7-9 декабря отмечается один из самых главных праздников буддистов нашей страны и всего мира – «Праздник тысячи лампад». В Бурятии этот праздник носит название «Зула Хурал», в Тыве он называется «Чула Хуралы», а в Калмыкии его зовут просто «Зул».
В этом году 25 день десятого лунного месяца приходится на 8 декабря 2012 г. В этот день последователи Дхармы Будды отмечают уход в Нирвану Величайшего Учителя, реформатора и основателя самой влиятельной школы тибетского буддизма Ламы Цонкапы (1357-1419).
Деяния Ламы Цонкапы, которого почитают как воплощение Будды Манжушри и справедливо называют Царем Дхармы трех времен действительно трудно переоценить.
В результате реформ тибетского буддизма, проведенных Чже Цонкапой была основана традиция Гелуг (в переводе с тибетского «Добродетель») направленная на строгое следование правилам Сангхи и глубокое изучению буддийской философии. Цонкапа обучил более тысячи учеников, а так же оставил после своего ухода Собрание сочинений в восемнадцати томах, которое включает в себя сотни трудов по всем аспектам буддийского учения.Кстати, одним из учеников Чже Цонкапы был Гендун Друп (1391–1474), объявленный Первым Далай-Ламой. А в настоящее время главным носителем величайшей традиции тибетского буддизма является Его Святейшество Далай-лама XIV.
Сам «Праздник тысячи лампад» (вариант «тысячи свечей») отмечается в течение трех дней. В день памяти Чже Цонхапы принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи масляных лампадок. В память о великом Учителе лампадки горят до самого рассвета.
В дни празднования Зула Хурала принято совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, совершать обходы храмов и простирания.
Интересные факты из истории праздника
1. За день до начала праздника местные энергосбытовые компании фиксируют небывалый рост энергопотребления в крупных населенных пунктах в традиционных буддийских регионах России. Виной тому стиральные машины, пылесосы, утюги и другая бытовая техника, синхронно запускаемая в большинстве домов. Это не удивительно, поскольку накануне праздника обязательно нужно перестирать все грязное белье в доме, по возможности перегладить его и сделать генеральную уборку.
2. Долгое время в традиционных буддийских регионах России отсутствовал тотальный запрет на употребление спиртных напитков в праздник. До сих пор существует ритуал, согласно которому если собравшиеся за столом решили немного (совсем немного - ред.) выпить во благо всех существ, то первые капли из бутылки обязательно следует брызнуть на огонь. Однако в последнее время растет число тех последователей Дхармы Будды, которые практикуют частичный или даже полный отказ от употребления субстанций, омрачающих сознание. Благодаря миссионерской деятельности многих буддистских подвижников, передающих учение и практику Ламы Цонкапы в России все больше мирян в «Праздник тысячи лампад» дают обет воздержания от употребления алкоголя сроком на месяц, 6 месяцев, на 1 год и даже пожизненно.
3. В Калмыкии этот день помимо прочего считается Всенародным Единым днем рождения для всех калмыков. Совершенно не важно, когда родился человек: 27 января, 13 апреля или даже 21 ноября, именно в день праздника Зул он становиться старше на 1 год. Так что меланхолические сожаления легендарного мультяшного крокодила по поводу того, что день рожденья только раз в году тут мало кто разделяет.
4. Очень полезно в этот день совершать простирания. Кстати, сам Лама Цонкапа за всю свою жизнь совершил ни много ни мало 3,5 миллионов простираний. Это примерно 170 каждый день, если начинать отсчет от пятилетнего возраста. Личный рекорд автора этих строк 216 простираний в день. Однако после этого суставы болели так, что неделю было сложно выполнить даже примитивные физические упражнения. Отсюда совет в лучших традициях «учения о серединном пути»: лучше 16, но каждый день, чем 216, но раз в неделю.
5. По преданию, сам Лама Цонкапа в конце земной жизни просил будущих учеников (т.е. нас с вами) не печалиться, что они (мы) не встретились с ним лично, а прочесть два его главный сочинения – «Ламрим» и «Нагрим». Изучение этих работ, по мнению Чже Цонкапы и будет равноценно личной встрече с Учителем. Между прочим, подавляющее большинство трудов Ламы Цонкапы уже переведено на русский язык.
6. «Зажигая дома лампаду или свечу помните: огонь ни в коем случае нельзя задувать!» Нет, нет, это не предостережение МЧС России, а суровое предание тибетской «старины глубокой». Просто следствием задувания огня могут стать тяжелые болезни и преждевременная старость! Если хотите потушить пламя, лучше использовать подсобные предметы. Кстати, в буддизме фитиль символизирует человеческое эго, масло – океан страданий в Сансаре, а огонь - мудрость, которая постигла Пустоту. Соответственно, возжигая лампаду, представьте, что мудрость, постигшая Пустоту, сжигая человеческое эго, поглощает океан страданий. Сложно? Тогда попробуйте еще раз.
Оригинальный текст: http://komikz.ru/news/columnists/?id=8785