Drolma
легко) весь форум в основном из вопросов состоит. вот я и думала, куда вообще размещать.
Харидвар-Горакпур-Сонаули/Белахия-Покхара (синий на карте): большую часть пути можно пройти на поезде, да и пограничный пункт значительно удобней
Даже если вы не любите индийские поезда - в них все равно легче преодолевать большие расстояния, чем в индийских и непальских автобусах. Поэтому стоит обратить внимание на поезда Харидвар-Горакпур (билет 350 инр):
· 04316 – (пн., чт.) отправляется непосредственно из Харидвара в 15:15, прибытие в Горакпур в 4:55 следующего утра
· 15002 и 15006 – (вт., чт., сб.) состав формируется в Дерадуне, из Харидвара отправляется в 17:02, прибывает в 8:05 следующего утра
С утречка садишься в Горакпуре на автобус (до автобусной станции около километра на юг, хорошо видно в гуглмапс, билет рупий 30) или такси (прямо от вокзала, цена договорная от 100 до 1000 инр) до Сонаули. Пешком быстро переходишь границу, там совсем недалеко, с любым рюкзаком можно перейти, не поддаваясь на разводы велорикш и валютных менял. Садишься в автобус (около 600 нр), и через 9 часов вечером ты уже в Покхаре.
Одно «НО»: кто пробовал, тот знает, что купить билет на индийский поезд не так-то просто, очень сильно пригождается удача)) Лучше покупать его как можно заранее. В Харидваре нет туристических касс как в Дели. Так что придется стоять в обычной очереди.
Мы попытались купить билет за сутки до отправления поезда из резерва Tatkal. Эти билеты поступают в продажу в 10:00 утра за день до поезда. Но и перестают продаваться после 12:00. Поэтому за Tatkal-билетами, говорят, выстраивается очередь чуть ли не с вечера предыдущего дня. Стоит ли уточнять, что мы простояли в очереди с 11:00 до 12:30 и ничего не купили. Поехали домой с осознанием того, что придется разведать путь через Банбасу. Пытаться сесть в поезд без билетов или с билетами в вейтлисте не хотелось по опыту предыдущих лет.
Маршрут: Rishikesh - Haridwar - Banbasa - Gaddachauki - Mahendranagar - Pokhara (красный на карте) - выглядит короче, но весь его придется преодолеть на автобусах
Планирование
Из Махендранагара в Покхару ходит всего один автобус в день – в 14:25. Месяцем раньше нас ехал этим путем один наш товарищ. Рассказал, что ночевать там удовольствие весьма относительное: 500 рупий за комнату, в которой не уснешь от топота разнообразной живности... Лучше подгадать, чтоб приехать в Банбасу пораньше утром и успеть на этот автобус. На автобусной станции в Харидваре "дедушка для справок" сказал, что автобус до Банбасы отправляется каждый час часов до 10 вечера. Отлично, подумали мы. Зарядили все фотоаппараты, новую дорогу едем разведывать! Ага, щщас! Бодрым шагом выходим в 17:00 из дома на Лакшманджуле, и тут началось...
Ришикеш - Харидвар
Индия известна своим обыкновением менять все ваши планы. Для начала до автобусной станции мы ехали час, объезжая пробку на мейнроад через район Muni Ki Reti. Но на автобус Ришикеш-Харидвар мы, можно сказать, не опоздали. Его и не было. На трассе случился транспортный коллапс и пробка протянулась ни больше, ни меньше как от города до города.
Полтора часа мы стояли на станции в ожидании автобуса, наблюдая, как толпы страждущих уехать в Харидвар осаждали частные автобусы и набивались битком в грузовики. В 20:00 пустой муниципальный автобус все-таки пришел. Разумеется, брали его штурмом. Набились как сельди в бочку и поехали. На дорогу через пробку ушло 3 часа вместо положенного одного. Билет стоит 32 рупии.
До этого мы уже ездили два раза из Харидвара в Ришикеш (в 13:00 и в 20:00) и один раз из Ришикеша в Харидвар (в 10 утра). Автобус всегда был полупустой, дорога свободна. Как так случилось – не понятно. Что виной? Вечер воскресенья? Может быть. Учитывайте это в планировании своих путешествий.
Харидвар-Банбаса
Итак, прибыли мы в Харидвар в 23:00. Дедушка для справок сказал, что до Банбасы еще будет автобус в полночь. О, чудо! Ждем. В час ночи он, конечно, пришел. Но автобус был проходящий, уже почти полный и встал не на платформе, а за другим автобусом. Каким-то чудом Серега его заметил. Погрузились мы в него, несмотря на протесты контроллера, вроде как мест нет. Но нам надо! Разместились на галерке с ребятами-непальцами, которые тоже в Непал ехали.
Билет стоит 246 инр, судя по каракулям на билетике. Но контроллер вполне удовлетворился обменом 1100 на 500 (загадочная индийская математика). Он по-английски вообще не говорил, может и считать не умел.
Дорога проходит по красивейшим местам. Без происшествий и пробок автобус идет 8-9 часов. Мы прибыли в Банбасу в 9:30 утра.
Банбаса-Гаддачауки-Махендранагар-Покхара
Сам пограничный пункт отличается от Сонаули-Белахии своей протяженностью. От автобусной остановки до индийского иммигрейшена километра 4 или 5. На последнем отрезке пути дамба через реку, по которой транспорт движется по очереди полчаса в одну сторону, полчаса в другую. При наличии тяжелых сумок и рюкзаков можно нанять велорикшу за 100 инр с персоны. Они, конечно же, расскажут вам, что «там 8-15 километров далеко-далеко давай триста», но вы не поддавайтесь =)
Иммигрейшн будет справа сразу после дамбы. Не забудьте поставить штампик о выезде.
До непальского иммигрейшен офиса не более полутора км. Опять же не стоит верить всем, кто хочет вас подвезти. Они там только этим и живут. Лучше прогуляться с достоинством и своими деньгами в кармане (лишними-то они не бывают).
Для получения непальской визы на въезде требуются: паспорт со свободной страницей, достаточного срока годности, фотка, доллары (именно доллары, visa fee лучше платить долларами). На 1 месяц – 40 долларов. На 3 – 100 долларов. Предприимчивые работники начали накидывать 2 бакса сверху себе на чай, но как этому противостоять – не понятно. 100 инр тоже канают. У нас лишних долларов не оказалось. Если остались еще пара тысяч индийских рупий, не обязательно их менять. В приграничных пунктах с Непальской стороны они имеют такое же хождение.
В минуте ходьбы от иммигрейшн офиса автобусная остановка. До Махендранагара регулярно ходит локалбас за 20 непальских рупий или 15 индийских. Вместе со всеми остановками и ожиданиями мы прибыли в Махендранагар в 13:20, за час до отправления желанного автобуса. Ура, нам это удалось! Билет нужно купить в кассе, местные все всегда подскажут что где. Стоитоимость билета 1360 нр, или 800 инр. К слову, в Катманду автобусов больше в течение дня, но туда еще дольше ехать... >_<
Непальский автобус – такой непальский автобус... Неудобный, трясущийся, мчащийся во весь опор. А ехать в нем до Покхары 18 часов. Приехали мы в 9 утра как два гоголь-моголя, простуженные и все в синяках. Наши тельца хоть и обладают большим опытом выживания в междугородних автобусах (Белахия-Покхара, Покхара-Катманду, 14 часов Красноярск-Кодинск, 22 часа ЧиангМай-Пхукет), но этот путь мы повторим только в случае крайней необходимости. Чего и вам советуем.
И по времени, и по деньгам, и по комфорту путь через Горакпур выигрывает. Но для случаев экстренной необходимости есть и такая дорога через Банбасу.
Счастливого пути!
|