Вот такой вот вышел визит к Древним Богам.
Что интересно, стал изучать что именно это были за боги, сколько их было, где на Руяне кому из них поклонялись, и нашёл, на мой взгляд, очень интересный момент, но об этому чуть позже.
Итак. Богов на Руяне был целый пантеон, и существовало не только арконское святилище. Островитяне чтили и почитали сразу несколько богов, признавая иерархию и разделение обязанностей среди них. Немного напоминает Индию, не правда ли?
Что же это были за боги:
Первым и главным у руян был, конечно же,
Свантевит, которому поклонялись в
Арконе - "...бог плодородия у части западных славян. Добрый бог, бог плодородия согласно «Mater Verborum», и противостоящий Чернобогу. Упомянут в «Славянской хронике» Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в «Деянии данов», как главный бог, бог богов храма при Арконе.
Согласно «Славянской хронике» Гельмольда (1167—1168 гг.) — бог земли руянской, «светлейший в победах, самый убедительный в ответах», который среди множества славянских божеств считается главным:
«Среди множества славянских божеств главным является Свентовит (Zuantewith), бог земли ранской, так как он — самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека — христианина, какого укажет жребий. Из всех славянских земель присылаются установленные пожертвования на жертвоприношения Свентовиту. С удивительным почтением относятся славяне к своему божеству, ибо они не легко приносят клятвы и не терпят, чтобы достоинство его храма нарушалось даже во время неприятельских нашествий...»
В другом месте Гельмольд вновь указывает на существование верховного бога у славян, но не указывает его имени:
«У славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев. Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне, имя которому Подага; у других божества населяют леса и рощи, как Прове, бог альденбургской земли, — они не имеют никаких идолов. Многих богов они вырезают с двумя, тремя и больше головами. Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они [другие боги], повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов.»
Саксон Грамматик в «Деяниях Данов», 2 пол. XII в., описывает храм Святовита в столице руян городе Аркона, где «Свентовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица... Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской». В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, которого принято считать кумиром Святовита. Кумир истреблен епископом Абсалоном в 1168 году..."
http://ru.wikipedia.org/wiki/СвятовитВ местечка
Каренца (Charenza, от руянского "корета", т.е. "корень") чтили сразу трёх богов -
Ругевита,
Поревита и
Поренута.
Ругевит - "...семиликий бог войны у балтийских славян, вендов, почитавшийся в храме на острове Рюген.
Саксон Грамматик (Деяния данов, XIV) подробно описывает разрушение храма в Коренице на острове Рюген в 1168 году:
«Отличием этого города [Кореницы] были три здания выдающихся храмов, заметные блеском превосходного мастерства. Достоинство местных богов пользовалось почти таким же почитанием, как среди арконцев — авторитет общественного божества. Но и это место, в мирное время безлюдное, теперь было переполнено многочисленными обиталищами.
Самый большой храм стоял внутри двора, но вместо стен ему служили пурпурные завесы, крыша же опиралась лишь на колонны. Служители [церкви], разломав ограду двора, взялись за внутренние завесы храма. Когда и их убрали, высеченное из дуба изваяние, именовавшееся Ругевитом, стало видно в своем уродстве со всех сторон. Ласточки, которые под его устами свили гнезда, покрыли пометом его грудь. Достойный бог, изображение которого столь уродливо измарано птицами! Кроме того, у его головы было семь человекоподобных лиц, которые все были покрыты одним черепом. Столько же мечей в ножнах, подвешенных к его боку, изобразил мастер. Восьмой, обнаженный, [бог] держал в руке; вложенный в кулак, он был крепчайше прибит железным гвоздем, так что нельзя было извлечь, не разрубив, что показало его рассечение. Ширина его была больше человеческого роста, высота же такая, что [епископ] Абсалон, встав на цыпочки, едва достал до подбородка топориком
Этого бога почитали, совсем как Марса, возглавляющим силы войны. Ничего забавного не было в этом изваянии, вызывавшем отвращение грубыми чертами уродливой резьбы...»
http://ru.wikipedia.org/wiki/РугевитПоревит - "...пятиликий бог у вендов, почитавшийся в городе Коренице на о. Рюген. Поревит изображался без оружия и был вторым в числе трёх богов, почитавшихся в Коренице, наряду с Руевитом и Поренутом.
Саксоном Грамматиком, Деяния Даннов, XIV, описывая разрушение храмов в Коренице в 1168 году, сообщает, что епископ Абсалон сначала уничтожил идола Ругевита, а затем:
«Отряд спутников [епископа] рьяно двинулся к изваянию Поревита, которое почиталось в ближайшем храме. Он был изображен с пятью головами, но безоружным. Срубив его, вошли в храм Поренута...»
http://ru.wikipedia.org/wiki/ПоревитПоренут - "...божество балтийских славян. Согласно Саксону Грамматику, Поренут входил в число трёх главных богов, почитавшихся в Коренице, наряду с Руевитом и Поревитом.
Идол Поренута стоял на острове Рюгене в городе Коренице. У идола Поренута было четыре лица на голове и пятое на груди, левой рукой он касался лба, а правой — бороды..."
http://ru.wikipedia.org/wiki/ПоренутПолучается презанятнейшая вещь: руяне поклонялись пантеону многоликих-многоголовых богов - почти как и индуисты (хотя у индийских божеств, всё же, феномен многорукости более развит, надо признать). Ещё одно совпадение? Уже далеко не первое, надо заметить!