептуальный ум, Будда стал обсуждать вопросы о Татхагате, о Просветленной Личности, вопросы о природе Татхагаты ( о татхагатагарбхе ) т.е. о природе Будды.
Если бы Будда стал обсуждать эти вопросы с теми кому был адресован первый поворот колеса Дхармы ( учение об анатмане как раз входит в этот первый поворот ), то Он только навредил бы этим людям, так как они еще не достигли постижения пустоты. Индуисты же смело рассуждают об Атмане, который един с Брахманом, о Боге - творце, который создает реальность, якобы независящую от наблюдателя, от познающего. Рассуждают и тем самым наносят себе вред, увеличивая свои заблуждения и раздувая свое эго.
В этом вопросе есть еще одна тонкая и очень деликатная тема. С содержанием того что обсуждалось в третьем повороте колеса Дхармы могут ознакомиться люди непостигшие " пустоту ", но находящиеся в особых отношениях с тем кто ее ( пустоту ) постиг. Думаю, только благодаря таким связям ( Учитель - ученик ) в Индуизме еще сохраняется живое, освобождающее от сансары знание.