Молодожены, отправившиеся на поезде в Индию, вынуждены примирять атеизм и веру в драме режиссера Мохсена Махмальбафа. Он — неверующий, охваченный сомнениями, а она верит, что ответы на вопросы жизни придут к ней через молитвы. Хотя вопросов, по которым молодые супруги могут придти к согласию, мало (включая перспективу завести детей), они любят друг друга и полны решимости разделить это духовное путешествие. В разгар философского спора святой, стоящий на путях, вынуждает поезд резко затормозить и остановиться. Хотя местные нищие почитают его за его способность воздействовать на локомотивы, в правде намного меньше мистики. Много лет назад этому человеку не удалось совершить самоубийство на железнодорожных путях — машинист приближающегося поезда увидел его и затормозил. Сегодня нищие заставляют его повторять это "чудо" ежедневно, чтобы поезд останавливался, и они могли собирать подаяние с пассажиров.
Сценарий: Мохсен Мафмальбаф
-----------------
Пятидесятилетний иранец серьезно увлечен мистическими теориями, которые позволяют голому и нищему, как принято считать, населению Индии воспринимать жизнь относительно благостно (учитывая иранские религиозно-политические реалии, фильм следует понимать как скромную духовную диверсию, вроде "Андрея Рублева"). На возможный скепсис бездуховной публики режиссер реагирует превентивно — найденный после долгих скитаний святой говорит с путешественниками, удрав за кадр (доверчивая героиня смотрит ему в глаза, сомневающийся герой отворачивается). Смысл этих пряток очевидно таков: нечего, мол, глазеть на недоступное вашему пониманию. (Василий Корецкий, Time Out, Москва, 22.10.2008)
А вот "Крик муравьев" иранского режиссера Мохсена Махмальбафа – зрелище для взрослых, причем — преимущественно для эстетствующей публики. Жанр картины определить весьма сложно, хотя кинопрокатчик и характеризует ее как "приключение". Но поклонникам Индианы Джонса мы бы рекомендовали не обращать на этот пунктик внимания. (Дмитрий Гомельский, Digitlife, 22.10.2008)
Как и персонажи андерсоновского "Поезда на Дарджилинг", герои "Крика Муравьев" путешествуют в поисках просветления по индийской железной дороге, то и дело сталкиваясь с разнообразными странными типами и причудливыми явлениями. В религиозном плане Махмальбаф копает глубже, чем Андерсон, но тоже позволяет себе иронию. Святой старец здесь останавливает взглядом поезда не только из мистических соображений, но и чтобы его товарищи-голодранцы успели пробежаться вдоль вагонов в поисках милостыни. ("Ваш досуг", 20.10.2008)
Как ни странно, Махмальбаф смотрит на Индию глазами скорее европейского путешественника. Он оказывается на месте человека, которого одновременно водят за нос и очаровывают. Собственно, в этой стране иначе и не бывает. (Александр Стрелков, "Ведомости. Пятница" №38 (125), 17.10.2008)
Временами Индия играет тут саму себя, как когда-то в выдающемся махмальбафовском "Кандагаре" играл себя Афганистан, — но ее живой голос исправно тонет в потоке банальностей, транслируемом автором через героев. Жизнь если проскальзывает сюда, то по режиссерскому недосмотру: вот дерево, вот выразительное лицо, вот натуральная (так не сыграешь) мигрень в глазах актрисы, слушающей монолог партнера о том, почему он не хочет производить детей в этот несовершенный мир. Символизм, которым славилась "новая иранская волна", выродился в балаган, какого постеснялся бы Ким Ки Дук: героиня долго сидит с варежкой на лице, герой всю дорогу несет на себе стул (для тех, кто не готов ждать разгадку этого образа час сорок, у Махмальбафа есть короткометражка "Стул" — с теми же актерами). (Роман Волобуев, "Афиша", Москва, 15.10.2008)
"Расстраивает то, о чем я уже говорил: когда вижу бедняков. И когда вижу глупцов. И когда вижу проявления фашизма. Я вообще очень сентиментальный человек. Многое может меня расстроить. Подчас даже самые простые вещи..." (Дмитрий Мостовой, ЦентрАзия, 17.07.2007)
...и хотя Махмальбаф давно уже пришел к пониманию того, что, оставляя в стороне Запад, можно показать, как одна южно-азиатская культура развенчивает миф о другой, ему есть что сказать о том, как Индия эксплуатирует и мистифицирует саму себя. (Nick's Flick Picks)