Путевые заметки. Черновой вариант,некоторые названия пока не восстановлены.Было желание индивидуально проехаться в августе этого года подробнее по некоторым местам, но не сложилось.В мероприятии участвовали четыре российские машины и одна арендованная китайская.Текст дописывается
Я не великий компьютерный гений,поэтому возникли трудности с размещением отдельного файла. В оригинале - текст в ворде с фотографиями, не грузится,видно что-то не так делаю, отдельно размещать фотки не вижу смысла, они привязаны к дням. Видимо будет голый текст, да и то кусками.
25 сентября
Рейс в Бишкек задержали почти на час- самолет не готов к полету., потом посадили всех в самолет и ждали еще некоторое время. Я задремала, и вот что удивительно – первый раз заснула и пропустила взлет. Когда проснулась, в первый момент даже не поняла, что уже в воздухе. Вообще, сплю много и с удовольствием. Как будто организм перестраивается на другой режим функционирования. Может и хорошо. Перед отлетом меня терзали смутные сомнения, тоска какая-то что ли. Возможно, просто устала, надоело все, раздражает, какие-то мелкие проблемы и мало радостных и стимулирующих моментов. А сейчас голова как будто потихоньку очищается и просветляется.
В аэропорту нашла ночевку в медицинском центре -200 местных денег. Туалет, душ присутствуют. Аскетизм конечно, но зато не надо в город ехать или в зале ожидания сидеть. Сумку и коробки сдала в камеру хранения – 100 местных денег, в столовой внизу взяла чай, жареный пирожок с картошкой, котлета говяжья в лучших советских традициях - много жира и хлеба, и совершено нормальный капустный салат со специями, который выглядел подозрительно, но на вкус оказался вполне приличный. Все изобилие – 35 местных денег – слава коммунизму!
Курс в аэропорту – 10руб.=13 местных денег
26 сентября
Утром я прилетела в Ош, меня встретил местный сопровождающий Евгений и привез в гостиницу.
Машины в слое пыли снаружи и внутри. L200 отстала на ремонт – лопнула рама. Это как же надо было прыгнуть!
Часть команды уехала в обед, мы остались тремя машинами
Ребята с L200 сообщили что они едут прямым ходом в Сары-Таш к месту следующей ночевки
Во дворе полным ходом шел ремонт хаммера. Накрылись задние пневматические подушки подвески. По общему мнению давних знакомых, раньше Керк лежал под УАЗиком, теперь так же лежит под хаммером – такая у него планида! После обеда ремонт был примерно завершен, хотя подушки полностью так и не надувались, а часть трубки пришлось приспособить купленную на местном рынке.
Можно было двигаться дальше. Но сначала мойка и наведение красоты на что было потрачено немало драгоценного времени.
Дистанция Ош –Сары-таш – 180 км
По дороге закусили в местной харчевне
.
.
Стемнело. У хаммера лопнула трубка в злополучной подушке- не выдержала давления.Они опять встали на ремонт. С ними на подстраховку остался Чероки и Саныч, в Дефендер за руль сел Женя Шаталов,но забыл взять документы на машину. Пришлось на трех постах буквально заговаривать зубы проверяющим. Фраза «Там у нас хаммер сломался!» действовала завораживающе.
Дорога «смерть подвеске» – разваливающийся асфальт, положенный еще при царе Горохе, или убойный грейдер. Видно, что во многих местах ведутся подготовительные работы – говорят что китайцы будут строить эту дорогу на благо киргизов – слишком большой грузопоток, китайцы заботятся о своей внешней торговле.
Проходили перевал? Cr, метров? Очень жаль что не видели его днем- зрелище серпантина было бы восхитительное. Полная луна освещает горы и открывается фантастический , почти нереальный пейзаж.
Часов в 12 ночи добрались наконец до гостевых домиков. На полу кошмы и коврики, постелено толстое ватное одеяло как матрас, сверху другое – укрываться. Одеяло тяжеленное, может и придавить. Домик отапливается печками, дров нет- кизяк.Специфический запах застаревшего сала непонятно почему- в целом все чистенько.
Несмотря на отопление в доме все равно холодновато, толстое одеяло спасает не сразу – ему тоже надо нагреться.
Высота ночлега- ?
Хаммер и Джип вернулись под утро
27 сентября
Подъем в 6 утра- до девяти нужно успеть на границу к открытию. До обеда она пропускает в сторону Китая, после обеда в сторону Киргизии. Если не успеем проехать с утра- застрянем еще на один день.
Дистанция Сары-таш- ? -80 км
Состояние грейдера до границы еще хуже - видимо его подсыпали песком с очень крупной галькой и теперь эти бульники все вылезли наружу. Хотя можно съехать на параллельную колею в степи – там ям и камней поменьше.
С утра у меня кажется случилась встреча с легкой горной болезнью – болит голова, подташнивает и быстрая усталость при физической нагрузке. В конце концов выпила таблетку от головной боли и тут мы спустились вниз на 400 метров. Голова и тошнота прошли, но что подействовало – непонятно. Другие участники вроде бы не жаловались, но они уже были на высотах в Киргизии.
Прощание с гостеприимной Киргизией прошло быстро. Нас осталось четыре машины - два Дефендера – большой и маленький, L-200 и хаммер. Еще четыре участника пересядут в Китае на арендованную машину, а пока разместились по имеющимся автомобилям.
Китайцы встретили нас традиционным «чифанем» - обеденным перерывом. Вообще «чи-фань» в Китае – это святое и ждать нам нужно было еще больше двух часов. Решили тоже почифанить, Достали китайский термос с полуостывшим кипятком, китайскую же лапшу - пора привыкать.
На границе налетели китайчата в белых перчатках и давай досматривать! Особенно интересовались лекарствами и компьютерами, тыкали на кнопочки и качали головами. Вообще процедура заняла по местным меркам немного времени - около часа.
Бывает, что машины досматривают с пристрастием и это может занять до трех суток. Иногда автомобили могут просветить в специальном рентгеновском аппарате, но к счастью нам не удалось увидеть и эту процедуру.
Китайский гид встретил нас на границе на машине с водителем.
Смеркалось, накрапывал дождик. Автомобили были еще раз проинструктированы об особенностях вождения в Китае в темное время суток: китайцы, зачастую вовсе не выключают дальний свет, что особенно неприятно при встрече с грузовиком. Связано это с тем, что на дорогах полно телег, запряженных осликами, не имеющих никакого освещения и нагруженных порой так, что за тюками не видно ни телеги, ни ослика, ни хозяина.
До Кашгара 210 км, еше раз почифанили в середине пути. Гид поинтересовался, где мы хотели бы пообедать, на что ему было сказано, что еда дальнобойщиков нас вполне устроит. В городке ? была найдена маленькая харчевня, где нам подали по тарелке длинной широкой лапши с мясом и овощами. Островато и вкусно. Счет на всю компанию – 120 юаней (примерно 15 долларов).
Около двенадцати добрались до Кашгара.
28 сентября
C утра началась процедура получения китайских номеров и водительских удостоверений.
Гид поменялся, а через два дня будет еще один. Как нам объяснили, такая свистопляска с гидами связана с тем, что гид, который должен был нас сопровождать с самого начала, попал в аварию с предыдущей группой туристов и теперь не так просто найти ему замену – далеко не всякий китаец хочет подниматься в горы на экстремальные высоты. Как показали дальнейшие события – к выбору гида нужно относиться внимательно и трепетно, а не брать кота в мешке.
Завтрак в китайском стиле – много травы, отварная холодная говядина, яйца, жидкий чай- в общем с непривычки можно остаться голодным.
После обеда вся команда в свободном режиме: Хаммер и Мицубиси на сервис, Трушников с ними, остальные – кто за покупками, кто гулять по городу.
Мы с Галиной решили докупить необходимые в дороге штаны и кроссовки и отправились в большой торговый центр на West Renmin Road. В подземном этаже находился супермаркет – уж мы там нагулялись! Всякие продукты диковинные – пойди пойми что это такое. Одно плохо - сыра нет никакого, не производят и не едят. Да и с хлебом беда – только сладкие булки. Хорошо пока еще встречаются восточные лепешки.
Вообще Кашгар похож на типичный среднеазиатский город – те же лица, мужчины в тюбетейках и калошах, женщины в платках и чадрах, базарный гомон и суета, мечети, арабская вязь. Только вывески продублированы иероглифами и видны китайские лица, хотя и не густо. Многие местные уйгуры на китайском не говорят вовсе, особенно деревенские.
Вечером наш новый гид повел нас в уйгурский ресторан на территории отеля - вкусно, но из спиртного только пиво.
Официантка тихонечко трогала меня за волосы – то ли на счастье, то ли проверяла – не парик ли? Только дай волю – весь персонал сбежится, разберут косу на сувениры. А руки вы помыли?!
Китайские водительские удостоверения показали и даже дали подержать, но почему-то не отдали. Документы в принципе были готовы, но нам сказали, что гид из Пекина прилетает завтра после обеда, и мы сможем поехать только послезавтра. Уже получается отставание от графика.
После ужина нас с Галиной отвезли на сервис, где уже заканчивали ремонт многострадального Хаммера. Вместо разорванной пневматической подушки были установлены сдвоенные пружины от тойоты
Вечер решено было закончить походом на ночной рынок. Пестрые ряды с местным фаст-фудом радуют глаз и брюхо. Хочется попробовать всего, но желудок не резиновый. Типичный супчик, что мы съели - с говядиной, овощами и лапшой – наваристый и острый, не все такое осилят.
Надо сказать, что попали мы как раз в Рамадан, поэтому днем в городе пообедать было не так просто. С рассвета до заката правоверный не может принять ни крошки хлеба, ни капли воды. Зато вечером – ешь сколько душе угодно во славу Аллаха!
Китайцы же пост не соблюдают – ищите днем китайский ресторан.
29 сентября
Свободный день. Мы пошли на прогулку в старый город. Он очаровывает. Сначала сувенирные ряды – ножи, тюбетейки, калоши, расписные детские люльки с дыркой для попы, камни и поделки, китайские шали и прочая утеха для туриста.
А потом вдруг видишь лоток со специями, другой с деревянной посудой, тележку с фруктами и понимаешь, что вот здесь-то уже началась реальная жизнь. Мастерские с музыкальными инструментами, оцинкованными тазами, ведрами и рукомойниками, медными кувшинами всевозможных размеров от маленьких до двухметровых, огромные сита (интересно, для чего они?) – все это изготавливается на твоих глазах, ты можешь даже зайти и посмотреть. Стучат молотки, бондарь распаривает и гнет доски, мастер шлифует заготовку для инструмента – все заняты своим делом, никто не обращает внимания на праздного зеваку. А мы сворачиваем в узкую улочку и через десяток метров попадаем в тихий двор с балкончиком– тут царство женщин и детей. Окна прикрыты ставнями – то ли от жаркого солнца, то ли от любопытного взгляда. Полное ощущение того, что время замерло пару сотен лет назад.
К сожалению кое-где старые кварталы сносятся, вместо них вырастают современные многоэтажные здания, Китай ведет наступление на древний Кашгар.
И конечно же главная достопримечательность Кашгара – мечеть ИдКах.
Вечером запасаемся продуктами на случай голода в дальнем походе. Привычных нам тушенки, копченой колбасы, сыра и хлеба – нет как класса. Знали бы – привезли с собой! Набрали лапши на целый взвод (не пригодилась), еще какой-то ерунды, воды.
Прибыл гид, который будет сопровождать нас до конца поездки. Как выяснилось, он из Пекина и сопровождал группы только по Центральному Китаю, ни в Уйгурии, ни тем более в Тибете никогда не был, тибетского языка и культуры конечно же не знает, при себе имеет атлас автодорог Китая и наши разрешения на проезд. Насколько он будет полезен для путешествия? Ладно, лишь бы не мешал!
