"Точно никто ничего не знает. Давно это было. Принято считать, что система хатха-йоги берет начало от йогов-натхов (натх - букв. господин, повелитель) - религиозной секты мистического, эзотерического толка. Её адепты встречались в Индии, Бангладеш, Непале и Тибете. Странствующие аскеты называли себя "горокхонатхи" (последователи Горакханатха - самого почитаемого вероучителя натхов. Возможно он был уроженцем провинции Панджаб, и много путешествовал по Северной Индии и Непалу, о чем свидетельствуют многочисленные священные места, связанные с его именем.) Другое самоназвание натхов - "канпхата" (с надрезанными ушами), така как при инициации посвящаемому делался надрез на ушах для особых серег.
Культ натхов считается древнейшим. Его особенности - оккультизм, стремление к обретению сверхъестественных способностей. Легенды о натхах изобилуют такими вещами, как использование магии, наркотических веществ, отвержение общества, использование мантр и ритуалы посвящения. У натхов не было формализованного группового поклонения: религиозных праздников, общих богослужений и жертвоприношений в храмах. Единственное божество из индуистского пантеона, почитаемое натхами - Шива, одна из ипостасей которого йог-аскет, создатель йоги. Считается что он является хранителем божественного знания о бессмертии, которое от него получили первые на земле вероучители натхов - Матсьендра-натх и его ученик Горакха-натх.
Матсьендра и Горакха входят в число 84-х великих сиддхов ("махасиддхов") - осуществившихся методами йоги и тантры личностей, которые открыли новую эру необычайно эффективных (но и опасных) методов реализации освобождения не только сознания (как в йоге Патанджали), но и преображения земного тела в нетленное божественное. Считается, что махасиддхи получали свои методы от всяческого рода сверхчеловеческих существ. Им приписывается получение от Шивы методов хатха-йоги, (легенды говорят о 84.000 йогических поз) создание некоторых конкретных асан, многие тантры и прочее.
Махасиддхи одинаково почитаются как в буддийских (тибетских), так и в индуистских традициях и, вероятно, были равнодушны к институциональной религии, работая преимущественно практически. Есть сведения, что Матсьендра был буддистом и основал тантрическую секту, связанную как с ваджраяной (особенно на территории Гималаев), так и с шиваизмом. ( Матсья - букв. "Рыба", в образе которой Матсьендра внимал Шиве).
"Что толку в воздержании и обетах, когда нет веры. Только влюбленный в смерть может постичь йогу. Добродетельные люди смиряют страсти, оседлав коня терпения, крепко сжав поводья памяти. Йога значит быть мертвым, оставаясь живым. Нужно спеть песнь небытия, используя свое несовершенное тело как инструмент. Самость должна быть полностью поглощена. Ты никогда не сможешь испытать йогу. Какой смысл просить об этом? Послушай, дитя. Господь утвердил свое царство в мире праха. Он во всем, как нить в четках. Он дыхание жизни в живущих. Он как дух бханга и опиума. Он жизнь в мире, как синий цвет в индиго. Он проникает всюду, как кровь в теле человека."
G.P.Briggs "Gorakhnath and the Kanphata Yogis" (Delhi,1973)