И всё же Буян. Столько уже всего про него вычитал. Вот снова очень интересная статейка:
...«На море, на океане, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь, под тем камнем сокрыта сила могучая, и силе той нет конца...». Такими словами начинается большинство древнерусских заговоров. Но о каком же острове идет речь?
Согласно древнеславянскому фольклору, уточка в клюве несла над океаном Алатырь-камень, который вдруг стал расти в размерах. Птица не удержала свою находку, уронила ее в воду. На месте падения тут же возник остров Буян, на котором высилась огромная Алатырь-гора. Именно на этой горе Сварог, верховный бог славян, передал им законы, которые по его воле выбивал копытом на камне мифический полуконь-получеловек Китоврас.
Долгие годы считалось, что Буян — вымышленный остров, однако в последнее время историки и этнографы высказывают иное мнение. Дело в том, что в древности славяне и родственные им племена и народы селились вокруг Балтийского моря. Похоже, бел-горюч камень Алатырь — это не что иное, как янтарь, который в огромном количестве добывается именно в Прибалтике. А в Восточной Германии есть остров со странным названием — Рюген. Или, как его именовали в древности — Руян. В зависимости от произношения это слово могло звучать и как «Буян». Но не только названием это место напоминает таинственный остров из сказок. Ведь берега острова Рюген буквально усеяны белыми скалами.
ХРАМЫ АРКОНЫ
Оказывается, именно на Рюгене до 1168 года находилось главное русское святилище — легендарный город Аркона. В нем были установлены каменные храмы всех славянских богов и, прежде всего, главного божества, воплощения Рода — Свентовита (или Святовита), чье имя в переводе на современный язык означает «непобедимый свет» или «свет-победитель». Сам бог символизировал собой силу, красоту и чистоту — как внутренние, так и внешние.
Удивительно, но в X — XII веках все побережье Балтийского моря знало о Рюгене и его жителях — славянском племени ранов. Как писал Адам Бременский, северогерманский хронист, каноник и схоластик, это было сильное, смелое, независимое и очень воинственное племя, к мнению представителей которого прислушивались не только славяне, но и практически все европейские народы, так как считалось, что раны напрямую общаются с богами.
Об острове Рюген, как о центре славянской религии и культуры, упоминают Славянская хроника Гермольда, латино-германского летописца, «Деяния данов» — хроника датского историка XII столетия Саксона Грамматика, исландская Книтлинггасага. Практически ни один средневековый автор не обошел своим вниманием Аркону, ведь ее жители слыли жестокими и беспощадными пиратами и колдунами, которые вели бесконечные победоносные войны на всем Балтийском побережье и далеко за его пределами. Недаром их главный бог Свентовит изображался всесильным воином.
ПОБЕДА В ВОЙНАХ
В 1920-х годах немецкий археолог К. Шуххардт после длительных археологических раскопок обнаружил развалины главного храма Арконы, чем подтвердил описания, данные в средневековых источниках. Действительно, балтийские славяне к X веку н.э. населяли территорию современной Германии, Дании, Финляндии, Швеции, Польши, Беларуси, северных районов России, строя там многочисленные города с каменными и деревянными храмами. Причем в Арконский храм за советом к славянским богам приезжали практически все европейские короли, точно так же, как они посещали Дельфийский храм в Греции. Но, по многочисленным легендам, храм Свентовита победу в войнах даровал гораздо чаще, чем его греческий «родственник».
Сам город стоял на высоком скалистом берегу острова, окруженный крепостным валом высотой в 10-13 метров, и сегодня поражающим взгляд паломника. За стенами города находились храмы, посвященные славянским богам, собранным в единый пантеон. Например, Перун изображался там с семью лицами, семью мечами на поясе и одним оголенным мечом в левой руке. Перуна по праву почитали богом князя, его дружины и войны. Следующим по «значимости» был бог о пяти лицах без сабель и мечей, его называли Яровитом, или Ярилой, он олицетворял плодородие. Третьим по «старшинству» шел Руевит, очевидно, бог самого острова, о трех головах и стоящий на правом колене.
Однако главный храм Арконы был посвящен Свентовиту. Богатство и отделка храма пленяли не хуже современных кафедральных соборов. При раскопках около него ученые обнаружили площадь для собраний и жилые сооружения для жрецов храма. В самом храме, сделанном из дерева, было два помещения, в одном из которых, окруженный резными столбами и дорогими занавесями, стоял кумир Свентовита. Он имел четыре лица, обращенные по сторонам света и, очевидно, символизировавшие четыре времени года, его голову украшали чудесные резные кудри. Скорее всего, Свентовит олицетворял сразу все ипостаси бога, остальные божества играли «вспомогательную» роль. Точно так же, как и в современном православии при наличии бога в трех ипостасях существует огромное количество святых угодников.
