Индия. Драма-мистерия о сотворении. /19-й век/
Ситта-Рама – пьеса, принадлежит к мифологическим драмам-мистериям в роде Эсхиловых. Глядя на это представление отдалённейшей древности, зрители невольно переносятся в те времена, когда Боги сходили на землю. Всё здесь было туземное и ничто не напоминало нам нашу западную обстановку.
Наконец взвился занавес... Тишина, заметная даже в антрактах стала ещё заметнее. Видно было, что в глазах публики, по большей части поклонников Вишну, шла не обыкновенная пьеса, а религиозная мистерия, представляющая жизнь и приключения их любимых и самых уважаемых богов.
Пролог. Эпоха (ранее которой ещё не один драматург не рискнул выбрать для своего сюжета) перед сотворением, или скорее перед последним проявлением мира. В то время пралайа подходит к концу, Парабрама просыпается, вместе с его пробуждением вся вселенная, покоящаяся в божестве отделяется вновь от божественного принципа и делается видимой. Все боги, умершие вместе со вселенною, начинают медленно возвращаться к жизни. Один ’Невидимый’ дух – ’вечный, безжизненный’, ибо он есть безусловная самобытная жизнь, - парит, окруженный безбрежным хаосом. Священное ’присутствие’ невидимо: оно проявляется лишь в правильном периодическом колыхании хаоса, представляемого тёмною массой вод, затягивающею всю сцену. Эти воды ещё не отделены от суши, ибо Брама, творческий дух Нараяна, ещё сам не отделился от Вечного. Но вот колыхнулась вся масса, и воды начали светлеть: от золотого яйца, лежащего под водами хаоса, пробиваются лучи; оживотворённые духом Нараяны, яйцо лопается и, проснувшийся Брама поднимается над поверхностью вод под видом огромного лотоса. Являются лёгкие облачка; сперва прозрачные и белые, как паутина, они сплачиваются и мало-помалу превращаются в десять олицетворённых творческих сил Брамы – ’праджапати’, поющих хвалебный гимн Творцу (Браме – владыке всех тварей). Пробил час общего пробуждения; конец пралайи: всё ликует, возвращаясь к жизни. На отделившемся от вод небе являются асуры и гандхарбы. Индра, Яма, Варуна и Кувера, - духи, заведующие четырьмя странами света. Из четырёх стихий: воды, огня, воздуха и земли, брызжут дождём атомы и зарождают змея Ананду. Чудовище всплывает над поверхностью воды и, лебединую шею дугой, является лодкой, на которой покоится Вишну, в ногах бога сидит Лакшми – богиня красоты, его супруга. «Сватха! Сватха! Сватха!» – восклицают хором небесные певцы, приветствуя божество.
Вся поэма вкратце пропета небесными хористами. Далее идут 14 действий, хорошо известной поэмы Рамаяна, в которой принимают участие несколько сот лиц...
Коротко о том же процессе, но немного не так: Бог Брама появился из Лотоса, который растёт из пупа Вишну, Вишну – олицетворяет вечное и беспредельное Пространство, а Брама – Вселенную и Логос.