МЕСЯЦ В КИТАЕ: ОТ ПЕКИНА ДО БЭЙХАЯ И ОБРАТНО
(10 июня – 9 июля 2011)
Маршрут: Пекин - Бадалин - Датун – Тайюань - Пинъяо – Сиянь- Лоян – Шаолинь – Чжанцзяцзе – Цзишоу – Фенхуан – Дэхан – Лючжоу – Наннин – Бэйхай – Яншо – Гуйлин – Шанхай – Сучжоу – Циндао – Пекин
Курс 1 юань около 4,3 руб.
Итак, в мае долбануло что-то, что мне нужно в Китай. ОК, прекрасно, значит летим, тем более ситуация позволяла провести там месяц, как раз на срок действия обыкновенной тур. визы.
Перед началом рассказа об увиденном – пережитом кое-какие советы для отправляющихся в Китай впервые, стыбренные с разных форумов, полученные от друзей и из личного опыта.
ДЕНЬГИ. Покупала юани в Москве по курсу 4,45 рубля за юань при официальном курсе около 4,3. Вложила в это дело из расчета «что потрачу точно». Немного денег было на карте. 300 долларов оставалось от предыдущих поездок. В общей сложности без учета билетов Москва-Пекин-Москва ушло на всё 36000 рублей (в юанях), + меняла 250 долларов + картой оплачивала 420 юаней внутренний перелет. Перелет Москва-Пекин-Москва обошелся в 13500 рублей (благодаря как раз вовремя подвернувшейся акции Аэрофлота ).
Жилье, еда, городской транспорт – это не основная статья расхода в Китае. Тут можно уместиться в очень небольшие деньги. Междугородний транспорт (даже самолеты) тоже не очень дороги. Наверное, половина бюджета у меня ушла на билеты по достопримечательностям. В Китае сейчас обилетили практически любую мало мальскуюдостопримечательность. В среднем в значимые места билеты стоят 100-150 ю, в менее значимые – 30-80. Помимо этого, даже купив входной билет куда-либо, могут быть еще дополнительные траты: к каким-то объектам дополнительная плата, отдельно оплачиваются фуникулеры - канатные дороги (канэшн, можно лезть пешком, но для меня лично это не вариант. Терпеть не могу подъемы пешком).
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ. С английским в абсолютном большинстве мест - проблемы, а точнее, ну, просто – никак. Но объясниться , тем не менее, получалось в большинстве случаев. Из активной лексики употребляла лишь «нихао»(здрасьте) и «сьесье» - спасибо. Заранее распечатала иероглифы без которых я точно бы сгинула. Нужное просто показывалось таксистам, прохожим, водителям автобусов и т.д.). Этого было достаточно, чтобы меня отправили\доставили в нужное место. Я распечатала перед поездкой несколько листов. На деле пригодилось лишь это.
Аэропорт – feijichang – 飞机场
Ж.д. вокзал – huochezhan – 火车站
Автовокзал - qichezhan - 我要去在汽车站
Метро – ditie – 地铁
нижняя полка 下铺 xia pu
средняя полка 中铺 zhong pu
верхняя полка 上铺 shang pu
Камера хранения 行李寄存处 - xínglǐ jìcúnchù
Soft (hard) sleeper (seat) – ruan (ying) wo (zuo) – 软(硬)卧(座)
Я ищу недорогой отель – wo yao zhao pianyi de lvguan – 我要找便宜的旅馆
автобусная остановка – qichezhan - 汽车站
Возможно, трудно поверить, но мне этого было достаточно, чтобы спокойно передвигаться и жить в Китае в течение месяца.
Вот еще кое-что что может пригодится, но я без этого обошлась:
Я хочу поменять билет – wo xiang huan wo de piao - 我想换我的票
Мне нужен недорогой двухместный (одноместный) номер – wo yao pianyi de shuangrenjian (danrenjian) – 我要便宜的双人间(单人间)
Сколько стоит? – duoshaoqian – 多少钱?
Я потерялся – wo milule – 我迷路了
Впереди – zai qianmian – 在前面
Сзади – zai houmian – 在后面
Справа- zai youbian – 在右边
Слева – zai zuobian – 在左边
Обязательно еще надо иметь названия достопримечательностей, улиц, объектов на китайском. В «Лоунли Планет» это есть. Так что обязательно скачайте его или купите.
Со счетом тоже не всё просто. Показывать цифры руками возможно лишь до 5. Хотя в некоторых южных областях встречала такой вариант пятерки: показывается пятерня (как у нас), потом рука поворачивается ребром, потом опять пятерня. Я сначала не могла понять: то ли это 55, то ли 2 раза по 5, т.е. 10. Оказалась, всё-таки 5. С 6 до 10 объясняться на пальцах – бесполезняк; по китайски идут какие-то фигли-мигли простому русскому человеку абсолютно не понятные. Как и рядовому китайцу, наши цифры от 6 до 10, показанные на пальцах. Чтобы избежать недопонимания использовался калькулятор (есть у 99% продавцов), мобильник или цифры писались на бумажке. Цифры пишутся, слава Богу, что в Китае, что в России одинаково (вспомнилось, как я рыдала около расписания автобусов в Асьюте в Египте)))))).
Правила чтения китайского в латинице отличается от нам привычного:
J - читается ка ЦЗ
W - не читается
R- как Ж
X- как С мягкое
O- читается часто У
Q- как ТС (Ц)
NG - как в английском , например, окончания -ing
UI - УЭЙ
В общем, любой человек, имеющий в запасе лишь школьный курс английского, может спокойно ехать в Китай. Он будет абсолютно в равных условиях с полиглотом, который знает пусть даже все языки Мира, кроме китайского.
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Билет на внутренний перелет Шанхай – Циндао покупался на сайте ctrip.com. за несколько дней до вылета. При планировании маршрута очень помог сайт http://www.travelchinaguide.com/china-trains . Здесь можно посмотреть расписание поездов и цены на билеты в разные категории вагонов. Всё актуально (во всяком случае, у меня всё совпадало). К сожалению, купить билет на жд получается лишь на этом сайте, с большой накруткой. В Китае в большинстве случаев билет можно купить лишь со станции отправления. Поэтому, первым делом, как приехали, покупайте билет в следующую точку, если у вас предполагается следующий переезд по жд. Иначе рискуете ехать в жестком сидячем вагоне (несколько часов это еще можно выдержать, но ночь – тяжко даже для тех, кто спокойно высыпается сидя (как я). Или вообще можете остаться без билета или ехать в том же харде-вагоне, но стоя.
При покупке билета заготовьте заранее бумажку, где укажите пункты , дату, № поезда, тип вагона, расположение полки (писать иероглифами не обязательно, можно латиницей как указано выше).
В некоторых городах есть кассы для иностранцев. Там , как правило, очередей не бывает, в то время, как в другие кассы, особенно в сезон, очереди человек по 30-40. Где касс для иностранцев нет, я поступала так. Шла в окно №1 или любое окно, где сидит человек, но очереди нет. Билеты там «простым смертным китайцам» не продают. Возможно, это начальник смены, старший кассир и пр. Я протягивала деньги, бумажку с заготовкой. Не знаю, правильно ли я поступала, но всех случаях билет я получала. Возможно, иностранцам идут навстречу. Ни разу мне не пришлось потратить на покупку билетов более 5 минут. Хотя во многих отчетах читала, что часто покупка жд билета – это мука. Как вариант, можно покупать через свой отель с комиссией (если такая услуга у них есть). Но у меня такой надобности не возникло ни разу.
Такой еще момент, чтобы не растеряться в спальном вагоне. У вас, например, в билете указано место 10. Но на месте 10 имеется 2 или 3 полки (в зависимости от того, в какой вагон вы купили билет). На китайском в билете написано какая у вас полка (нижняя, средняя, верхняя – см. выше). Если в иероглифах не разобраться, обращайтесь к проводнику или попутчикам. Вообще, китайцы народ отзывчивый, я без помощи не осталась ни разу. Часто, даже если человек, к которому я обратилась, не понимал меня или не знал ответа, он находил того, кто мог мне помочь, иногда даже англоговорящего.
И ещё. То, без чего не мыслим русский поезд – без чая в подстаканниках, которые разносит проводник. Такого в китайских поездах нет. Но есть термос с кипятком или титан ( даже в жестком вагоне). Поэтому иметь кружку и заварку будет очень кстати. Едой затариваться совсем не обязательно. Ее постоянно разносят, цены низкие – горячее, фрукты – 10-15 ю; «дошираки» - 5, вода -3-5; снеки, чипсы – 3-7.
ЕДА. ООООООООО!!!!!!!!! Слов нет, один эмоции. Для любителей уличной еды и всяких макашниц – тут рай. Ну, про палочки говорить особой нужды нет. Не умеешь ими есть – будешь есть руками. Но это всё ерунда по сравнению с другим. Не знаю, как там в дорогих ресторанах (не посещала), а вот заниматься поглощением еды среди обитателей макашниц – это дело не для слабонервных. Китайцы во время еды чавкают, хлюпают, рыгают, харкаются, сморкаются и издает всё множество звуков, которое можно только издать головой (слава те, Господи, что только ей), за которые у нас даже ребенок даже от очень любящих родителей получит если не ложкой по лбу, то замечание. Так что научиться есть рис палочками – это не самое сложное. Сложнее не потерять аппетит в такой обстановке. Но ни чё, привыкаешь, вливаешься в среду. Надеюсь, что я , всё-таки, не окитаилась за месяц. Иначе - бедные мои близкие. Или бедный мой лоб.
Цены радуют. Шашлычки – 3-5 ю; пельмени – 5 ю; разнообразная лапша в супе или без – 5.
ЖИЛЬЁ. С ним проблем не возникло ни в одном городе. Бронировала лишь жилье в Пекине, чтобы после ночного перелета не бегать с баулом по городу. В остальных случаях жилье находилось на месте. Во многих случаях мне помогали «бабушки». Конечно, это могут быть и девушки, и дедушки, и молодые люди, и ваще кто угодно. Обитают они на жд вокзалах, автовокзалах. Ни разу не пожалела, что воспользовалась их услугами. Соотношение цена-качество всегда соответствовали. А цена, указанная на ресепшене, оказывалась выше, чем та, за которую жила я. У «бабушек» в резерве, как правило, есть несколько комнат, по разной цене. Торгуйтесь, естественно. Но и о степени нужного комфорта не забывайте. Естественно, комнаты по 100 ю в Шанхае и Пинъяо будут отличаться. Но даже не видя комнаты и торгуясь вслепую, "бабушки" всегда приводили в ожидаемые условия, иногда оказывалось даже превосходило ожидания. С вас «бабушки» за услуги денег не берут.
Вообще, при жд вокзалах и автовокзалах (но как заметила, не новых long distance, находящихся где-нить на отшибе, а на старых в городе, которые теперь имеют местечковое значение) жилья много. Если решите искать самостоятельно, то , быстрее всего, надписи hotel, guesthouse и т.д. вы не увидите. Ищите помещение в котором есть хоть что-то напоминающее ресепшн, это может быть небольшая конторка. Но еще раз в защиту «бабушек». Они вас приводят сразу в тот уровень цены (а соответственно и комфорта), который вам необходим. И вам не надо тратить время на пустую беготню. К тому же, в Китае не все «места проживания» могут пускать иностранцев. «Бабушка» вас ведет, где это разрешено , или где на это попросту кладут. Или, к примеру, мне был необходим интернет в комнате (если не Wi-fi, то хотя бы шнур). Мне такое жилье сразу предоставлялось.
По ходу действия я расскажу, где я жила. Точнее о цене и предлагаемых условиях, чтобы вы имели примерное представление «что- почем». Адреса явок, к сожалению, не озвучу. Но не из вредности, а т.к., если какие координаты мне и давались, то на китайском. Как пройти-найти конкретное жилье – тоже сложно. Часто это было в проулках-закоулках, и труднообъяснимо.
Об остальном - по ходу развития событий