Нау Яна это монастырь для монахов и медитационный центр для мирян! Это лесная традиция! Монахи этого монастыря известны на острове строгим соблюдением Винаи и медитативным настроем! Не смотря на то что монахи Нау Яны истые Винаисты и медитаторы, атмосфера там доброжелательная и не напряжённая! Существует общий распорядок дня но каждый монах и мирянин живёт в собственном ритме и не чувствует за собой некого постороннего давления. Нау Яна предоставляет возможность выбрать подходящий для каждого образ жизни, либо это уединёное житие в собственном кути в отдалении от остальных, либо жизнь и практика в более людной части. Но и в том и в другом случае ни кто не придёт и не спросит вас что вы сейчас делаете и почему вы не пришли на общие медитации. Можно проспать весь день, а практиковать ночью, можно прогуливаться когда по расписанию медитация или какое нибудь служение в виде подметания или ещё чего то подобного (незначительного), можно есть один раз в день или два, но до полудня (для монахов)или и вечером подкрепится(для мирян), если взял на себя только 5 обещаний. Общятся с учителем о практике можно каждый день или каждые 3 дня или вообще как лично с ним договоритесь. Вообщем уговор в монастыре только один, чтобы приехавшие люди практиковали! Монастырь просторный, расположен в лесисто горной местности на внушительной территории в 5000 акров! Что бы дойти до самых отдалённых кути потребуется больше часа! Кути кстати очень добротные, многие из них походят скорее на однокомнатную квартиру ( с горячей водой и электричеством разумеется) чем на скит уединённого практика!) Зато эти хорошие бытовые условия позволят жить в таком месте многие годы. Мне говорили что есть в монастыре и аскеты, со средневековым бытом жизни, но их кути так далеко и жизнь их так уеденённа что туда лучше не ходить (можно конечно, если очень хочется)) Для мирян есть возможность строить собственные кути для регулярного заежания в монастырь на долгие срока! За тыщи 2 долларов можно построить себе в горах с видом на равнину просторное кути! Визу для медитации можно делать на целый год и потом продливать её сколько загранпаспорт позволяет! И так, будучи мирянином необременённым чуственностью этого мира можно жить в своей собственной кути и наслаждаться плодами отшельнеческой жизни (джанами, прозрениями и т.д ...)) переодически покидая пределы (обширные) монастыря для каких нибудь сомнительных надобностей ....)))
Монастырь делется на 3 сектора : нижний, верхний и дальний. Верхняя часть монастыря расположена на высоких холмах на высоте 500 метров над морем ( вокруг возвышаются и значительно выше холмы), в этом месте проходит непрекращающийся затвор для монахов в специально построенном для этого здании, как и на Гоеновских курсах сохраняется благородное молчание, но расписание более свободное и перемежается с медитацией на ходьбе. Медитационные дорожки построены в близи множества кути. Монахи могут в любой момент присоеденятся к ретриту или же покидать его. Как мне обьяснили, в Нау Яне значительный акцент придают практике концентрации, достижению джан! Часто можно наблюдать что монахи ходят неспеша и опустив взгляд....В дальней части монастыря ( то же собственно в горах) на удалении друг от друга стоят кути, общий зал для медитации и пиндапада сала (столовая), всё как в нижней части Нау Яны. Царит своя особенная атмосфера...) Нижняя Нау Яна это самая древняя часть даже не монастыря, а особого места под огромными валунами, среди зарослей огромных "металических" деревьев где как считается аж 2300 лет тому назад жили просветлённые (Архаты). Теперь на этом месте построины кути и монахи по очереди там живут и практикуют! И далее, в нижней Нау Яне есть внушительная библеотека на множестве языков, даже есть небольшая подборка на русском благодаря стараниям славянских монахов, так же стоит множество кути и всякого рода хоз постройки. Я жил в кути между низом и верхом монастыря и было удобно и спускаться вниз и прогуливаться наверх. Кути стоит прямо в лесу на склоне холма среди высоких деревьев и каждый день я мог наблюдать всяких мелких зверушек и обезьян прочёсывающих лес в поисках еды... очень похожий пейзаж я наблюдал и в уме)
Первые три дня прибывания в Нау Яне были насыщены встречами и общением. Я познакомился с 2-мя из 3-х рускоговорящих монахов, с Бханте Алоканандой и Бханте Нарадой! Алокананда из Росии, а Нарада из Украины! С Бханте Ратанасилой я так и не познакомился, он был на ретрите. Очень интересные люди!) Моё общение с ними было наиприятнейшим!) Бханте Алокананда помогал мне с переводом во время бесед с учителем и устроил мне экскурсию по территории монастыря. В Нау Яне он уже 5 лет, перед этим пробыл год в центральном Гоеновском центре Випассаны в Индии. Бханте Нарада тоже перед заездом в Нау Яну поколесил по Индии и посидел пяток курсов Випассаны! Оба говорили как бывает очень трудно жить в монастыре когда что нибудь накатит из глубин души и как легко проводится время если практика входит в благотворное русло и как становится вообще зашибись если можешь одинаково созерцать то спады, то подёмы настроения. За эти 10 дней я ипытал демо версию несчастливого и радостного монастырского жития!) В первые дни веся эта Нау Яна виделась мне тоскливым местом, а монахи просто унылыми фигурами некоторые из которых томясь ожидают скорейшего освобождения от заточения в монастыре...В остальные дни настроение потихоньку переменилось на более жизнерадостное ( сила самовнушения оказывает заметное воздействие), если в течении дня стараться настраиватьсся на спокойное счастливое состояние(как получается) но оно таки кое как появляется и чем оно ощютимей в теле, особенно во время осознования дыхания, тем дольше бывают моменты когда вроде сам уже не стараешся "призвать" счастливость, а она как фоном присутствует. Это отразилось и на сне. Мне приснилось как я кому то обещяю заботится о нём всю мою жизнь, а утреннее пробуждение было с лёгкой улыбкой на губах и как проснулся вспомнил что во сне многому улыбался и сны были красивыми...) И интересно наблюдать за появляющимся странным чувством самоотстранённости, с каким то видиньем, с самоподсветкой от куда то со стороны и эта подсветка какая то благостная, понимающая, и принимающая всё что есть, будь это вялость ума или взбудораженность или телесный зуд какой нибудь) Кажется если эта самоотстранённость сполна осветит весь поток восприятия, то даже сильная телесная боль уподобится настолько чему то внешнему, словно событиям в кино для зрителя который просто видит всё что творится на экране!) Не зря наверное говорится в одной сутте что хороший ученик Будды всегда остаётся созерцательным и дружелюбным даже когда ему медленно отпиливают конечности пилой какие то бандиты!)) А еще из этой самоотстранённости, с самим собой диалог интересный получается, иногда в медитативном процессе безмолвная самоотстранённость сама с собой начинает говорить, подбадривать и вдохновлять на продолжение этой чюткой созерцательности, можно так изощриться, что ни первым, ни вторым и даже ни третим лицом единственного лица это самообращение исходит, а просто напровляется и всё... но чёт я уже перестаю понимать (если вообще понимаю)) как там это происходит, вообщем надо дольше разглядывать прям там в состоянии...) А в целом, в сознании возникали зазывания обезьяны перестать блуждать в лесу и вернуться домой и насладится истинным вкусом настоящегомига!)
Продолжу про Нау Яну! В традиции в которой орденовались ребята, существует правило 5-ти лет. Монаху рекомендуется оставаться в монастыре с учителем в течении 5 лет утверждаясь в практике, по прошествию этого времени монах может продолжать практику в этом монастыре либо отправится странствовать от одного монастыря к другому, как это было во времена Будды! Но есть одно "Но", во времена Будды не существовало монашеских орденов (никая) буддизма, а была просто община нищенствующих (бхикху) и не было "медитативных методов" внутри разных монашиских орденов, которые отличались бы друг от друга порождая "неуловимый" налёт различий.) Нау Яна принадлежит к определённому ордену в котором видущим методом признан метод знаминитого бирманского монаха Пау Аук Саядо. Если вы монах этого ордена и именно этого монастыря то по прошествию 5-ти летнего ученичества по этому методу, вы вольны странствовать предпочтительно по тем монастырям которые основаны тем же орденом, хотя можете и не придерживаться метода Досточтимого Па Аук Саядо! Вы точно можете поехать в Малазию, Бирму и другие страны где придерживаются той же традиции (ордена)! Но если вы решите практиковать в монастыре другого ордена, то вам будет рекомендованно переорденоваться в тот орден. А это в свою очередь подразумевает что вам придётся начинать весь путь становления монахом другого ордена, совершенно заново, наверное для того кто скажем лет 10 монашествовал в другом ордене будет уже "неловко" проходить курс "молодого бойца" по новой!)
На основании всего этого и ещё чего то, Бханте Алокананда и Нарада поведали мне о своих планах, как они могут ездить куда захотят (если захотят, т.к атмосфера и условия монастыря более чем подходящие для решительно настроенных монахов) и практиковать (по большому счёту) всё что угодно и где угодно, благо в ЮВА в особенности европейским монахам двери множества традиций всегда широко открыты и пусть даже с такой вот оговоркой! Есть ещё один бханте, Бханте Саранасила, который из Нау Яны переехал в бирманский монастырь где аббатом является сам Па Аук Саядо. О самом методе я сказать ни чего не могу, знаю только что он считается признанным большей частью Тхеравадинского мира, а т.к. тхеравада известна своей ортодоксальностью, то значит расхождений с суттами наверное нет, единственные споры возникают по поводу постканонических комментариев которые были использованы при создании метода Па Аук Саядо! И по всей видимости этот метод признают не только Тхеравадины, т.к монахи из других традиций тоже приезжают обучатся этому методу! Для меня сейчас кажется самым оптимальным вариантом, это положение упасаки (мерянин), он волен жить в монастыре любого ордена сколько пожилает и практиковать методы любых традиций не обрекая себя на все эти процедуры пострига-рострига! Сам я в течении 10 дней прибывания в центре, старался практиковать Анапана сати и Метта Бхавану ( метод Па Аук Саядо естественно включаит и их). Ну и вообще просто старался быть осознанней...)
Бханте Нарада расказывал какое почтение и денежную поддержку оказывает местное население евромонахам, когда они видят в своей стране иностранцев в монашеской одежде, для Цейлонцев это значит что "всё" хорошо с их религией, ведь даже эти обеспеченные европейцы бросают свои блага и едут в их монастыри к их наставникам почтенным монахам и проводят годы в обучении, а некоторые и всю жизнь! Зачастую местные жители жертвуют монастырям большее, оставляя для своей семьи меньшее! Что бы пожертвовать пищю для Нау Яны люди записываютя в очередь! На данный момент, если кто то пожелает пожертвовать пищю для Нау Яны нужно ждать своей очереди 2 года!!) Каждое утро на пиндападе (подношение пищи) нас встречали новые даики ( те кто даёт дану), всю ночь эти люди (около 40 человек) готовят множество разных блюд, что бы два раза утром ( в 6 утра и в 9:30) преподнести нам ( упасаки и монахи) еду. Монахи и Упасаки опустив взгляд, выстроившись в ширенгу, медленно проходят ряды столов держа перед собой чашу для подаяния в которую по очереди чего нибудь накладывают благородные даватели: бабушки, женщины, мужчины, дети...) Упасаки и Даики одеты во всё белое их лица чаще спокойны и улыбчивы, кто то из Даиков сложив ладони у груди в приветственном жесте распевает сутты, а все остальные с полным вниманием и тишиной погружины в древнее действо... Первыми проходят монахи, и следом упасаки! Все поев, попив кто куда расходятся..., на поиски просветления...)
В южном буддизме не сохранилась женская община монахинь, по традиции заново собрать её может только Будда! В Тхераваде для женщин существует положение Мэй Чи, они почти что монашки но не монашки! Но монахини в Нау Яне всё равно есть, вернее в Дхамикка Ашраяма в 3,5 км в подшефном центре для женщин, из Махаянской традиции, в этот раз их было много из Кореи (наверное Кванум Дзенцы) В Дхаммике живут шри ланкийские Мэй Чи и монахини из Кореи, Китая и др. стран.
Чем ещё приятно удивили в монастыре, они ни разу не обмолвились о пожертвовании... за исключение когда Бханте Алокананда расказал как многие стоят в очереди желая подать на весь монастырь еды, но это уже другой уровень подхода к дане и он скорее хотел этим подчеркнуть то как уважается этот монастырь, да и я не почувствовал в этом ничего комерческого. Настоятель даже сайт запретил делать.) Жертвуя денег монастырю меня спросили на что желаю подать , я ответил что на процветание Сангхи (общины), тогда посовещавшись они сказали что купят на всю сумму сахар!) Так пусть же путь и цель всех идущих будут сладки!))