Убогий
Признаю свою ошибку, вполне можно было обойтись без слова " дуракам ". Прошу у Вас прощения.
Принимается :-)
Убогий
То что Вы заявляете - это очень серьезно. Эти заявления не должны оставаться голословными, их нужно подкрепить доказательствами.
Только мои субъективные наблюдения.
Убогий
Если Вы хотите продолжить обсуждение, то сделайте его предметным. Напишите новую статью или высказывайтесь по существу.
Вот это другое дело.
Согласен что, сославшись только на одну статью А.Тюрина, я немного поторопился и слегка преувеличил степень восприимчивости аудитории...
Дело в наблюдениях и выводах автора статьи - они совпали с моими... Но, конечно, полагать, что и другие люди, неравнодушные к буддизму, видят тоже самое и так же - -это наивно...
Итак, что же видел я лично, что меня поразило. Хочу уточнить сразу два момента.Первый - речь идет не только о буддистских монахах, их практиках,
их жизни и, вообще , всего , что связано с монастырями.Подчеркну - не только.Второй момент - наблюдения,о которых пойдет речь, не разовые, а системные...
Я обращал внимание на обычных людей (партнеров, с кем работаю, их персонал) и их быт (режим дня, еда и т.п.), в котором я и нахожусь большую часть своего времени.
Таиланд.Первое ощущение очень буддистской страны. В поведении тайцев - терпимость друг к другу, контролируемая эмоциональность, доброжелательность, популярны монашеские традиции.
Тайская монашеская традиция также подразумевает активную работу с иностранными сторонниками буддизма. Сравнивать этот поток белых с туристическим потоком некорректно. Совсем другое содержание и качество.
Пожертвования европейцев и других белых составляют не самую последнюю долю в монастырских поступлениях. Откуда сведения? От самих монахов, тайских. В Чиангмае разговаривал (т.к. именно там бываю чаще всего).
Кроме того, как было указано в статье Тюрина, тайский король - самый активный "проджвиженец" буддизма в мире. Подарки Таиланда я сам лично видел и в Шри-Ланке, и во Вьетнаме, и в Камбодже.
В этом ничего зазорного я не вижу, просто констатация факта - действительно, прилагаются определенные материальные усилия по созданию имиджа Таиланда, как буддистской страны.
Во внешней среде Таиланда - кроме древних объектов буддизма (они всем известны) множество современного новодела.
Однако, тут же, в обыденной жизни - явное и устойчивое поклонение местным духам, тайский бокс,
очень поверхностное знание основ буддизма. И, упомянутые далеко выше, курящие монахи.
Еда. Ну, тайскую еду все знают :-), тут не до буддизма :-)
В торговле на рынке есть место честному торгу. Если согласился на цену - обмана не будет, все будет хорошего качества и без обвеса.
Хочу акцентировать внимание на поклонении местным духам. Этот момент играет очень и очень важную роль в повседневной жизни обычного тайца. Т.е. настолько важную, что даже в обычных, бытовых разговорах,
имеет место такая мысль:"ДА, конечно Будда и все такое... Но вот с утра, все-таки нужно домашнего духа покормить... И перед дальней дорогой - тоже, лучше не рисоквать...".
Мелочь ли это?
Камбоджа.У меня было около шести посещений этой страны, правда, только в рамках Ангкора и Сием Риапа. Тут о буддизме я только читал и видел монахов в Ангкоре.
Местные духи - они во главе всего и везде.Их надо кормить утром, молиться им как можно чаще... Хотя в гестхаусах везде небольшие алтари со статуями Будды, которого по утрам тоже кормят :-)
О бытовом поведении камбоджийцев трудно судить объективно - до сих пор они очень ...зашуганы, забиты. Все-таки современная история эжтой страны очень трагична.
Поэтому, в разговорах сквозит такое: "Будда? А , ну да... Но я не помню ничего :-). Монашество? Да, точно! Ангкор!" И все.
В торговле на рынке - обман. Надудь белого, подсунув лажу - норма. Но, очень легко отыгрывают назад - если поймаешь и дашь сохранить лицо. Дать сохранит лицо - это очень ценится, при следующем визите уже не обманывают.
Еда. Тут мне судить сложно, т.к. в Камбодже я бывал только в кабаках с туристами.
Вьетнам. Точно такая же картина как в Камбодже - во Вьетнаме. Я прожил там месяц - Сайгон,Ня Чанг и Далат. Добавлю еще бытовую агрессивность вьетов. Драка - это страшно, как в кино. Упреждая возражения, что вьеты очень дружелюбны, скажу что это так и есть.
Но бьют больно и до крови, до бессознательного состояния. Ни о какой терпимости там и речи нет. Откуда сведения? Из наблюдений в Ня Чанге, из бесед с русскими, держащими там мелкий туристический и общепитовский бизнес.
С самими вьетами поговорть не получилось - с английским там никак. А девочки из фирмы-партнера не в счет, кроме хозяйки. Она много нюансов рассказала.
В торговле - сильный обман. Уважают увереность в себе и легкую надменность, силу , одним словом... Если пойматьна обмане - отыграть обратно сложно. Повторюсь, это субъективные наблюдения в течении месяца жизни...