Арендованная машина оказалась пожилым Хюндаем китайской сборки с бензиновым двигателем. На ней предстоит проехать двадцать два дня, что уже вызывает разные сомнения. Резина шоссейная, совершенно не подходящая для разбитых грейдеров, гид настойчиво твердит о какой-то присадке, повышающей октановое число топлива, но найти мы ее не можем. Впоследствии выяснилось, что без этой присадки из-за особенностей местного бензина тихо умирает топливная система. Дизелям конечно тоже пришлось несладко, но они хотя бы ехали.
А завтра начинаются какие-то китайские праздники и очередной съезд партии, десятидневные выходные – для поощрения внутреннего китайского туризма.
30 сентября
Кашгар(Kashgar, Kashi)-Яченг(Yacheng, Kargilik) 240 км
Вообще-то мы хотели сегодня доехать до места следующей ночевки в Мазаре, чтобы наверстать упущенный день. Но если хочешь насмешить богов – расскажи им о своих планах. В сорока километрах от Яченга у Хюндая сломался маятник рулевого управления, .хорошо что он не улетел с дороги. Детальку бодро открутили, временно заменили Галю на гида - и обратно в Яченг. Кстати, мимолетный осмотр показал, что так же дышат на ладан шаровые и некоторые другие немаловажные детали.
На третьем автосервисе стало понятно, что поиски бессмысленны. Маятник пообещали привезти из Кашгара и установить на машину к завтрашнему утру. Отправили эвакуатор с гидом за Хюндаем и сообщили остальным, что можно уже возвращаться, поездка на сегодня окончена.
В гостинице никто не говорит на английском. Мимо проходит сотрудница соседней компании, знающая несколько слов по-русски. То ли она родом из Узбекистана, то ли ее родственники, я так и не поняла. В общем, поселились.
В городе особых достопримечательностей не отмечено, кроме невероятного количества повозок с осликами, ослами, а то и просто ослищами, не соблюдающих никаких правил дорожного движения. А что вы хотите – праздничный базар!
Так же Яченг считается центром производства знаменитых ножей.
1 октября.
Яченг - Мазар 247 км
Yacheng (Kargilik) – Mazar
С утра в холле гостиницы нас ждал сюрприз! Местные кгбешники, узнав о несанкционированном заселении лаоваев в гостиницу, не имеющую лицензии на прием иностранцев, пришли пожелать нам доброго утра и заодно ненавязчиво проверить наши документы. Точнее, наведались они еще накануне вечером, но им было сказано, что лаоваи уже все спят и будить их нельзя ни в коем случае. Наверное, у нас тоже так было в недалеком прошлом.
Около обеда выезжаем в Мазар.
Дорога начинает подниматься на высокогорное Тибетское плато. Серые горы, пыльные серпантины. Справа видны заснеженные вершины хребта Кунь-Лунь, слева горы хребта Карокорам.
Перед Мазаром проходим перевал Chiragsaldi La 4990 м. Сам Мазар на высоте 3800 м.
Мы предполагали, что будем ночевать в гостевом доме военной части Мазара, но в связи с наступившими праздниками и в преддверии очередного съезда Коммунистической партии Китая, бдительность была усилена и в ночлеге нам было отказано.
Часть группы поставила палатки у речки, ленивые остались ночевать в местной харчевне -там были какие-то нары.
Слегка гудит голова и трудно активно двигаться. Установка палатки в этих условиях – тяжкий труд.
2 октября
Мазар-Дахoньлютань-Али ,около 800 км
Mazar-Dahongliutan-Ali (Gar)
Сегодня будет очень тяжелый день .Подъем в шесть утра, выезд в семь. температура ночью была примерно -3, но было не холодно, только иней на тенте палатки пришлось вытряхивать.
Высота плато в этих местах более 5000м. Сегодня я еду в L200.
Первоначально предполагалось ночевать в поселке с матершинным название Дахуньлютань, куда добрались уже к обеду. Назвать городом это жилое поселение – язык не поворачивается. За домами кучи мусора. На вопрос: «Где туалет?», гид ответил хрестоматийно: «Everywhere!!!».Но более-менее чистое местечко в поле можно найти только если отойдешь от домиков метров 50- все усеяно отходами жизнедеятельности. Видимо еverywhere ходит весь поселок .
С целью экономии времени было решено не ночевать в Дахуньлютани, а попытаться доехать до Али.
Со вчерашнего дня у меня была легкая горная болезнь, сегодня она усилилась, одышка, сердцебиение, рвота и тошнота, сильная головная боль, двигалась с трудом, есть я, конечно, ничего не могла, да еще укачивало на заднем сиденье. Снимать, к сожалению, тоже почти не могла
Самый высокий перевал на плато около 5500м. Часть плато, принадлежащая к спорным территориям, сухая и безжизненная, пыль и сильный ветер, лунные пейзажи. Спорят по поводу этих территорий Китай и Индия давно, а иностранцу получить разрешение на проезд по этой дороге до недавнего времени было невозможно.
На спорных территориях проезжали блокпост, нас проверили и записали.
Вдруг в конце этого отрезка появилость озеро. Дорога по самому краю, можно свалиться в воду.
Потом начался Тибетский район, появилась трава, птицы, дикие олени, пастухи и овцы. Еще видели зайца и лису.
На одном озере была утиная ферма. Это так странно - я не могу двигаться, а люди там живут, уток разводят.
Дорога – трясучий грейдер, средняя скорость -40 км.ч
Китайская машина на развилке перепутала дороги и уехала километров за 50 в другую сторону. Хорошо, вовремя спохватились и вернулись. Так же у них отвалилась фара, пробило колесо, домкрата в машине не оказалось (еще раз спасибо китайцам), пришлось задействовать смекалку, хайджек и набор ругательств. Фару подобрали по дороге коллеги.
Хаммер тоже не едет и доводит хозяев до бешенства, его опять таскали на веревочке.
Стемнело. У всех уже болит голова, пассажиры еле двигаются, водители еще как-то держатся. Еще один блокпост, опять проверка.
Китайский джип, хаммер и длинный дефендер остались заправляться, L200 и дефендер 90 поехали вперед. Последние сто километров - прекрасный асфальт. Еще один блокпост, но нас пропустили и без полной группы - то ли спать китайцы хотели, то ли режим помягче. В 5 утра наконец нашли город и гостиницу, я упала спать даже не раздевшись.
3 октября.
Али.
Сегодня целый день лежим в номере. Сильная слабость, в туалет три метра шла по стеночке минут пятнадцать. Умывалась в три захода: почистила зубы – полежала, отдохнула, умылась – опять отдохнула, с трудом приняла душ – думала не доживу, свалюсь тут же. Выпила чая с медом, опять легла спать. Галя вообще не вставала. К вечеру полегчало, дошла до ужина, чуть поклевала, кусок в горло не лезет.
4 октября.
Али-Занда (около 200 км)
(Аli-Zanda)
Выезд в девять.
Через пятьдесят километров – развилка. Всего километров сорок – и уже Индия. Хребты Ладака как на ладони. Когда-то Ладак тоже был частью Тибетского королевства
Извилистая узкая дорога по каньонам. Если здесь чуть-чуть накидает снега – уже не проехать. Мы движемся по древнему караванному пути. Обогнали парочку чудаков-европейцев на велосипедах. Крутят педали по горам на пятитысячной высоте – и ничего! Позже мы еще не раз встречали подобных велосипедистов, но среди них не было ни одного тибетца или китайца.
А потом начинается Долина Тысячи Будд. Красота этого места потрясает. Протяженность ее свыше двадцати километров, и каждый метр хочется отложить в памяти навсегда. Справа и слева сплошной стеной причудливо вымытое дождями дно моря, которое было здесь миллионы лет назад. Высота этих гор достигает пятисот метров.
Будды смотрят на тебя – что ты ищешь, путник, в древнем королевстве?