Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Йога, восточная медицина › История Хатха Йоги (краткий курс).

Карма 147
1.03.2006
ЧИХ-ПЫХ :


Я вот всё жду, что же Natalika скажет по этому поводу, специалист так сказать? А Наталика всё по соседним темам, да по соседним темам...


Ой, ребята. Не хочу даже время тратить на эти ваши споры: Кто? Когда? И где?

К чему они? Только пустая трата энергии.

Для меня ясно одно - практики работают, и этим все сказано. Если их делать, а не болтать о них.

aliminator :
Может элементы и были давно.Но вот Матсьендра и Горакха-натх жили где-то в 9 веке н.э.(точно не помню).Они то и "открыли",как считают,хатха-йогу.В "Йога сутрах" Патанджали под асанами подразумеваются скорее всего сидячие медитативные позы,а дыхание регулируется в процессе медитации.Асаны-позы и пранаяма,как отдельные упражнения,стали упоминаться гораздо позже.Уже после 10 века н.э.


Для справки:

Шива всегда считался покровителем йогинов, поэтому путь Йоги, подразумевающий настойчивую практику, самодисциплину и аскетизм, можно назвать «Путём Шивы» в отличие от иного пути, предполагающего спонтанное растворение в потоке существования и следование естественному ходу вещей.

«Гхеранда самхита» и «Хатха Йога Прадипика» — наиболее авторитетные тексты по Хатха Йоге. Точное время их создания неизвестно, но вероятно «Гхеранда самхита» была написана между 7 и 15 веками н. э., а «Хатха йога Прадипика», автором которой является Свами Сватмарама, была создана позднее, в 17 или 18 веке. По содержанию к этим текстам примыкает «Шива Самхита», которая является сборником из разных текстов — это заметно по различию стиля — написанных, вероятно, в разное время разными авторами. В этих трех текстах есть много общего — они говорят об одном и том же, о практике Йоги, о чакрах, о Кундалини — но те, кто хочет серьезно разобраться в йоге, смогут в каждом из них найти для себя важные подробности.

«Йога сутры», автором которых считается Патанджали, написана между 2 в. до н. э. и 2 в. н. э. Это классический текст по Раджа-йоге, в которой инструментом достижения является не тело и не Кундалини Шакти, а само сознание. В нем говорится, что Хатха-йога — это лишь ступень для достижения Раджа-йоги.

Снова обращается к теме Изначальной Силы Кундалини «Анандалахари»—«Волна блаженства». Так названы первые 41 шлока гимна «Сундарьялахари» («Волна красоты»), авторство которого приписывается Шанкаре. Текст этот весьма популярен среди последователей тантрической йоги.

Шанкара (Шанкарачарья) родился около 788 г. в Мала-баре (теперь штат Керала, Южная Индия), умер в 820 г. Философ и поэт, создатель учения Адаайта Веданты, Шанкара был автором многочисленных произведений от комментариев на Упанишады до комментариев на «Кама-сутру».

А. Авалон считал «Волну блаженства» древнейшим и авторитетнейшим тантрическим текстом, на котором в большой мере базировалась вся последующая традиция тантрической литературы. Это не означает, что тантрическая йога берет начало только со времен Шанкары — но известные тексты тантрической литературы были написаны уже после Шанкары.

Существует около 35 комментариев на «Волну блаженства», в том числе такие известные, как комментарии Лакшмидхары, Кайвальяшрамы, Аппайя-Дикшита и другие. Наиболее популярным считается комментарий Кайвальяшрамы, называющийся «Saubhadya - vardhani», написанный в 1504—1532 г.г. в Ориссе. Следует отметить комментарий Пандита Анантакришна Шастри, в котором содержатся замечания, весьма ценные для практики йоги.