И конечно - местные духи и шаманизм. А ритуал выпивания свежей крови змеи с водкой и закуской из бьющегося сердца чего стоит!
Еда. Свинина - в большом почете. Мясной суп с лапшой на утро, свинина с овощами и рисом на ужин - это нормальная местная еда во Вьетнаме.
Вьетнамских монахов я не встречал, но говорили , что они есть.
Шри-Ланка. Эта страна в моих наблюдения стоит особняком. С ней удобно стравнивать, т.к. , пождалуй только здесь, Тхеравада проявляет себя повсеместно... И в монашеской традиции, чтущей канон и в бытовом поведении.
Ланкийцы очень дружелюбны и, прежде всего, между собой. За пять лет я НИ РАЗУ не видел драки. В бытовых разговорах, подняв вопрос о буддизме, получаешь очень и очень разнообразные ответы :-)
Это и расскза об истории буддизма, и примеры из жизни, и поучения... Чего только я не наслушался ! Т.е. буддизмом реально пропитана бытовая жизнь ланкийцев, основы буддзма преподают в школе. На всех буддистских обектах всегда много молодежи -
возможно, что они туда ходят, потому что на ШЛ в принципе ходить больше некуда (клубы и прочее - как в Тае...), но - тем не менее...
На Ланке, как и Тае, очень много буддистского новодела. Есть давняя монашеская традиция. Но вот спец. школ для иностранцев или каких-то спец. отделов в монастырях, как в Тае, на ШЛ я не нашел.
Хотя, конечно, белому будет несложно попасть в ланкийский монастырь - на англиском говорят там вполне сносно...
Есть еще на ШЛ такая штука, как "исскуственные святыни". Это я для себя такой термин ввел. Например, известное место - Шри Пада (Пик Адама). Место с отпечатком ноги Будды на камне, на вершине.
Сколько я не искал историю (настоящую) этого места - ничего не нашел. Монахи рассказывают сказочку из путеводителя на английском - и все. То же саоме - с известным зубом Будды. Имени которого есть храм в Канди.
В Питере я нашел русского тхеравадина и попросил его порыть все известные первоисточники. Монах заинтересовался и реально потратил время на поиск упоминаний об указанных святынях. Ничего...
На ШЛ я практически не увидел шаманизма. Разве только аюрведические дедушки в деревнях, они заговоры используют.
Еда на ШЛ. Баранину и буйволятину едят мусульмане. Свинину не есть никто, я пока не видел. Основная масса ланкийцев ест много риса и овощей, немного курицу и рыбу (в карри). Реально много вегетарианцев.
Еще в 2005-2006 годах на южном берегу ШЛ реально мало кто ел мясо.
Теперь - итог моих наблюдений (очень субективно).
Быт людей складывается из того, как человек ощущает себя на подсознательном уровне. Люди живут так, как им удобно.
С приходом буддизма в Тай, Камбоджу и Вьетнам произошло столкновение с местным шаманизмо, язычеством. Столкновение, вероятно,
небезболезненное. Т.к. судя по истории проникновения буддизма в эти страны (об этом я прочел у Торчинова) показывает, что буддизм пришел не "от народа", а "сверху". Язычество никуда не делось, а осталось и имеет очень сильное влияние на
повседневную жизнь населения этих "буддистских" стран. Это хорошо видно на бытовых наблюдених, приведенных выше и в сравнении со Шри-Ланкой.
Шри-Ланка стоит обособленно в ряду южно-азиатских буддистских стран. Хотя на ШЛ буддизм тоже пришел "сверху", но был принят народом в глубину души. Вероятно, это объясняется тем, что ланкийцы - народ пришлый из северной Индии, с индийской ведической традицией. Буддизм лег на благодатную почву. Коренное же население острова, ведды, так и остались язычниками. Сейчас их очень мало , они никак с ланкийцами не ассимилировались.
В Тае, Камбодже и Вьетнаме язычество не просто ушло в глубь народной традиции, а имеет активное влияние на трансформацию буддизма. Трансформацию очевидную и имеющую стратегические перспективы трансформирования не только своего, локального "буддизма", а и учения в целом...
Мысль эта, возможно и бредовая на первый взгляд, постараюсь не спорить :-). Однако, то что указал в своей статье А. Тюрин, имеет место быть. А именно - формирование нового, трансформированного буддизма.
Косвенно это подтвердили многие участники этих д****ов :-).
Трансформация, изменение, адаптация первоначального, канонического буддизма (а именно Тхеравады и Махаяны, но последняя - в Непале и Тибете, о Махаяне я сейчас не говорю) - факт очевидный. На мой субъекьивный взгляд, трансформация эта - искусственная, принудительная. И не людьми инициированная и ведомая (вот тут, вероятнее всего, надо вызывать "скорую" - у Daddy крыша поехала, сейчас эзотерические сказочки петь начнет...). Но это - отдельный разговор-размышление.
Я предлагаю (который раз уже) дать оценку происходящему. Или же аргументированно сообщить о том, что я ошибаюсь и никакой трансформации не происходит, мне просто что-то померещилось после прочтения статьи А.Тюрина и лекций Торчинова :-)