ЧИХ-ПЫХ :
Я вот всё жду, что же Natalika скажет по этому поводу, специалист так сказать? А Наталика всё по соседним темам, да по соседним темам...
Ой, ребята. Не хочу даже время тратить на эти ваши споры: Кто? Когда? И где?
К чему они? Только пустая трата энергии.
Для меня ясно одно - практики работают, и этим все сказано. Если их делать, а не болтать о них.
aliminator :
Может элементы и были давно.Но вот Матсьендра и Горакха-натх жили где-то в 9 веке н.э.(точно не помню).Они то и "открыли",как считают,хатха-йогу.В "Йога сутрах" Патанджали под асанами подразумеваются скорее всего сидячие медитативные позы,а дыхание регулируется в процессе медитации.Асаны-позы и пранаяма,как отдельные упражнения,стали упоминаться гораздо позже.Уже после 10 века н.э.Для справки:
Шива всегда считался покровителем йогинов, поэтому путь Йоги, подразумевающий настойчивую практику, самодисциплину и аскетизм, можно назвать «Путём Шивы» в отличие от иного пути, предполагающего спонтанное растворение в потоке существования и следование естественному ходу вещей.
«Гхеранда самхита» и «Хатха Йога Прадипика» — наиболее авторитетные тексты по Хатха Йоге. Точное время их создания неизвестно, но вероятно «Гхеранда самхита» была написана между 7 и 15 веками н. э., а «Хатха йога Прадипика», автором которой является Свами Сватмарама, была создана позднее, в 17 или 18 веке. По содержанию к этим текстам примыкает «Шива Самхита», которая является сборником из разных текстов — это заметно по различию стиля — написанных, вероятно, в разное время разными авторами. В этих трех текстах есть много общего — они говорят об одном и том же, о практике Йоги, о чакрах, о Кундалини — но те, кто хочет серьезно разобраться в йоге, смогут в каждом из них найти для себя важные подробности.
«Йога сутры», автором которых считается Патанджали, написана между 2 в. до н. э. и 2 в. н. э. Это классический текст по Раджа-йоге, в которой инструментом достижения является не тело и не Кундалини Шакти, а само сознание. В нем говорится, что Хатха-йога — это лишь ступень для достижения Раджа-йоги.
Снова обращается к теме Изначальной Силы Кундалини «Анандалахари»—«Волна блаженства». Так названы первые 41 шлока гимна «Сундарьялахари» («Волна красоты»), авторство которого приписывается Шанкаре. Текст этот весьма популярен среди последователей тантрической йоги.
Шанкара (Шанкарачарья) родился около 788 г. в Мала-баре (теперь штат Керала, Южная Индия), умер в 820 г. Философ и поэт, создатель учения Адаайта Веданты, Шанкара был автором многочисленных произведений от комментариев на Упанишады до комментариев на «Кама-сутру».
А. Авалон считал «Волну блаженства» древнейшим и авторитетнейшим тантрическим текстом, на котором в большой мере базировалась вся последующая традиция тантрической литературы. Это не означает, что тантрическая йога берет начало только со времен Шанкары — но известные тексты тантрической литературы были написаны уже после Шанкары.
Существует около 35 комментариев на «Волну блаженства», в том числе такие известные, как комментарии Лакшмидхары, Кайвальяшрамы, Аппайя-Дикшита и другие. Наиболее популярным считается комментарий Кайвальяшрамы, называющийся «Saubhadya - vardhani», написанный в 1504—1532 г.г. в Ориссе. Следует отметить комментарий Пандита Анантакришна Шастри, в котором содержатся замечания, весьма ценные для практики йоги.
Развивается учение о Кундални и чакрах в тексте «Шат Чакра Нирупана» —«Описание шести чакр». Его автор, Свами Пурнананда родился около 1500 г. н. э. Получив от своего Гуру Брахмаканды посвящение и сменив мирское имя Йогананда на Пурнананда, он переселился в Камарупу (Ассан). Здесь, в Васишташраме Свами Пурнананда достиг своей йогической реализации, и остальную часть жизни странствовал по Индии. «Шат Чакра Нирупана» — часть более обширного трактата «Шри Таттва Чинтамани», написанного в 1577 году. Кроме этого Пурнананда — автор тантрнческих текстов «Шиамарахасья», «Шактакрама», «Йогачара» и «Шак-тананда-тарангини».
«Виджняна Бхайрава Тантра» — один из основных текстов кашмирского тантриэма. Он был написан около 10 в. и. э. Здесь публикуется краткое изложение «Виджняна Бхайрава Тантры», составленное в 50-х годах нашего века Полом Репсом, который познакомился с этим текстом во время своего путешествия по Кашмиру. Сам текст «Виджняна Бхайрава Тантры» по своему объему намного больше 112 сутр Пола Репса.
Когда мы читаем тексты и пытаемся вникнуть в сокровенный смыл Упанишад и Кришны, Будды и Христа, Баха-Улы и Лао Цзы, Магомета и суфиев и других, то невозможно не проникнуться мыслью, что всё это - одно и тоже. Всё это имеет тот же смысл, но по-разному трактуется.
Двигаясь от Центра, но по разным радиусам.