Развивается учение о Кундални и чакрах в тексте «Шат Чакра Нирупана» —«Описание шести чакр». Его автор, Свами Пурнананда родился около 1500 г. н. э. Получив от своего Гуру Брахмаканды посвящение и сменив мирское имя Йогананда на Пурнананда, он переселился в Камарупу (Ассан). Здесь, в Васишташраме Свами Пурнананда достиг своей йогической реализации, и остальную часть жизни странствовал по Индии. «Шат Чакра Нирупана» — часть более обширного трактата «Шри Таттва Чинтамани», написанного в 1577 году. Кроме этого Пурнананда — автор тантрнческих текстов «Шиамарахасья», «Шактакрама», «Йогачара» и «Шак-тананда-тарангини».

«Виджняна Бхайрава Тантра» — один из основных текстов кашмирского тантриэма. Он был написан около 10 в. и. э. Здесь публикуется краткое изложение «Виджняна Бхайрава Тантры», составленное в 50-х годах нашего века Полом Репсом, который познакомился с этим текстом во время своего путешествия по Кашмиру. Сам текст «Виджняна Бхайрава Тантры» по своему объему намного больше 112 сутр Пола Репса.

Когда мы читаем тексты и пытаемся вникнуть в сокровенный смыл Упанишад и Кришны, Будды и Христа, Баха-Улы и Лао Цзы, Магомета и суфиев и других, то невозможно не проникнуться мыслью, что всё это - одно и тоже. Всё это имеет тот же смысл, но по-разному трактуется.

Двигаясь от Центра, но по разным радиусам.
Карма 14
2.03.2006
Друзья, а я оч.рекомендую начинать со справочников по восточной философии, изданных Институтом Дальнего Востока...
Карма 40
2.03.2006
Celesta

это шутка? Ты практикуешь и начала именно с этого ммммм... аспекта?

Я бы рекомендовала начинать с Атласа Анатомии... По крайней мере понятно, что на что воздействует и какие могут быть следствия на физическом уровне...
Карма 165
2.03.2006
Не хочу даже время тратить на эти ваши споры: Кто? Когда? И где?

Но ведь тема называется История хатха-йоги?А в истории очень важно Где?Кто?и Когда?Бытует мнение,что хатха йога очень древняя практика.Однако,если почитать повнимательнее,то оказывается,что не такая уж и древняя.Считается,что хатха-йога-продукт тантры.Это помогает объяснить такие вещи,почему хатха не пользуется уважением у последователей веданты.Ведь тантра ведь явно на обочине индуизма.
Карма 14
2.03.2006
Serna

Не, я не о практике. Я имею в виду вопрос истории йоги. В этом плане можно полностью доверять исследованиям ИВС, в котором специалисты мирового уровня изучают историю восточной философии. Насчет медицинской точки зрения я согласна, хорошо бы и минимальное представление об анатомии иметь.

Я вообще по поводу обывательского подхода публики к восточным учениям большой скептик, просто не хочу снобские лекции в менторском духе писать, когда раздражаюсь на некоторые комментарии по поводу йоги. Например, я, как специалист по восточной философии, не верю в успех гонки с изучением всякой шарлатанской литературы, особенно западных авторов, на этот счет. Не то чтобы я считала, что на Западе некому сказать веское слово, просто наши переводчики не съели собаку на необходимой терминологии. Как спеца в упомянутой области, меня выводит из душевного равновесия подход к изучению философии йоги. Имхо, надо начинать с научных материалов, получить объективное представление об истории рождения и развития соответствующих учений и т.п. А люди часто закупают оптовыми партиями литературу гуру разного масштаба и репутации - т.е. информацию вторичного рода, спекуляции на тему. Не знаю, понятно ли я объясняю свою мысль...
Карма 14
2.03.2006
aliminator :
Тантра ведь явно на обочине индуизма.


Вот просто для примера, не обсуждая смысл. Что оправдывает применение слова "явно" в этом предложении? Для кого явственны подобные вещи? Для доктора исторических наук или философии, пожалуй, это может быть "явно"...

