Путешествие в Индию
Passage to India
Британия, 1984
Действие этого масштабного, добротного, как хороший английский костюм, фильма (по роману Э. М. Фостера) происходит в двадцатые годы. Столкновение культур Востока и Запада показано на материале нетривиальной поездки молодой своенравной англичанки (Дэвис) в Индию. Великолепные характеры, умная режиссура патриарха британского кино Дэвида Лина.
Не очень-то мне нравятся "добротные английские костюмы", я всегда предпочитал итальянские, - в них меньше снобизма и больше вкуса с нотками разгильдяйства. Кинуха действиетльно очень добротная, но нудноватая. Эдакий высокомерный реверанс с извинениями за колониальное прошлое. Британцы в фильме коварные и высокомерные, временами безрассудно благородные, индусы наивные и тотально бестолковые. Старое доброе кино с великолепными костюмами и академически красивыми съемками. Посмотреть стоит, правда восторгов не будет. Хваленая режиссура и драматургия совсем не "ах!" Кто втыкается в английский - стоит посмотреть на инлиш, язык в фильме весьма интересный.
Миларепа
Milarepa
Бутан, 2006
Бутанский фильм об учителе тибетского буддизма, знаменитом йоге-практике, поэте, авторе многих песен и баллад, до сих пор популярных на Тибете, одном из основателей школы кагью Джецуне Миларепе (1052-1135), который первым (после двенадцати лет медитации) достиг состояния ваджрахары за одну жизнь, не имея заслуг в предыдущих рождениях. О Миларепе можно почитать, в частности, в книге У.Й.Эванса-Вентца "Великий йог Тибета Миларепа", которая многократно переиздавалась на рус. яз. Можно почитать на русском и произведения самого Миларепы. Можно посмотреть на изображения Миларепы в конце этой рецензии. В том числе и на картине кисти Николая Рериха "Миларепа внемлющий (1925).
Хорошие интересные съемки и костюмы. Есть основания полагать, что поскольку сняли его бутанцы, костюмы и быт реконструированы корректно и достоверно. Вышла первая часть фильма (вторя мне не попадалась) о первых 20 годах Миларепы, когда он обучался у магов для того, чтобы отомстить соседям. На протяжении всего фильма главный герой и все остальные активно жрут мясо, покупают и продают мясо, мясная тема проходит довольно ярко. В первой части буддизмом и не пахнет. Все маги, у которых обучается Миларепа одеты без явных признаков религиозной идентичности. Интересно, что у первого учителя, "мага энтри лэвел" все время где-то на заднем плане мелькает шиваистский трезубец, а второй "эдвансед лэвел" проводит ритуалы страшно похожие на зороастрийские, даже мобедские. От второго учителя Миларепа уходит в высокой конической шапке, страшно похожей по форме на те, что носят зороастрийские шаманы в Киргизии. Я не настоящий сталевар, нифига в этих материях не понимаю, но для понимающих несомненно кино будет офигинительно интересным мистико-этнографическим ребусом. Фильм в целом, судя по всему, должен быть буддийского толка. В первой части это просматривается едва и очень радует, что сделан без религиозной и культурной предвзятости. Рыкаминдую, кароче.