Насколько мне известно, театр не очень популярен в Индии и имеет специфику религиозной направленности. Заинтересовавшись этой темой нашла информацию про индийскую классическую драму. Кто -нибудь присутствовал на чем-то похожем? Где можно посмотреть на это чудо? Статья ниже:
"Когда говорят о классической индийской драме (или о классической санскритской), то имеют в виду не литературную драму на санскрите вообще, но именно драму,связанную с живой театральной традицией, т.е. драму эпохи древности и раннего средневековья. Драма на санскритском языке окончательно сложилась в III веке до н.э., хотя некоторые ученые относят это к V веку.
В истории классической драмы остается много неясного. Мы не располагаем полным драматическим материалом - до нас дошли лишь некоторые немногочисленные произведения. Как правило, неизвестна биография авторов драм, а потому хронология классической драмы неопределенна и в большинстве случаев предположительна.
В сохранившейся литературе драма представлена тремя формами: это натака (букв. "танцевальное представление"), пракарана (букв. "повод", "случай") и бхана (букв. "передразнивание", "клоунада").
Натака восходит к мистерии. Главное, что указывает на ее мистериальные истоки - религиозность сюжета, который заимствуется из священной - мифологической или эпической - традиции.
Первоначальные натаки представляли собой просто литературные обработки известных мистериальных сюжетов, и лишь постепенно, по мере все большего отдаления театра от культовой сферы, наметились те ограничения в выборе сюжета и те изменения в его разработке, которые окончательно отделили натаку от породившей ее мистерии.
Развиваясь, натака постепенно концентрируется на любовной теме, и становится светской (бытовой) драмой. Бытовизация натаки в большей степени была связана с развитием придворного театра. Приобщение театра ко двору особый размах приобрело при Гуптах. Постепенно фигура бога (одного из обязательных участников натаки) вовсе была вытеснена из натаки, а атмосфера действия стала все более проникаться духом утонченной придворной галантности. Появляется новый жанр драмы - натика.
Натика - "малая", "легкая" натака. В этой натаке нет уже никаких следов мифа. Действие разворачивается главным образом в царских покоях и парках, в обстановке, обладающей всеми приметами придворного быта.
Пракарана - бытовая драма, разворачивающаяся в хорошо знакомой зрителю городской среде, с обыденными персонажами, многие из которых тяготеют к типу-маске с ярко выраженным смеховым началом. Герой здесь чаще всего купец, а героиня - гетера.
Бхана - малый жанр классического театра. Это небольшая пьеса, сцена без сюжета для одного актера. Роль, исполняемая актером в бхане, - вита (о вите см. дальше).
Первоначально различия между этими жанрами драмы были, но потом они практически исчезли. Из слияния этих трех видов драм получилась общая драма, построенная по общему канону.
Сначала идет нанди - вступительное благословение, обращенное к зрителям и взывающее к покровительству божества. После нанди обычно идет интерлюдия. Интерлюдия содержит объявление имени автора и названия пьесы. Это небольшая, но очень эффектная диалогическая сценка между хозяином труппы (сутрадхарой) и актрисой (реже - актером). Создается иллюзия непринужденной беседы, которую ведут между собой актеры.
Нанди и интерлюдия вместе составляют пролог. Пролог убеждает сперва в нереальности мира пьесы, который будет разыгрываться актерами, беседующими о том, все ли готово к началу спектакля, а в следующий момент представляет этот мир как равноправно входящий в мир самого пролога и, значит, реальный.
Переход к драме достигается немногими остроумными приемами. Он состоит из представления первого персонажа, появляющегося на сцене. Иногда действие пьесы просто врывается в беседу пролога - за сценой репликой, криком, и сутрадхара, объясняя причину шума, вводит первое действующее лицо. Иногда персонаж связывается с ситуацией пролога по ассоциации ("Сакунтала").
Известная нам литературная драма (III - V вв.) - продукт искусства, уже далеко ушедшего от своих синкретических истоков. Присутствие сверхъестественных персонажей, печать священности сохраняют в натаках аромат мистерии, но это не более чем дань традиции и, может быть, даже плод сознательной стилизации под мифическую архаику. Мистериальные мотивы оттеснены на задний план, на переднем плане - любовь героя к героине. Персонажи превращены здесь в изысканно-чувствительных влюбленных, поведение которых полностью подчинено правилам галантного этикета. В натике же сюжет принадлежит к не священной легендарной традиции, мистериальный элемент снят в них полностью, любовная линия предстает менее возвышенной и идеальной, чем в "настоящей" натаке.
Следует также отметить, что индийская классическая драма представляла собой нечто иное, нежели греческая. Во-первых, здесь нет трагедии, так как трагическая развязка не допускалась. Во-вторых, сложные философские проблемы не обсуждались, ибо драматурги придерживались общепринятых религиозных убеждений. К их числу относились доктрины перерождения и причинно-следственной связи. Случайности и беспричинное зло исключались, ибо то, что происходит сейчас, есть неизбежный результат какого-нибудь события в прежней жизни. Нет никакого вмешательства слепых сил, с которыми следует бороться человеку, к тому же эта борьба бесполезна."