Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Отчеты о поездках › "...Там, на острове Буяне..." - майский марш-бросок на легендарный сакральный славянский остров через Данию и Германию + немного Финляндии и Эстонии

Карма 298
28.05.2012
Skipp3d

У вас настоящее научное расследование. Очень интересно. Прочитала одним махом.Люблю увлекающихся людей с пытливым умом!!
Карма 490
28.05.2012
мар-гоша

Спасибо!)))
Карма 490
28.05.2012
«Майорка» Балтийского моря

...На карте он напоминает зеленую кляксу, причудливо расплывшуюся у балтийского побережья ФРГ. Каждый немецкий школьник скажет вам, что Рюген – самый большой остров в Германии. Однако куда меньше найдется таких, кто знает, что его береговая линия на 140 километров длиннее, чем все балтийское побережье целой федеральной земли – Шлезвиг-Гольштейна. А ведь Рюген, вместе с еще несколькими маленькими островками – это всего-навсего район, населенный 74 тысячами обитателей. Каких-то 52 километра с севера на юг, да 42 с запада на восток – вот и все.

Но сколько приятных неожиданностей ждет того, кто, оставив за спиной старинный Штральзунд, расстанется с континентальной Европой и по двух с половиной километровой дамбе отправится на остров, который немцы не без гордости называют «Майоркой Балтийского моря».

И право же, есть за что! Пятьдесят шесть километров песчаных пляжей, еще 27 километров природных, все восточное побережье – сплошной курорт. Да и вообще от любого поселения на этом острове до моря максимум семь километров. Учтите, что традиции организованного отдыха закладывались в этих местах еще в позапрошлом веке. Город Путбус, например, вторым в истории Германии приобрел статус балтийского курорта еще в 1810 году. Для тех, кого страшит промозглое северное лето, стоит заметить, что солнечных дней в здешних краях больше, чем скажем в баварском Мюнхене, расположенном на добрых 900 километров южнее.

Но Рюген – это не только многочисленные рекреационные зоны, уютные и благоустроенные. Густые и тенистые буковые леса, обаятельный холмистый ландшафт (есть даже «гора» высотой в 161 метр!), безмолвные поля, поросшие алыми маками, плавные обводы заливов, глубоко вдающиеся в сушу, заповедные уголки нетронутой природы, изящные памятники архитектуры, немыслимые древности, напоминающие о тех временах, когда здесь жили балтийские славяне – это тоже Рюген. Может быть, с этих «преданий старины глубокой» и стоит начать знакомство?

Некогда Рюген был обителью славянских племен, жестоких и воинственных, промышлявших пиратством и наводивших ужас на германских и датских купцов. На крайней северо-восточной оконечности острова Руяна, как он тогда назывался, стоял город-крепость Аркона, где был храм Святовида, могущественнейшего из всех западнославянских богов. Помните Бальмонта: «Мне снится древняя Аркона, славянский храм...»

Кончили свирепые морские разбойники плохо: в 1168 году войско датского короля Вальдемара I после тяжелых боев овладело городом, языческое святилище сровняли с землей, а жителей насильно крестили. Так завершилась пятисотлетняя история славянского Рюгена.

Но до сих пор на острове бытует легенда, что время от времени туманный образ Арконы возникает из волн подобно призрачному граду Китежу. Однако, есть и иные, хотя и менее романтические свидетельства существования древнего поселения. Его описал средневековый автор Саксон Грамматик («Gesta Danorum»). В первой четверти прошлого века храм и оракул Святовида были раскопаны археологической экспедицией, руководимой директором Берлинского музея Карлом Шуххардтом. Таким образом, к сфере фантазий рассказы об Арконе относить не стоит.

У древних славян Святовид считался богом войны и побед, его атрибуты – меч, копья, священные знамена. Особенно чтили арконцы одно из знамен, его появление на поле боя придавало воинам новые силы. Когда датчане захватили его, защитники так пали духом, что сдали город, хотя до того оборонялись с невероятным упорством... Кроме того, Святовид покровительствовал искусству и торговле, поэтому каждый иноземный купец, приезжавший в славянскую землю, обязан был преподнести суровому богу щедрый дар и лишь после этого, получал право невозбранно заниматься своим ремеслом. Говорят, даже чужеземные властители и те не скупились на подарки арконскому идолу Святовида. Известно, что датский король Свен Отто подарил ему золотую чашу искусной работы.

...Сейчас на скалу, где когда-то располагалась Аркона, лучше всего пройти пешком, но можно и воспользоваться велосипедом – для скорости. Кстати, для любителей езды на «двухколесном друге» на Рюгене – просто рай. Достаточно сказать, что по острову проложено около 200 километров велосипедных дорожек, по которым можно объехать все достопримечательные места.

Ныне мыс Аркона знаменит двумя маяками, свет которых виден за 40 километров. Со смотровой площадки одного и них открываются удивительные виды и на остров, и на море. Внизу под скалой до сих пор сохранилась рыбацкая деревушка Витт, самая маленькая в Германии. Она находится под охраной – как этнографический памятник. Местные жители твердо убеждены, что именно здесь произошел случай, вошедший в предания и использованный позднее братьями Гримм в своих сказках.

