Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Религия и эзотерика › Современный буддизм в Южной и Юго-Восточной Азии

Карма 300
15.11.2010
Enizma
А если "на секундочку" отпустим тему мясоедства и курения и рассмотрим жизнь тхеравадинских и махаянистских монахов с точки зрения 1) техник медитации 2) принимаемых обетов, аскез и распорядка дня 3) догматов?

Вот то, чт присутствует во всех направлениях буддизма, цитата из лекции Торчинова Введение в буддологию..." о "благородном восьмеричном пути":

I. Этап мудрости.

1. Правильное воззрение. На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего своего поведения.

2. Правильная решимость. Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.

II. Этап нравственности.

3. Правильная речь. Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду.

4. Правильное поведение. Миряне-буддисты принимают минимальное количество обетов, способствующих накоплению благой кармы. Они таковы:

1. Ненасилие, непричинение вреда живым существам: «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»;

2. Отказ от дурной речи (ложь, клевета и т. п., см. выше);

3. Неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства;

4. Правильная сексуальная жизнь (в том числе, и в смысле «не прелюбодействуй»);

5. Отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю.

У монахов и монахинь обетов гораздо больше (несколько сотен). Они подробно описываются в разделе «Виная» буддийской Трипитаки (особенно важен текст под названием «Пратимокша»/«Патимоккха»). Обеты монахов ориентируют их жизнь уже не на улучшение кармы, а на ее полное исчерпание и достижение нирваны.

5. Правильный образ жизни. Это то же правильное поведение, но взятое как бы в социальном измерении. Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением. Он должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).

III. Этап сосредоточения.

6. Правильное усердие. Данный этап и все его ступени предназначены в основном для монахов и заключаются в постоянных занятиях буддийской йогой. Санскритское слово «йога» образовано от корня «йудж» — связывать воедино, запрягать, сопрягать. Поэтому слово «йога» родственно русскому слову «иго» и английскому слову «yoke» — «ярмо», «иго». Слово «йога», таким образом, означает концентрацию, сосредоточение, связывание в один пучок всех сил для достижения цели. Этим словом в Индии издревле называли различные весьма сложные системы психофизического тренинга («психопрактика», «психотехника»), направленного на изменения сознания и перехода из профанного, мирского, сансарического состояния в сакральное состояние «бессмертия и свободы». Йога в узком смысле слова — одна из ортодоксальных брахманистских религиозно-философских систем (даршан), созданная риши (мудрецом) Патанджали в IV — V веках н. э. Йога в широком смысле — любая форма психопрактики, направленной на достижение освобождения от сансары (нирвана, мокша, мукти, кайвалья); в этом смысле можно говорить о буддийской йоге, джайнской йоге, индуистской йоге и т. д. Йогой, как правило, занимались отшельники-аскеты и члены различных религиозных монашеских сообществ. О «правильной решимости» здесь говорится в смысле развития установки на углубленное и соответствующее традиции занятие йогическим созерцанием для перехода в нирвану.

7. Правильное памятование. Целостный и всеохватный контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности. Главные методы здесь — шаматха (успокоение сознания, прекращение волнения психики, избавление от аффектов и психоментальной нестабильности) и випашьяна (аналитическое созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания).

8. Правильное сосредоточение, или правильный транс. Достижение собственно самадхи, предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания. Буддийская традиция описывает многочисленные виды самадхи, некоторые из которых не ведут к нирване. Правильная практика самадхи в конечном итоге приводит монаха к освобождению, и он становится архатом («достойным»; тибетская этимология этого слова «победитель врагов», то есть аффектов — клеш, не является филологически корректной).

И вот еще, очень точно:

"Завершая разговор о Благородном Восьмеричном Пути, следует отметить, что слово, которое мы переводили здесь как «правильный» (самьяк), точнее означает «полный», «целостный» «всеохватный». Таким образом, оно, с одной стороны, указывает на правильность, то есть на собственно предписанный буддийской традицией характер практики, а с другой — на целостность и органичность этой практики, которая в идеале должна охватить все стороны и уровни человеческого существа."

Лучше не скажешь.
Карма 213
15.11.2010
Как-то слушала лекцию одного известного монаха буддиста и вот что услышала в ней про едение мяса ....." meat should not be eaten under three circumstances: when it is seen or heard or suspected that a living being has been purposely slaughtered for the eater"

То есть что мясо нельзя есть в 3 случаях -если ты видел, слышал или даже подозреваыешь что живое существо было убито специально для твоего пропитания.....

То есть я делаю вывод что если ты идешь вдоль автотрассы и узрел сбитого машиной оленя - он твой на съедение ,так как умер в результате несчастного случая. :)
Карма 300
15.11.2010
Убогий
Daddy, Вы согласны с этим утверждением ?

Не, братцы, на такие реплики я не поведусь и категорически призываю всех так не делать. Все-таки давайте обсуждать статью а не мою личность и мое отношение к вопросу.