Вокруг Свентовита располагались его божественные атрибуты — узда, седло его коня, который постоянно присутствовал здесь же, в храме. В левой руке кумир держал лук, а правая была уперта в бок, на бедре же висел огромный меч, оправленный в серебро. Также в храме находилось и знамя, почитаемое превыше воли богов, власти князя или жрецов.
ПРАЗДНИК СВЕНТОВИТА
Раз в году, в сентябре, после уборки хлеба (кстати, Новый год славяне отмечали тогда именно в сентябре) проходил главный праздник, на котором Свентовит через жреца отвечал на вопросы народа. После этого жрец брал из руки бога рог с вином и выливал его под ноги Свентовиту, прося даровать славянам в следующем году успех в ратных делах и плодородие. Дело в том, что целый год рог стоял, наполненный вином, и если за это время испарялось мало вина, то следующий год обещал быть благодатным, и наоборот, если вина оставалось на донышке, то в дальнейшем не жди ничего хорошего. Далее жрец наполнял рог свежим вином и выпивал его за то, чтобы время до следующего сентября было урожайным и счастливым. И, наконец, еще раз наполнив рог вином, жрец оставлял сосуд в руке божества до нового празднества.
После ритуала с вином выносился огромный пирог. Жрец вставал в центр пирога и спрашивал, видно ли его окружающим, а затем благодарил солнце и просил у него поддержки славянам на будущий год. Завершив молитву с пирогом, выводили белого коня Свентовита и просили его пройти через символические ворота, сделанные из трех копий. Если конь, ведомый главным жрецом, выходил из «ворот», ступая правой ногой, то год ожидался удачным, если левой, то грозил бедствиями и неурожаем, а намеченный военный поход тогда отменялся. На этом процедура праздника заканчивалась.
Теперь становится понятно, откуда взялись многие современные приметы и ритуалы. Например, почему считается, что белый конь приносит удачу, уздечка удерживает нечистую силу, подкова, прибитая над дверью, одновременно отпугивает нечисть и приносит счастье, а конек на крыше деревенской избы (украшение в виде головы коня) — талисман богатства. Истоки этих верований, оказывается, следует искать в храме Арконы на знаменитом острове Буяне.
Дмитрий Лавочкин, Ирина Шлионская..."
http://othereal.ru/ostrov-buyan/Кстати. Вот интересный момент: "...После ритуала с вином выносился огромный пирог..." Ещё одно совпадение! У индоарийского народа алан-осетин -
пироги - основное, сакральное, по сути, блюдо на столе во время всех праздников и собраний! Занятное совпадение...
Что ещё интересно:
"...Праздник в честь верховного божества Святовита у средневековых славян отмечался выпечкой огромного общественного пирога, для изготовления которого должно было потребоваться большое количество зернотерок. Саксон Грамматик подробно описывает, как у балтийских славян на о. Рюгене, в святилище Святовита производился обряд в честь божества. Первый день уходил на приведение в порядок деревянного храма. На другой день народ собирался перед входом в храм, и жрец приносил в жертву рог с вином (предполагают, что правильнее считать – с медом) и просил умножения богатства и новых побед. Рог он вкладывал в правую руку идола Святовита, «затем приносили в жертву округлый медовый пирог высотою почти в человеческий рост. Жрец ставил пирог между собой и народом и спрашивал руян, видно ли его за пирогом. Если отвечали, что он виден, то жрец высказывал пожелание, чтобы на будущий год эти же самые люди не смогли бы его видеть (за пирогом). Однако это не означало, что он хотел смерти себе или своим землякам, но являлось лишь пожеланием ещё более обильного урожая на будущий год» [Цит. по: Niederle L. Slovanske Starozitnosti, t. II, sz. 1. Praha, 1924 (Приложение).].
Этот своеобразный магический обряд дожил вплоть до XIX в. Он известен на Украине и в Белоруссии, но уже как семейный, а не общинный: отец прячется за рождественский пирог и спрашивает своих семейных, видно ли его за пирогом. По размерам пирога гадают о будущем годе. В Болгарии сохранился общинный характер этого рождественского же обряда; роль древнего жреца выполнял священник, становившийся за караваем и спрашивавший прихожан: «Видите ли ме, селяци?» (Niederle L. Slovansks Starozitnosti, 3. 240.)..."
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000031/st005.shtmlЭто отрывок из книжки
Язычество древних славян (Рыбаков Б.А.) Москва. Издательство 'Наука', 1981 г., про которую я уже писал
в другом топике. Вот уж совсем интересно!