Moony
Ритуальная чистота - это понятие о чистоте предмета, которые выводится не из объективного наблюдения за ним, а из существующей системы религиозно-ритуальных воззрений. Как-то так.
Очень марксистско-ленинистское определение у тебя вышло.
Ритуальная чистота предполагает, прежде всего, чистоту органов восприятия субъекта действия в процессе совершения действия. По крайней мере, от этого плясали создатели концепта ритуальной чистоты - а в дальнейшем всё, как водится, было оторвано от жизненной практики и превратилось в свод застывших во времени правил.
Moony
Вспомни Гангу в Варанаси. С точки зрения западного человека - это зловонная сточная канава, к которой страшно подойти, не то что искупаться. Загрязнение воды фекалиями в районе гхатов превышает норму в десятки тысяч раз. И такая же ситуация в большинстве других святых мест.
Так и есть, но ситуация отнюдь не безнадежна - религиозное сознание реагирует на ухудшение экологической ситуации и смену технологий производства прасада с 50-100 летней задержкой. Это естественно. Это простительно - для культуры возрастом 5000 лет.
Moony
в последние пару лет индуистские гуру и лидеры вдруг проснулись и стали замечать, что они плавают по уши в говне в буквальном смысле и стали требовать у правительства что-то сделать по этому поводу.
Знак того, что Дхарма развивается и находится в диалоге с т.н. Объективной реальностью, известной нам из эмпирического опыта и газет.
Религии Дхармы, в отличие от религий Книги (вероучений Ближнего Востока), базируются на опыте, а не на догме - известный востоковед Торчинов посветил целую книгу обоснованию этой мысли. Хотя, возможно, Прабхупада преподал вам всё дело так, что в осадке выпала Система Религиозно-Ритуальных Воззрений (т.е. Свод Окаменевших Догм).