В IX веке, странствующий монах, крестивший язычников-славян, встретил в деревне неласковый прием. Ему было даже отказано в ночлеге и с большим трудом пилигриму удалось переночевать в одной небогатой рыбацкой хижине. Поскольку отблагодарить за гостеприимство ему было нечем, утром он во имя Господа пожелал хозяйке, чтобы благословенно было то дело, которым она займется с утра. А та как раз собиралась мерить лежавший в сундуке холст, чтобы сшить себе обновку. И как принялась с утра, так до самой темноты и промерила, завалив полотном весь дом до крыши. Говорят, до самой смерти добрая женщина прожила в достатке.

В былые времена островитяне встречали на Рюгене не только такие почти прозаические чудеса как великан или рыцарь-привидение, но и более зловещие существа вроде огнедышащего дракона. Что уж тогда говорить о таком привычном для обитателей приморья существе как русалки? Они тут везде как дома, но особенно уютно, по словам местных жителей, чувствуют себя на берегах полуострова Цудар, на самом юге Рюгена. Правда особенно близко увидеть их никому не удается, поскольку на суше они появляются только в туманные летние ночи: похоже, стесняются, ведь одежды на них никакой нет, вот и приходится таиться, убеждены местные жители. Оно и лучше, поскольку увидавшему красавиц вблизи уже не остается ничего другого, как последовать за ними в морские волны...

Правее мыса Аркона, на другой стороне залива Тромпер Вик находится одна из главных достопримечательностей острова – меловые утесы, запечатленные на картине великолепного пейзажиста Каспара Давида Фридриха, написанной им в 1818 году. Их вершины поросли почти девственным, полным первозданного покоя, лесом, а выбеленные морскими ветрами великаны заслуживают всяческого почтения: как-никак возраст обязывает, им всего-то по 50 миллионов лет. Самый известный из утесов – 120-метровый великан, носит название Трон кайзера. И островитяне не были бы сами собой, не будь с ним связаны свои предания. Во-первых, в древние времена королем якобы становился тот смельчак, который мог отважно вскарабкаться на столь головокружительную высоту. А во-вторых, на плоском гранитном камне, лежащем в основании этой скалы, раз в семь лет поутру в Иванов день появляется из моря красавица. принимающаяся стирать свой наряд. Кто сумеет незамеченным подойти к ней и сказать: «Добрый день, Бог в помощь», тот ее расколдует. В благодарность дева отведет своего освободителя к месту, где спрятаны несметные сокровища. Пока, правда, ни у кого этот номер не прошел.

А еще на острове сохранилось чудо техники позапрошлого века – узкоколейная железная дорога, по которой по сей день по маршруту в 24 километра курсирует паровоз, тянущий за собой пассажирские вагоны. На долю «летящего Роланда» ныне осталась примерно четверть от стокилометрового участка, связывавшего населенные пункты острова.

Для поклонников нетронутой природы самым сильным магнитом на острове могут оказаться его заповедники и биосферные резерваты. Скажем, на небольшом острове Умманц к западу от Рюгена дважды в год можно наблюдать «птиц счастья», собравшихся со всей Северной Европы. До 70 тысяч аистов останавливаются здесь в октябре по пути на юго-запад Старого Света, а в марте – возвращаясь в родные края.

Но Рюген известен не только своими пляжами, природой и историческими достопримечательностями. На северной оконечности острова неподалеку от города Засница, где бывали Теодор Фонтане и Йоханнес Брамс (ну как тут обойтись без упоминания великих!), есть местечко Мукран. Известно оно тем, что там расположен терминал паромной переправы, соединяющей Рюген с российским Балтийском и шведским Треллеборгом. Заметим, сюда курсирует единственный в Европе паром, берущий на борт вагоны с русской шириной колеи – по 90 штук за раз! Альтернатива – 108 автотрейлеров и 132 пассажира. За год таким образом перебрасывается 5 миллионов тонн груза и 750 тысяч пассажиров – неплохо, правда?

Но это еще не все , чем интересен Мукран. Скоро там начнет работу завод, где на трубы, из которых построят газопровод «Северный поток», будут наносить специальные бетонные покрытия толщиной от 6 до 15 сантиметров. Второй такой же будет действовать в финской Котке. С этих двух предприятий их будут доставлять на основной склад на шведском острове Готланде и на две промежуточные складские площадки на Ханко (Финляндия) и в Карлсхамне (Швеция).

Стоит добавить, что для реализации этого крупнейшего энергетического проекта общеевропейского масштаба потребуется 860 тысяч тонн труб, каждая из которых будет весить 11 тонн. Пятнадцать тридцативагонных составов в неделю будут доставлять трубы на Рюген. Между прочим, это один из крупнейших контрактов в истории германского железнодорожного сообщения, указывает газета «Шверинер фольксцайтунг». Его стоимость – 20 миллионов евро. Укладкой труб в море займется итальянская фирма «Саипем», чьи суда-трубоукладчики достигают в ширину почти 90 метров.

...Как и многие обитатели северных краев, жители Рюгена, что называется, рюмочку мимо рта не проносят. Достаточно сказать, что самая старая пивная на острове – находится она в деревне Данске – бесперебойно отпускает свой товар аж с 1455 года. Традиция изготовления бренди из фруктового сырья, конечно, не столь продолжительна, но продукция единственной на Рюгене винокурни, которая находится в деревне Лишо, пользуется большим спросом. Тем более, что яблоки и груши вызревают на западе острова отлично.

