Сергей Филатов «Священный Круг»
17.09.09 - 24.10.09
В рамках параллельной программы Третьей Московской биеннале современного искусства.
Графический символ мандалы можно встретить во многих традициях и связанных с ними географических областях. Первоначально возникнув в раннеиндуистской культуре, мандала была заимствована тибетской традицией Бон. Впоследствии, наиболее широкое применение мандала получила в буддизме. По мере распространения неклассического буддизма за пределами Индии она стала достоянием Тибета, Центральной Азии, Монголии, Китая, Японии, Юго-Восточной Азии.
На выставке «Священный круг» мы встречаемся с интерпретацией мандалы современным российским художником Сергеем Филатовым. Проявляя мандалу, автор обращается к субъективному опыту, базирующемуся на интуитивном распознавании геометрических, абстрактных форм и цветовых гармоний, формирующихся в психической сфере. Такой подход не предполагает использование существующих в традиционных системах символов, исключение составляют круг, квадрат и точка.
В восточных учениях мандалу, прежде всего, воспринимают как архитектурный чертеж, представляющий собой двухмерное изображение культового сооружения или дворца. Во время медитации практикующий представляет этот дворец в трехмерном измерении в самых мельчайших деталях, таким образом, работая с собственным сознанием. Каждая из деталей соотносится с такими фундаментальными элементами как стороны света, стихии, божества, философские понятия, символы и т.п. Через эту связь медитирующий как бы воссоздает в своем сознании вселенную. Поэтому мандалу часто трактуют как модель вселенной.
Таким образом, изображение мандалы служит наглядным пособием, значительно облегчающим процесс визуализации. Канонические связи между деталями мандалы с элементами вселенной в буддизме и индуизме восходят к древним традициям, и для того, чтобы получить эти знания монахам и практикующим часто требуются десятилетия. На пути самоисследования изображение мандалы для Сергея Филатова, как художника, есть инструмент пересоздания себя, трансформации, выхода за пределы обыденного.
http://www.vgallery.ru/ru/archives/archive57/archives57.htm