Для иллюстрации моего предыдущего коммента. Все слышали про фэншуй, конечно. Наверное, многие даже подозревают о том, что идеи фэншуй связаны, в частности, с содержанием "Книги Перемен". Некоторые, наверное, даже читали "Книгу Перемен" в каком-нибудь переводе. Но вот, блин, категорически шарлатанский подход, по моему твердому мнению, что до кучи народа занимается толкованием и применением фэншуй, при том, что единицы задались вопросами, в каких условиях была написана "Книга Перемен", какие условия могли определить появление описанного в "Книге" подхода к предсказанию будущего и т.п. То есть, единицы применяют методологический, научный подход, из-за чего интересная философская концепция была популяризирована на уровне какого-то малобюджетного языческого гадания для скучающих домохозяек... То же самое, извините, происходит с йогой.
Карма 40
2.03.2006
Celesta

согласна со многим...

разве что одно поставлю под вопрос - много ли людей, занимающихся философией йоги без ее практики? (если они есть, то вопрос в их мотивации - ученые в чистом виде не в счет)

Йога не та область, где нужно набраться академических знаний, что б сделать первый шаг. ИМХО это работа с сознанием, то есть со своим знанием и осознанием, а не с чужим. И уже вструпив, на путь познания себя можно, точнее это произойдет своевременно и само собой в зависимости от глубины практики, приступать к изучению подоплеки, а в противном случае - оно того не стоит...

Мне ближе путь понимания истории и фиолософии йоги, через собственное осозннание и ощущение каждого элемента. И мифологические объяснения той или иной асаны мне ближе, чем сухие трактаты справочников

Хотя я полностью согласна, что лезть в восточные практики снимая только поверхностные "сливки" не задумываясь о причинах их породивших дело мммм... небезопасное.
Карма 165
2.03.2006
Тот же Патанджали по словам Элиаде "сам признается, что просто излагает и корректирует доктринальные и практические традиции йоги".

Все таки Патанджали вполне уместно назвать и создателем системы.Да,он саккумулировал,что было прежде.Однако сделал это так,как будто создал нечто не имеющее аналогов.Ведь Будду тоже критикуют,что он не придумал ничего нового.Потом,хотя и сплавляют учение Патанджали с хатха-йогой(очень много от тантры) в одно целое,однако они разнятся.Все таки проглядывает у Патанджали отречение от тела,тогда как в тантре дух и тело неразделимы.Комментируя "Йога-сутры", Б.К.С.Айенгар проигнорировал(умолчал)ту сутру,где говорится,что йогин отвращается от своего тела.
Карма 147
2.03.2006
aliminator :
Но ведь тема называется История хатха-йоги?


Ну, это же просто тема. Просто одна из интересных информаций. Я в этой теме ничего не утверждаю.

Более того, не люблю историю. Ну, такая уж я непутёвая. Я - практик, а не теоретик. Да, можно почитать для развития. Но, многие вещи из практики уже устарели. Ведь всё меняется. Всё. И уже есть много информации более адаптированной к современному миру. Более того, работающей информации, что немаловажно. Да, я согласна, что она подразумевает под собой давно уже известные вещи. Но, всё же она практична и реальна.

Не вижу смысла делать "басти" с тростниковой трубкой, когда существует клизма. ИМХО.

Celesta :
не верю в успех гонки с изучением всякой шарлатанской литературы, особенно западных авторов, на этот счет.


Согласна. Но, бывают исключения. Например, когда книгу переводит практик такой, как Андрей Сидерский. Или, издает Андрэ ван Лисбет.

Celesta :
А люди часто закупают оптовыми партиями литературу гуру разного масштаба и репутации - т.е. информацию вторичного рода, спекуляции на тему.


Точно, книг сейчас - море. Рынки переполнены. Да, мы и сами, когда начинали, покупали много ненужного, изучали, а потом относили на рынок обратно и отдавали продавцам, бесплатно.

Но, наверно, без этого трудно обойтись. Опыт. Без него никак.
Карма 40
2.03.2006
Natalika

уфффф, слава Богу...

а то я думала, я тут одним редочитающим практику болтологом останусь
Помощь сайту
⚠ Топик закрыт
Случайные топики