Немцы используют для таких напитков собирательное название «обстбранд». Общее в них то, что сырьем могут быть только свежие спелые косточковые фрукты, которые сбраживаются, а после перегоняются. Самогон, скажете вы. И не ошибетесь. Но зато какое качество, какой аромат! Словно перед вами не бутылка стоит на столе, а лежат на блюде только что сорванные фрукты.

При посещении рюгенской винокурни у вас будет прекрасная возможность сравнить продукцию разных годов, попробовать не только обстбранды из различных фруктов, но и ликеры – как традиционные и общеупотребительные, так и приготовленные по индивидуальным рецептам.

Радушные хозяева с радостью устроят для вас экскурсию с демонстрацией всего производственного цикла – от ручной сортировки фруктов до перегонки и составления ликерных композиций. Временные рамки предлагаются довольно широкие: визит может быть рассчитан на срок от двух до восьми часов. Тут главное – правильно оценить свои силы, ведь крепость обстбранда – от 37,5 до 40% – требует уважительного к себе отношения.

Андрей ГОРЮХИН

Некоторые даты из истории Рюгена

8000 до Р.Х. – Рюген был заселен еще в каменном веке.

200 до Р.Х. – 375 после Р.Х. – Остров поддерживал торговые связи с римлянами и финикийцами, приплывавшими сюда в поисках янтаря.

1160 г. Вальдемар I Датский, саксонский герцог Хайнрих Лев и померанские герцоги Казимир II und Богислав II зключили пакт, чтобы вместе сражаться с ранами, последним свободным восточно-славянским племенем. Хельмольд фон Бозау (1125 – 1177) рассказал о Рюгене в своем труде «Хроника Славорум» (1163-72).

1240 г. – Построен первый паром для маршрута Штральзунд – Рюген.

1319 г.- В старейшем налоговом регистре впервые упомянут Гарц, ставший, таким образом, первым городом Рюгена.

1637 г. – Со смертью Богислава XIV прервалась померанская княжеская династия. Рюген перешел под власть курфюрстов Бранденбургских .

1648 г. – По Вестфальскому миру Рюген вместе с еще некоторыми регионами севера Германии отошел к Швеции.

1815 г. – Решением Венского конгресса был положен конец шведской власти на Рюгеном и он отошел к Пруссии.

1824 г. – 1 мая началось регулярное пароходное сообщение между Штральзундом и Юстадом (Швеция).

1826/27 – На мысе Аркона по проекту великого немецкого архитектора Карла Фридриха Шинкеля построен маяк.

1860 – 1880 г.г. – Зассниц и Бинц становятся весьма популярными курортами.

1930 г. – Профессор Герхард Катш основал в Гарце первую в Германии клинику для диабетиков. Здесь впервые был экспериментально применен инсулин, открытый в 1921 году в Канаде.

1936 г. – Построена Рюгенская дамба, соединившая остров с материком. В октябре открыто железнодорожное сообщение.

1946 г. – На острове Хиддензее похоронен нобелевский лауреат Герхарт Гауптман.

с 1957 г. Рюген становится главным курортным центром Германской Демократической Республики.

31 августа 2004 г. – Начато строительство Рюгенского моста, идущего параллельно с дамбой.

21 октября 2007 г. – Новый мост открыт. С октября прошлого года по нему начато автомобильное движение.

http://www.mgimo.ru/alleurope/2006/21/rugen.html
Остров Рюген
Остров Рюген
Остров Буян
Остров Буян
Карма 490
28.05.2012
Кстати насчёт Юлиусруха - там рядом есть Lobkevitz / Лобкевитц

К вопросу о славянских топонимах Ж-)))

Хотел найти в инете ссылку - нашёл ещё и чешские Лобковицы

Находится Лобкевитц (а ещё Шмантевитц) недалеко от Бреге (почти Брюгге, в котором "на дно залечь", тоже своего рода совпадение):

http://en.wikipedia.org/wiki/Breege

Что ещё прикольно, вот выше в статье пишут:"...до сих пор на острове бытует легенда, что время от времени туманный образ Арконы возникает из волн подобно призрачному граду Китежу..."

Не мне одному значит такая аналогия в голову пришла))))
Карма 490
28.05.2012
Добрался через половину Бергена опять до центра, до Рыночной Площади. Там днём вовсю торговля, народ гуляет, машин полно.

Изучил расписание на остановке - судя по всему, нужный автобус №12 как раз днём не ездит. Странно. В интернете по другому писали. Пойду узнаю у чувака с ресепшна.

Захожу, рассказываю ему первым делом про его жетончик.

- Что, - говорит, - правда сказал первый раз видит?

- Да. Очень удивился, но пустил бесплатно.

- Ааа, ну вот видишь! И смеётся.

Про автобус он оказался не в теме - редко в том направлении ездит. Про дольмены слышал про некоторые, но они все далеко. Предложил вызвать такси. Я подумал и согласился. Там километров 50 все будут, а времени уже не то чтобы очень много остаётся. На автобусе ещё пересадку в Путгартене делать надо, там ещё в расписание попасть. На такси спокойнее. Хоть и дорого вышло - аж 60 евро. Самая большая разовая трата за всю поездку не считая авиабилетов.

Приехал микроавтобус. Первый раз такое такси видел. Попрощался с чуваком, сказал ему большое спасибо за всё, и залез в микроавтобус.

- Здравствуйте, Вы по английски говорите?

- Найн.

- А по русски?

- Чуйт-Чуйт.

А мне говорили, что в бывшей ГДР всё старшее поколение знает русский.

- Тогда извините мой ужасный немецкий.

- Ну понять можно.

- Спасибо!)) Скажите, Вы не знаете будут ли по дороге какие-нибудь дольмены?

- Вас?

- Ну древние могилы, хунебеден.

- Ааа, хюненграб, понял. Нет, не будет. Они все далеко.

- А там, вроде бы, в Ноббине недалеко от Арконы должен быть один хюненбет?

- Да? Не знал. А что интересуетесь ими?

- Ну да, приехал только ради них. Ну и ради Яромарсбурга.

- Вас?

- Ну Арконы.

- Ааа, да. Там красиво! Меловые скалы, откосы.

- Старое славянское городище.

- А, да.

Притормаживает. Показывает на какой-то старинный замок.

- Продаётся. 2 миллиона евро.

- Ну не так уж и много. Зато вид хороший.

- Даа! На озеро, на лес. Летом здесь хорошо!

- А зимой холодно?

- Даа! Ветер, снег. Но красиво!

Потом долго ехали через лес. Лес красивый, но уж больно опять напоминает наши российские леса.

Проехали поворот на Заснитц. Я и не знал, что есть теоретическая возможность попасть сюда на пароме напрямую из Санкт-Петербурга! Интересно-интересно...

Проезжали городок Загард - издалека ну вылитый среднестатистический российский городок - такие же панельные дома, угловатые магазинчики, бетонные плиты вместо асфальта. ГДР.

Едем дальше. Вдруг он снова притормаживает.

- Вот, - говорит, - отсюда вид хороший на заливчик Большого Ясмундского Озера. Только отсюда его видно с дороги в этом районе.

Фотографирую. Едем дальше.

- Красивые поля, - говорю, показывая на рапсовые.

- А что у вас таких нет?

- Есть, но не такие - из другой травы.

- Ааа, понятно. Мы подъезжаем к морю. Скоро Глове. Там пляж, виллы.

- Там моя гостиница на сегодняшнюю ночь.

- Хороший выбор! Оттуда видно мыс Аркона. И пляж там хороший. Он тянется оттуда и до Юлиусруха, дикий пляж, и там, в середине, нет никаких отелей, кафе, домов - только лес, песок и море. Очень красиво! И он очень длинный!

До Юлиусруха мы действительно ехали довольно долго, и всё это время слева вдалеке за соснами то и дело выглядывало Балтийское Море, или Остзее, как его зовут немцы. "Восточное Море".

Юлиусрух оказался ещё более туристическим местом чем Глове. Там было ещё больше отелей, и ещё меньше свободного пространства. Мне там не особо понравилось. В Глове как-то уютнее. Хотя каждому своё.

Вскоре подъехали к Альтенкирхену. Хотел я было заехать глянуть на Камень Свантевита из местной Приходской Церкви, но как-то не вышло. Ну и ладно. Будет причина вернуться.

А вернуться туда надо определённо - столько там ещё всего интересного!
Надпись на знаке: "езди осторожно из-за нас"
Надпись на знаке: "езди осторожно из-за нас"
Вниз с Горы
Вниз с Горы
Улицы Бергена
Улицы Бергена
Городская площадь и Мариенкирхе
Городская площадь и Мариенкирхе
Цветочный базар
Цветочный базар
Скамеечки
Скамеечки
Автобусная остановка, отель и Мариенкирхе
Автобусная остановка, отель и Мариенкирхе
Остановка "Берген Маркт" (Бергенский Рынок). Нужен автобус 12 - до Дранске. В Альтенкирхене пересадка до Путгартена
Остановка "Берген Маркт" (Бергенский Рынок). Нужен автобус 12 - до Дранске. В Альтенкирхене пересадка до Путгартена
Берген-ауф-Рюген
Берген-ауф-Рюген
Такси
Такси
Замок продаётся
Замок продаётся
Лес пока нет
Лес пока нет
Поворот на Заснитц. Там - причал парома до Питера и Балтийска
Поворот на Заснитц. Там - причал парома до Питера и Балтийска
Городок Загард (Sagard). Напоминает РФ, разве нет?
Городок Загард (Sagard). Напоминает РФ, разве нет?
Заливчик Большого Ясмундского Озера
Заливчик Большого Ясмундского Озера
Рапс
Рапс
Городок Глове. Где-то тут мой второй отель. А ещё тут рядом местечко Ruschvitz - к вопросу о славянских топонимах...
Городок Глове. Где-то тут мой второй отель. А ещё тут рядом местечко Ruschvitz - к вопросу о славянских топонимах...
Через несколько километров леса въезжаем в городок Юлиусрух. Тоже курортный. От Глове до Юлиусруха - один сплошной пляж в сосновом лесу, красотень!
Через несколько километров леса въезжаем в городок Юлиусрух. Тоже курортный. От Глове до Юлиусруха - один сплошной пляж в сосновом лесу, красотень!
Типичный мини-отель в Юлиусрухе
Типичный мини-отель в Юлиусрухе
Въезжаем в Альтенкирхен
Въезжаем в Альтенкирхен
Карма 490
28.05.2012
"...М.Л.Серяков

"Голубиная книга" (священное сказание русского народа)"

отрывок из книги.

«То обстоятельство, что славянское население острова Рюген называлось Русью, является последним недостающим звеном, связывающим воедино все приведенные в этой главе наблюдения. Отмеченный факт в точности совпадает с данными Нестора, говорящего о варягах-руси и при этом четко отличающего их от скандинавов, шведов и норвежцев: «И идоша за море к варягом, к Руси. Сице бо ся зваху тьи варязи Русь, яко се друзии зовутся свие, друзии же урмане, англяне, друзие гьте, тако и си». О славянском характере этой варяжской Руси красноречиво говорит следующее знаменитое утверждение «Повести временных лет»: «А словенский язык и русский одно есть, от варяг бо прозвашася Русью, а первое беша словене; аще и поляне звахуся, но словеньскаа речь бе. Поляне же прозвани быши, зане в поли седяху, а язык словенски един»... ...Необходимо добавить и чрезвычайно точное соответствие основополагающих социальных структур на Рюгене и в Киевской Руси.

О доминирующем положении жречества у обоих народов уже говорилось в начале этой главы. Весьма показательным является то, что как раны-русы занимали главенствующее положение среди западнославянских племен, так и киевские русы занимали точно такое же положение среди славян восточных. В то время как первые собирали дань со всего славянского Поморья натурой, в первую очередь продуктами питания, вторые регулярно обходили подвластные им земли полюдьем, точно так же собирая дань натуральными товарами. Более чем разительное сходство обнаруживается и при описании светской власти у обоих народов.

На тесное ее слияние с духовной у восточных славян указывает Хулуд ал-Алам: «Послушание славян (главе славян) является обязательным, согласно религии». Что предствлял из себя Рюрик, мы не знаем, но его сына Игоря со слов русских купцов мусульманский автор Ахмед ибн Фадлан описывает так: «Из обычаев русского царя есть то, что во дворце с ним находится четыреста человек из храбрых сподвижников его и верных ему людей, они умирает при его смерти и подвергают себя смерти за него. (...) Эти четыреста человек сидят под престолом; престол же его велик и украшен драгоценными камнями. На престоле с ним сидят сорок девушек (назначенных) для его постели, и иногда он сочетается с одной из них в присутствии упомянутых сподвижников. Он же не сходит с престола, а если желает отправить свои нужды, то отправляет в таз. Когда он желает ездить верхом, то приводят его лошадь к престолу и оттуда садится на нее; а когда желает слезть, то приводят лошадь так, что слезает на престол». Черпавший информацию из какого-то независимого источника Мухаммед ибн Ийаса ал-Ханафи сходным образом описывает правителя древнерусского государства:

«Есть у них царь, сидящий на золотом троне. Окружают его сорок невольниц с золотыми и серебряными кадилами в руках и окуривают его благовонными парами». Из этих свидетельств перед нами вырисовывается явно ритуальная сакрализованная фигура верховного правителя древнерусского государства, который ни под каким предлогом не ступает на землю ни при отправлении нужд, ни при совокуплении, ни при езде верхом, который почти все время сидит на золотом троне, окуриваемый благовониями, и послушание которому составляет не только политический, н ои религиозный долг его подданных.

Весьма интересно сравнить это положение первых русских князей с положением светских правителей западных славян. Саксон Грамматик пишет, что во время одной битвы «двое славян бросились в лодку и искали спасения от неприятеля; за ними пустился в погоню Яромир, государь ранский, и пронзил одного из них копьем; другой обернулся и хотел отомстить за товарища; но увидав, что поднимает руку на ранского царя, благоговейно отбросил копье в сторону и пал ниц». Как видим, даже угроза неминуемой смерти не могла заставить славянина преступить свой долг повиновения правителю ран, носившего, судя по благоговейному поведению воина, не только политический, но и религиозный характер. Аналогичное положение наблюдается и у всех других полабских славян, у которых князья, как правило, обладали весьма незначительной реальной политической властью, но зато имели определенный сакральный характер: «Таким образом власть князя, хотя бессильная, была везде освящена древним законом и, без сомнения, поставлена была под покровительство божества. В Щетине княжеский двор стоял на холме бога Триглава».

С учетом этих особенностей и параллелей, наблюдаемых у других индоевропейских народов, вполне можно заключить, что княжеские роды западных славян возводили свое происхождение к одному или нескольким языческим божествам, что и придавало их власти сакральный характер.»

«Все это позволяет понять причины призвания варяго-русского князя Рюрика в 862 г. Как известно, этому событию предшествовало изгнание тех же самых варягов, после чего среди восточнославянских племен немедленно вспыхнула усобица: «и въста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся». В условиях, когда каждое местное племя или род стремилось к господству, прекратить начавшуюся междоусобную борьбу могли лишь призвание такой власти, высший авторитет которой был бы бесспорен для всех участвовавших в конфликте сторон. Подобным авторитетом в первую очередь должен был обладать правитель, происходящий от божественных предков и совмещающий в своем лице светскую и духовную власть.»

«Повествующая о священных первоначалась «Голубиная книга» представляет собой текст максимальной сакральности, в котором ни одна существенная деталь не является случайной. В полной мере это относится и к Волоту-Владимиру, направляющему своими вопросами весь ход ритуального диалога и посредством этого определяющему последовательность повторного устного сотворения Вселенной Великим Гусляром, фигура которого (как было показано в предыдущей главе) не является случайной. То, что в духовном стихе он присутствует не в качестве абстрактного мифического великана, а как представитель исторического племени волотов-велетов, доказывается и общими представлениями о волотах в восточнославянском фольклоре, и отдельными местами «Голубиной книги», имеющими западнославянское происхождение. Сам образ Волота и его руководящая роль в диалоге недвусмысленно указывает на передачу священного знания жречеством ран-русов, входивших в племенной союз велетов, восточнославянским волхвам и самым наглядным образом символизирует западнославянское-севернорусское происхождение «Голубиной книги».

Приведенные факты показывают, что подобная передача священного текста о первоначалах - от одного жреческого объединения другому - не случайна. Она была результатом тесных связей обоих славянских народов, обусловленным общим происхождением и переносом основополагающих социальных структур от одного племени к другому. Поднятый в связи с этим пласт данных позволяет решить проблему северной прародины Руси и раскрыть тайну происхождения Рюриковичей. В этом контексте образ Волота в «Голубиной книге» оказывается еще одним весомым доказательством в пользу западнославянского происхождения варягов-руси и призванных в 862 г. Ее князей».

http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=45.0
Карма 490
28.05.2012
Не получилось остановиться в Альтенкирхене - ну и ладно. Хоть посмотрел на него из окна машины. Ну, кстати, опять местами очень похож на наши города. А другими местами - совсем не похож.

После Альтенкирхена и почти до самого Путгартена по сторонам опять расстилались ярко-жёлтые рапсовые поля. Доехали быстро - на машине там совсем чуть-чуть. Вот пешкооом... Но об этом позже.

Подъезжаем. Таксист останавливается на парковке, и что-то долго соображает или вспоминает. Потом его лицо озаряется улыбкой. Вспомнил!

- Кониетц!

Смеюсь, жму ему руку, благодарю, расплачиваюсь, говорю "ауф видерзеен", и направляюсь в сторону входа в Путгартен.

Дальше парковки ездить запрещено. Ходит туристический авто-поезд смешной наружности, и ещё местным разрешено. И всё. Либо пешком пару-тройку километров. Ну пешком так пешком.

Заодно посмотрю немецкие сельские пейзажи.

Красивая деревенька Путгартен, надо сказать!
"...мой адрес - не дом и не улица..." В районе Альтенкирхена.
"...мой адрес - не дом и не улица..." В районе Альтенкирхена.
Там же чуть дальше
Там же чуть дальше
На подъезде к Путгартену
На подъезде к Путгартену
Въезжаем в Путгартен
Въезжаем в Путгартен
Добро пожаловать на мыс Аркона!
Добро пожаловать на мыс Аркона!
Стоянка. Дальше ездить нельзя - только местным и на туристическом авто-поезде
Стоянка. Дальше ездить нельзя - только местным и на туристическом авто-поезде
Карта мыса Аркона. Путгартен - в центре, где парковка
Карта мыса Аркона. Путгартен - в центре, где парковка
Воззвание бургомистра на входе
Воззвание бургомистра на входе
Путгартен
Путгартен
Путгартен
Путгартен
Путгартен
Путгартен
Туристический авто-поезд
Туристический авто-поезд
Дворик в Путгартене
Дворик в Путгартене
Дворик в Путгартене. Песочная статуя слева
Дворик в Путгартене. Песочная статуя слева
Кафе
Кафе
Поворот к деревушке Витт
Поворот к деревушке Витт
Путгартен
Путгартен
Немецкий юмор: надпись на табличке слева "выход на причал запрещён" или типа того
Немецкий юмор: надпись на табличке слева "выход на причал запрещён" или типа того
Путгартен
Путгартен
Германия, Рюген, Путгартен
Германия, Рюген, Путгартен
Карма 490
28.05.2012
Красивая немецкая деревенька на земле, на которой когда-то жили славяне...

"...Из книга Савельева "Древняя история казачества":

"Cоседями германцев на севере и востоке были многочисленные племена славян и литовцев (Пруссов). Из славянских племен известны: Бодричи – на границе с Данией, Лютичи – в нынешнем Бранденбурге (Бранном боре), Венды, Поморяне – по берегам Балтийского моря, в Померании, к востоку от устьев Одера; Гаволяне, Лужичи, Сербы Полабские (по Эльбе), Силезцы, Великополяне и др. Словом, от р. Рейна, славянской Рины, до Вислы все земли были населены славянами. Тацит в 60 г. по Р. Х. говорит, что германцы не знают еще городов, славяне же строят прочные деревянные дома и укрепленные города для обороны от неприятелей. В славянских землях, говорит Кледен, торговля и ремесла процветали до такой степени, что миссионеры не могли иначе выразить своего удивления, как сравнением Поморья с обетованной землей. У Вендов тоже процветало скотоводство и земледелие, так что в открытых полях находились всяких родов овощи и т.п. Оттуда вывозились соленые и копченые сельди, мед, воск, лен, полотна, пенька, хмель, бревна, доски, смола, поташ, сукна, меха, кожи, сало и копченое свиное мясо, до которого и тогда уже были лакомы германцы. Славяне даже имели свою особую письменность. Начиная с Х в. германцы, объединенные Карлом Великим в сильную монархию, наступательно двинулись на восток, покоряя и истребляя одно за другим многомиллионные славянские племена, и под тяжелым гнетом своим шаг за шагом убили их народность и их язык. Вся нынешняя германская низменность есть сплошное славянское кладбище.

Славянские названия местностей, сел и городов германцы переделали по созвучию на свой лад: Брани-бор, в стране Лютичей, в Бранденбург, Микулин-бор в Мекленбург, Гам-бор в Гамбург, Поморье (Поморянию) в Померанию, Стрелов в Стрелиц, Лужицу в Лаузац, Будисин в Баунен, Липс в Лейпциг, Русиславу в Руслау, Прусаков в Прайсен, Вельбор в Вилленберг, Выструг в Истербург, Острог в Остерроде, Кролевец в Кенигсберг, Колобрег в Кольберг, реки: Лабу (где жили Полабы) в Эльбу, Рину в Рейн."

Германское завоевание славянских земель, с последующим их онемечиванием, велось в Х веке саксонским герцогом Германом Биллунгом и маркграфом Геро. В XI – XII веках, знаменитыми: Генрихом Львом; Альбрехтом Медведем; Фридрихом Барбароссой..."

http://www.ordvor.ru/forum/viewtopic.php?f=44&t=418&start=10

"...Фридрихом Барбароссой...", тем самым, чьим именем назывался гитлеровский план нападения на СССР... Такая вот преемственность...
Карма 490
28.05.2012
Дошёл через поле до кончика мыса Аркона, подумал, и пошёл сначала налево - к маякам и бункерам. Сначала обойду всё здесь, а потом - в Аркону и по берегу через Витт в Ноббин к дольмену.

Никто из персонала маяков не говорил по английски %-)))
Покидаем Путгартен
Покидаем Путгартен
Последний дворик на выходе
Последний дворик на выходе
Кони и маяки Арконы
Кони и маяки Арконы
Маяки Арконы и поле
Маяки Арконы и поле
Дорога к Арконе
Дорога к Арконе
Маяки Арконы
Маяки Арконы
Ресторан-пивная "Биргартен"
Ресторан-пивная "Биргартен"
Этот вал за башней - граница Яромарсбурга - Древней славянской Арконы
Этот вал за башней - граница Яромарсбурга - Древней славянской Арконы
На острове Буяне
На острове Буяне
Сначала - на маяк
Сначала - на маяк
Вооон туда
Вооон туда
Внутри
Внутри
Вид из верхней комнаты маяка на башню Пайлтюрм и останки славянского городища Аркона
Вид из верхней комнаты маяка на башню Пайлтюрм и останки славянского городища Аркона
Вид с маяка на башню Пайлтюрм и останки славянского городища Аркона
Вид с маяка на башню Пайлтюрм и останки славянского городища Аркона
Где-то там Витт и Ноббин, туда надо будет идти
Где-то там Витт и Ноббин, туда надо будет идти
Внизу - бывший военный бункер времён ГДР
Внизу - бывший военный бункер времён ГДР
Вниз
Вниз
Нижняя часть лестницы
Нижняя часть лестницы
Карма 490
28.05.2012
"...Я пью за варягов, за дедов лихих,

Кем русская сила подъята,

Кем славен наш Киев, кем грек приутих,

За синее море, которое их,

Шумя, принесло от заката.

А. К. Толстой «Змей Тугарин»

Французский путешественник Ксавье Мармье записал в первой половине ХIХ века интересное ободритское (Земля Мекленбург-Передняя Померания) предание:

В VIII веке народом ободритов-рериков правил князь Годлав. У него были три сына, сильных и храбрых, жаждущих славы: Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный и Трувар Верный. Так как они не могли испытать себя на родине, братья отправились на восток, где прославились в битвах. Они приходили на помощь к угнетенным, совершили много подвигов в «страшных боях», а затем пришли в Руссию. Русский народ в это время находился под игом «долгой тирании, против которой больше не осмеливался восстать». Братья вдохнули в него мужество, возглавили собранное войско и уничтожили власть угнетателей. После того, как мир и порядок в Руссии были восстановлены, братья решили вернуться домой, к отцу. Однако освобожденный от гнета народ упросил их остаться и взять на себя бразды правления. Рюрик получил в управление Nowoghorod, Сивар – Pleskow, а Трувар – Bile-Jezoro.

Примечательна эта древнерусская форма названия Пскова – Плесков! Пишет Озар Ворон в своей книге - Вряд ли такую деталь могли выдумать в далеком Мекленбурге.

Данные современной археологии говорят что первые следы ильменских словен на Новгородской земле - основе будущей Руси, относящиеся к культуре "погребальных сопок" (VI-VII века), - являются четко западнославянскими. В IХ-Х веках в Новгород приходит вторая крупная волна переселенцев из Славянского Поморья Балтики из Бодричан (Мекленбург) - земель союза Ободритов. В Ободритский союз входило, и доминировало в нем, племя вагров - «Вагирская марка», они же варги, они же варны, они же варины, они же варяги, они же русь...