Ну что это за детский сад? Все же тут на 90% с высшим образованием и все такое... Прекрасно знаете что я имею ввиду - демагогию. Давайте будем следить за своими мыслями и не поддаваться соблазну пнуть автора топика или автора статьи. Попробуем озвучить (раскрыть) свои собственные, личные размышления и переживания.
Карма 5086
15.11.2010
Daddy
Ну, понятно. Сейчас бить будут. Эх, жалко, что в любой беседе на форуме все сразу на личности переходит.

Да, давайте докажем, что несколько духовно-продвинутых и культурно-образованных людей могут общаться на форуме нежно, не устраивая виртуального срача и мордобоя. Иначе, как и миллион других тем о духовности, придется эту тему прикрыть.
Карма 300
15.11.2010
VERA979
То есть я делаю вывод что если ты идешь вдоль автотрассы и узрел сбитого машиной оленя - он твой на съедение ,так как умер в результате несчастного случая. :)

Это лицемерие. Впрочем, мое личное мнение таково, что если мясо тебе нужно - его надо съесть. И не мучатся.

Другое дело, если ты в курсе, что есть мясо для тебя (лично для тебя) - плохо. А все равно - ешь. Вот это уже беда.

Как понять - плохо это для тебя или нет?

На мой субъективный опыт - это видно по тебе самому. По твоему внешнему виду, по твоим мыслям, твоей выносливости, по твоему здоровью...

Буддизм ведь, тоже не всем полезен :-))))
Карма 101
15.11.2010
Ребят, а в чем цель данной ветки?

Рассказать о разнице между заявленными религиозными канонами и официальной позиции религиозного института в той или иной стране?

Так это повсюду: Почитайте жизнеописание православных святых (даже современников) и зайдите в храм в центре Москвы (обратите внимание на автомобили на внутренней стоянке храма). Разницу почувствуете сразу.

Вообще мне кажется что восточные традиции гораздо ближе к заявленным канонам, нежели западные. Именно это и привлекает большинство людей.

И не надо забывать - что последователи религий - это теже люди что и мы с вами. С теми же склонностями к деградации. Достигают совершенства единицы в любой традиции.
Карма 300
15.11.2010
Убогий
И живя там, Вам никогда не приходилось видеть изображения " колеса существования " ( скт. бхавачакру ) ?

Конечно видел. Думаю, что автор статьи, употребляя фразу "линейное развитие" , отнесся к описанию вопроса как дилетант. Но что в этом плохого? Специалистов-буддологов на форуме , думаю, крайне мало. Надо признать, что мы, в массе своей тоже дилетанты. Однако это не мешает нам спорит и обсуждать то, что нас взволновало (каждого - по-своему...) Поэтому, обсуждая мысли и рассуждения дилетанта, надо быть снисходительным и все-таки стараться увидеть суть, истинную мысль... А не пенять неправильным употреблением термина.

Кстати, не так все просто и с "колесом"... Потому как, на минуточку, к чему помогает прийти буддизм? К освобождению...

А разве нет ли в этом "линейности"?
Карма 213
15.11.2010
Daddy
Это лицемерие

Да неа, это я шучу конечно :)
Карма 213
15.11.2010
Alex_D
Рассказать о разнице между заявленными религиозными канонами и официальной позиции религиозного института в той или иной стране?

Так это повсюду: Почитайте жизнеописание православных святых (даже современников) и зайдите в храм в центре Москвы (обратите внимание на автомобили на внутренней стоянке храма). Разницу почувствуете сразу.

Вообще мне кажется что восточные традиции гораздо ближе к заявленным канонам, нежели западные. Именно это и привлекает большинство людей.

Alex_D , Не могу не выразить свою солидарность с вашим мнением на все 100 % ( + 1)
Карма 300
15.11.2010
Alex_D
Ребят, а в чем цель данной ветки?

Вот мое субъективное мнение:

в Таиланде происходит некоторая профанация и искажение буддизма в угоду (или как-бы в угоду) западному потребителю этого "духовного" продукта. Причем - в ущерб канонам.

Почему Таиланд? Потому что (по моим субъективным наблюдениям) именно оттуда идет формирование традиций и правил обслуживания "белых обезьян". И не только в сфере туризма и отдых, но и в духовной сфере тоже (именно - в буддизме).

Этот разврат (а я иначе не считаю) расползается в Шри-Ланку, Камбоджу и Вьетнам.

Меня сей факт сильно не тревожит и не раздражает, однако меня впечатляют масштабы процесса.

Кто (или - что) стоит за этим - не берусь высказывать предположения в этой ветке.

Но то, что процесс управляем и осознан - для меня это очевидно. И автор, цитируемой в начале статьи, просто точно оформил мои, не одного сезона, размышления.

Именно поэтому я решил поднять этот вопрос и процитировать Анатолия Тюрина - а вдруг кто-нибудь тоже заметил неладное в современной Южной и Юго-Восточной Азии?

Такие дела.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики