И немного пояснений о традиции раздачи прасада. До поездки в Индию я ничего об этом не знала.
Прасад – буквально "милостивый дар" – пища, предлагемая божеству, а потом распространяемая среди посвященных во славу его имени. Раздача прасада (освященной на алтаре пищи) – древнейшая индийская религозная традиция, довольно нехитрая, но крайне важная для посвященных. Происходило это следующим образом: глава дома перед тем как сесть за стол открывал дверь, выходящую на дорогу, и кричал: "Прасад! Прасад! Прасад! Если кто голоден, пусть войдет и ест!". Поприветствовав и удобно усадив своих гостей, он кормил их до полного насыщения, прежде чем позволял приняться за еду своей семье и есть самому.
Раздачей прасада на Дасашвамеде занимается очень строгий дядя.
Правда, очень строгий. Однако рядом с ним на помосте всегда стоят дети. Но горе особо ретивым посвященным, которые пытаются получить прасад несколько раз подряд, или с индийской непосредственностью лезут без очереди, расталкивая локтями соседей. Раздатчик жестко урезонивает такого "нахала" – бьет по рукам, ухая "Харе бол!" (фраза означает много чего, но в данном случае это вежливая просьба стать в очередь).
С точки зрения большинства религий, раздавать бедным людям некоторую часть своего имущества – это не разбазаривание, а, напротив, единственно верное использование богатства. Распространять милость (прасад) – это непреложная обязанность индийских домохозяев по сей день. Считается, что нищета бедняков является следствием их собственной кармы, но они все, тем не менее, дети бога, так что оказывать им помощь – долг благополучных людей. Еда, раздаваемая во ремя церемонии Ганга Аарти, даже не будучи освященной на алтаре, является прасадом. Впрочем, любая пища, приготовленная и поданная с любовью и не содержащая "нечистых" с точки зрения ведической традиции ингридиентов (мяса, яиц, чеснока и т.п.), также может считаться прасадом. "Предложение прасада – лучшая форма благотворительности. Когда человек предлагает прасад, уходит бедность и возрастает его удача. Такой человек также достигает богатства, славы, хорошего здоровья, благоденствия и мудрости" (Падма-пурана).
На Ганге Аарти прасад раздается наиболее "традиционный" для Индии – это круглые колобки, сделанные из крупитчатой муки rava (пшеничной или манной) с добавлением кокоса, муки besan (из молотого азиатского гороха нут), масла гхи, сахара и пряностей, обычно очень сладкие. Называется такая круглая лепешечка Laddu или Laadu (от слова ladduka или lattika, букв. что-то вроде "передавать маленький шарик").
Вот тут есть рецепт
Иногда laddus готовятся с использованием аюрведических лекарственных ингредиентов, так что они считаются не только святыми, но и избавляющими от многих болезней.
Популярность прасада воистине феноменальна. Не то чтобы эти паломники на фото очень голодны, но для хинду, я заметила, вообще исключительное значение имеет внешняя сторона совершаемых обрядов, важно физически осязать какое-то материальное "свидетельство" их совершения. В качестве примера можно привести традицию совершать религиозные обряды посредством мурти божества, или, как в данном случае, желание получить и употребить свой собственный кусочек святой пищи.
Важнейшее условие приготовления прасада – полная чистота, поэтому принимать прасад на пуджах можно без боязни, но только в тех местах, где это делают сами индийцы.
Кстати, для почитания Шивы прасадом является также марьиванна обыкновенная и гашиш. Как известно, Шива отличается довольно непокорным нравом, любит танцы, веселье, обожает наркотики и всегда носит на поясе специальную сумку для "этихсамых" веществ). Воскуривание чилома во славу Шивы широко практикуют местные садху, довольно часто предлагают любопытным фарангам зайти куда-нибудь в закуток и затянуться. Часто это оканчивается печально – накуриванием до полного беспамятства с последующим банальным ограблением.
Поэтому, если прасад вам предлагает наедине в приватной обстановке неизвестное лицо, следует относиться к этому с осторожностью.