Озар Ворон пишет:

Исследователи много раз пытались установить месторасположение загадочного острова русов(много раз упоминаемого в исторических хрониках). Однако известен реальный остров, обладающий всеми свойствами описанной арабами родины русов. Он невелик – что-то около трех дней пути и с юга на север, и с востока на запад. Он был когда-то покрыт лесами и болотами. Ключевым признаком можно счесть отсутствие на острове земледелия и в то же время множество жителей. Такая плотность населения вовсе нехарактерна для, скажем, Скандинавии или северной Руси. Его население «все Поморье славянское облагало данью, а сами никому дани не платили». Они, по словам Гельмольда, «пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, всегда были готовы к морским походам, надеясь на свои корабли, как на единственное средство к обогащению». Их правитель, по мнению Гельмольда, единственный из всех славянских правителей носит титул короля. Вспомним, что королем с первых же дней западные авторы величают правителя русов. Гильфердинг, комментируя описание Гельмольдом и другими немецкими авторами, говорит о священном характере его власти. «Он, - пишет российский ученый. – Может, даже и не назывался князем, а носил высший титул».

Этот остров – остров Рюген.

Племя, обитавшее на нем, звалось издревле ругами. И ругами же средневековые германские документы постоянно называют киевских русов! Напротив, житие Оттона Бамбергского называет жителей Рюгена rutheni - русины, русы!

Остров Рюген – по-славянски Руян – был главной святыней западных славян. Еще в XI веке на поклон к его главной святыне, четырехглавому кумира Святовита, шли пилигримы из далекой, уже два века вроде бы христианской Чехии. Впрочем, популярность четырехликого кумира не исчерпывалась западными славянами – каменные кумиры о четырех лицах, смотрящих на все стороны света, обнаружены на Украине – один в селе Иванковицы, другой (это, пожалуй, самый знаменитый славянский кумир) – в реке Збруч. Бронзовый кумир Святовита найден в Рязани, в слоях, опаленных батыевым пожаром. И даже в столице православной Болгарии, в Преславе, найден маленький костяной кумирчик, озирающий стороны света своими четырьмя ликами. Предполагают, что остров Буян, знакомый всем по пушкинской сказке, и пришедший в нее из заговоров, где он – местопребывание Христа, богородицы, святых, сменивших в заклятьях православных ворожей древних Богов – и есть Руян, Рюген. К нему, к его святыням, к храмам многоликих Богов в Арконе, Ругарде и Коренице, взывали неграмотные старухи-знахарки, сами не зная того. Здесь было средоточие всей веры, всего упования языческого славянства. И не только славянства – датский король Свейн жертвовал добычу в храм Арконы, а в самих храмах, кумирах и ритуалах ученые видят много общего с религией кельтов. Седая же древность спит на берегах Рюгена – она помнит друидов, уничтоженных Цезарем...

Девять веков назад, на побережье Балтийского моря, над белоснежными скалами этого острова, который сейчас называется Рюген (федеральная земля Мекленбург — Передняя Померания), возвышался город Аркона. Остров как уже было сказано населяли руяне-русы. Вот как их описывали раннесредневековые хронисты:" Руяне, у других называемые руанами,— это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. (...) пренебрегая совершенно выгодами от земледелия, они всегда готовы совершать нападения на море, возлагая свою единственную надежду и все богатство на корабли."

Храм Святовита в Арконе был главным святилищем славянского Поморья, а ране почитались, прочими балтийскими славянами, как священный народ, имеющий особую близость к богам, без согласия которого, не принималось ни одно важное решение.

Когда, после непрестанной четырехсотлетней борьбы с франкскими, германскими, датскими крестителями, народы Балтийских славян один за другим, были порабощены, Аркона стала последним вольным славянским городом чтящим праотеческих Богов. И оставалась таковой, до своего уничтожения в 1168 году.

Историк XIX века Гильфердинг писал о руянах-русах следующее:

"Как люди натерпевшиеся на своём веку всяких лишений и бед и закалившиеся в борьбе, делаются склонны к упорству, так и Балтийские Славяне; едва ли был на свете народ упорнее. Изо всех народов Европы они одни положили свою жизнь за старину свою, за свой старый языческий быт: упорная защита старины, вот первое свойство всех этих передовых племен Славянских.."

В ходе этих войн руяне утратили свою независимость в 1168 г., город-храм Аркона была разрушена, святилище Святовита (Свентовита) уничтожено. Как свидетельствуют датские летописи, король Руяна - Яромир стал вассалом датского короля, а остров — частью епископства Роскилле. К этому периоду относится обращение руян в христианство. В 1234 г. руяне освободились от датского владычества и предприняли экспансию на побережье современной немецкой земли Мекленбург — Передняя Померания, основав город, известный ныне как Штральзунд. В 1282 г. князь Вислав II заключил с королем Германии Рудольфом I соглашение, получив Рюген в пожизненное владение вместе с титулом имперского егермейстера. Далее славяне Рюгена, находясь в составе различных немецких государственных образований, в течение последующих нескольких веков постепенно полностью онемечились. В 1325 г. умер последний руянский князь Вислав III. Полностью руянский диалект прекратил существования к XVI веку.

Никогда не забывайте, наши славные предки – варяги - венды - русы – создали крупные торговые города на Балтике, которыми восхищались все европейские путешественники того времени, вошедшие позднее, под германизированными именами, в "Ганзейский Союз". Они первыми из европейцев проложили Волжский и Днепровский торговые пути, они господствовали в международной Балтийской торговле. Они создали Новгородскую и Киевскую Русь. Их викингские дружины не пускали германоязычных викингов на Балтику, в следствие чего последним приходилось довольствоваться побережьями Франции и Англии... И над этим славянским миром царила гордая Аркона..."

http://orei.livejournal.com/96391.html
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики