ФотографииК сожалению, у меня сейчас нет возможности оформить этот пост фотографиями. Возможно, если появится нужное время, сделаю это позже. Пока же версию с фотками можно посмотреть здесь:
http://vasylysk.ru/?p=131Камбоджа. Сиемреап и его окрестностиОсновной достопримечательностью Городка Сиемреапа, а вместе с ним и всей Камбоджи является район Ангкор, который представляет из себя десятки храмовых комплексов построенных древними кхмерами в IX-XV вв.
Наиболее интересные храмы располагаются на довольно компактной территории. Ряд храмов находится на некотором удалении (до 80 км) от Сиемреапа. Наиболее популярные туристические маршруты проходят по так называемым малому кругу и большому кругу. Оба маршрута закольцованы и пересекаются в месте наибольшего сосредоточения достопримечательностей. Большой круг длиннее малого примерно на 10 км.
В первый день мы проехали по малому кругу. Во второй день по большому. В третий день посетили дальние храмы Бантей Срей и Бантей Самре, а также несколько достопримечательностей на горе Пном Кулен. И, наконец, в четвертый день мы посетили плавучую деревню на озере Тонлесап.
Теперь чуть поподробнее об этих местах.
Малый круг (день первый)Жемчужиной Ангкора является храмовый комплекс Ангкор-Ват, построенный кхмерами в XII веке. Этот комплекс действительно поражает. Во-первых, он огромен. Википедия говорит, что это Ангкор-Ват «является крупнейшим из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира». Один только ров, который опоясывает храм имеет длинну 3.6км, а ширину 200м. Во-вторых архитектурный стиль храма лаконичен и четок, чего явно недостает остальным храмам. Также храм имеет интересные барельефы описывающие жизнь и мифологические представления построивших его кхмеров.
После посещения Ангкора следующим по маршруту лежит Ангкор-Тхом. Это столица Кхмерской Империи в XII — 1-й пол. XV вв. Представляет из себя огромный квадрат со стороной 3 километра. Этот квадрат окружен стеной высотой в 8 метров и общей длинною 9 километров. Стену опоясывает ров, который несколько уже рва опоясывающего Ангкор-Ват.
Входы в древнюю столицу оформлены очень сочно. Главные ворота украшены каменными лицами наблюдающими за четырьмя сторонами света. А мост через ров оформлен с использованием эпических образов. Перила моста представляют из себя змея, которого по одну сторону тащат боги, а по другую демоны. Древние кхмеры верили, что когда-то боги и демоны, ведшие между собой извечную войну, объединились для благого дела. Они решили сотворить чудодейственный напиток амброзию, который значительно увеличивает силы того, кто его выпьет. Чтобы получить этот напиток, они взяли змея, обернули его вокруг горы, затем положили эту гору в молочный океан и начали дергать туда сюда. Через некоторое время под горой образовалось требуемое вещество.
Вот, собственно, по правую сторону от входа стоят не очень привлекательные боги (девы), а более приятные на вид демоны (асуры). Вы спросите, как я узнал где боги а где демоны? Дело в том что за голову змею держали именно не очень смышленые демоны. А она находится слева.
Центральное место в Ангкор-Томе занимает храм Байон. Интересен он тем, что на башнях храма высечены каменные лики. Именно эти лики присутствуют на многих магнитиках, картинах, футболках и прочей туристической атрибутике продающейся здесь повсюду.
Что можно сказать об этом храме? Каменные лики действительно впечатляют. Если же убрать эти лица, то останется лишь тяжеловесный, архитектурно нецелостный, перегруженный многочисленными башенками храм. Сейчас издали он напоминает массив из неловко сваленных груд камней. Перед поездкой я видел видео этого храма, снятое довольно искуссно. Оператор выхватывал лишь лица в разных ракурсах, а на заднем фоне играла несколько зловещая музыка. Впечатление было сильное. На месте же я больше замечал неуклюжесть архитектурной планировки этого комплекса, отсутствие видимой симметрии и значительные разрушения, которым подвергся храм.
Кроме Байона, внутри Ангкор-Тома еще довольно много храмов и других достопримечательностей. Но какого-то разительного впечатления они не производят. Также на территории находится несколько статуй у которых ведутся службы. Вообще статуй в различной степени сохраненности довольно много, но службы ведутся не у всех. Знаете как отличить действующее место поклонения от заброшенного? Если статуе молятся, через ее левое плече перекинут оранжевый или желтый лоскут ткани.
За пределами Ангкор-Тома я бы отметил храм Та Пром. Его еще называют самым романтичным храмом Ангкора. Когда в XIX веке Ангкор был открыт европейцами, он был буквально похоронен джунглями. К настоящему моменту многие храмы расчистили от растительности и восстановили их на сколько это возможно. Однако, при восстановлении Та Прома стремились, на сколько это возможно, сохранить тот вид храма, в котором он находился до прихода археологов. Сейчас храм завален камнями от обрушившихся крыш, деревья проросли через многие стены и крыши. Вернее деревья растут на стенах и крышах. Дело в том, что песчаник, из которого строили кхмеры, имеет пористую структуру, которая хорошо впитывает влагу и семена деревьев, попадая на камень, успешно в нем прорастают.
Кроме вышеописанных, было посещено много других храмов, которые полагается посетить по маршруту. Однако они, хоть и весьма интересны, сногсшибательного впечатления уже не производят. К тому же, после 3-4 храма они все становятся как на одно лицо.
Что еще поражает во многих храмах – это сильный угол наклона ступенек. В результате, подъем вверх напоминает альпинизм: приходится в буквальном смысле карабкаться к вершине используя ступени как скальные выступы и задействуя при этом все четыре конечности.
Большой круг (день второй)Пожалуй единственным храмом, который оставил глубокое впечатление был Преа Кан. Прежде всего этот храм поражает своими размерами: его территория представляет собой прямоугольник со сторонами 700 на 800 метров. Этот прямоугольник, также как и Ангкор-Ват и Ангкор-Том окружены стеной и рвом с водой. Также как и у Ангкор-Тома по мосту перекинутому через ров к главным воротам тянется в виде перил хвост змея, которого неутомимо тянут в разные стороны боги и демоны. Что правда этим небожителям повезло меньше: время, вандалы и собиратели древностей лишили почти всех их голов.
По периметру внешней стены Преа Кана, каждые 50 метров расположены изображения гаруды (звероподобная птица в индуистической мифологии) попирающей нага.
Сам храм огромен по своим размерам. И также запущен как и Та Пром, что придает ему известную романтическую изюминку. Везде в проходах свалены огромные каменные блоки от упавших стен и крыш, а строения обвивают своими корнями огромные деревья.
Поездка на гору Пном Кулен (день третий)Вообще, конечно, поездка на эту гору была большой глупостью. Смотреть там нечего. Дорога была тяжелой и обошлась эта поездка в чудовищную сумму в 50 долларов.
Мне показалось, что я где-то слышал, что Пном Кулен – это очень замечательное место и когда встал вопрос куда ехать на третий день, я договорился с парнем, который возил меня первые два дня, что он отвезет нас Серегой к этой горе. Ехали на мотиках по совершенно чудовищной дороге без какого-либо покрытия. В результате, когда мы приехали, мы оба были похожи на краснокожих. Нас обоих покрывал довольно толстый слой пыли. Она была везде: в волосах, на лице, одежде.
Сначала мы приехали на речку тысячи лингамов. Древние кхмеры установили на дне реки каменные плиты с лингамами. У меня в голове крутился вопрос: ну и что?
После осмотра Будды мы сходили к водопадику, где и пообедали в местном ресторанчике.
После ланча, мы отправились назад по той же чудовищной пыльной дороге. В Ангкорвате мы еще заехали в храмы Бантей Срей и Бантей Самре. Сказать что эти храмы нас как-то впечатлили? Пожалуй, нет. После осмотра этих храмов еще оставалось немного времени до захода солнца и я попросил тук-тукера остановиться в деревне, которую мы проезжали. Вот тут было по-настоящему интересно. Лучше бы мы весь этот день здесь провели. Приветливые улыбающиеся дети и домики на высоких сваях.
Поездка на озеро Тонлесап (день четвертый)Утром мы взяли тук-тук и поехали к тому месту, откуда стартуют лодочки на плавучую деревню. Там вместо многочисленных кхмеров, которые хватают тебя за руки и умоляют поехать в его лодке, мы увидели лишь офис и перед ним нескольких местных, которые предлагали часовую поездку за 15 баксов. И ниже этой цены парни не соглашались опуститься ни на доллар. Моя оценка такой поездки была максимум 5 долларов. Вообще же я собирался взять лодочку часа на 3-4 долларов эдак за 10-12.
Сам киоск, где ушлые ребята толкали билеты по заоблачным ценам, стоял на насыпи, а чуть поотдаль начинался причал, где тусовались сотни лодок. Я угрожающе махнул рукой в направлении этих лодок и сказал, что если, дескать, они не сбросят цену, то я легко найду себе лодку там за гораздо меньшие деньги. Ребята начали рассказывать сказки о том, что здесь совершенно нет частников и что лодку я могу найти только здесь и за эту фиксированную цену.
Плюнув, я пошел к своему тук-тукере и приказал ехать в сторону причала. Тут был первый облом. Тук-тукер ехать туда отказался – сказал, что это частная территория и тук-туку туда ездить запрещено. Исчерпав свои немногочисленные доводы, я пошел к причалу пешком. И тут же был остановлен чуваком в форме, который сказал, что это частная территория и чтобы пройти туда нужно в кассе, откуда я только что ушел, купить билет за 2 бакса. Тут же подошла француженка. Видимо, она уже имела беседу с этим охранником, потому что она обращалась лишь ко мне и спрашивала, видел ли я где-либо на Земле подобный беспредел? Сама она, судя по всему, ни разу не видела, а потому была возмущена до глубины души.
Излив душу, француженка села в тук-тук и уехала в сторону Сиемреапа, а я еще некоторое время поругавшись с охраной, пошел к кассе и купил требуемые билеты за 2 бакса. На причале действительно не было частников. Были сотни лодок, но ни один человек не предлагал своих извозчичьих услуг. Там же я встретил дядьку, который мне объяснил, что такая ситуация сложилась 2 года назад. Все под себя подгребли китайцы. И теперь у них полная монополия на извоз в плавучую деревню.
У причала я походил по небольшой деревушке, которая представляла из себя ряд домов тянувшихся вдоль озера. Все дома были поставлены на высокие сваи. Все дома были невероятно бедны. В самих же халупках были видны люди, явно находящиеся в полукоматозном состоянии. Среди трущоб бегали грязные, но красивые дети.
Походив и пофотографировав немного деревню, мы вернулись к кассе и купили билеты на лодку. Трип был, прямо скажем, никакой. Проплыли мимо плавучих домиков непонятного назначения. Видели несколько школ. Наконец лодка подплыла к плавучему причалу и нас высадили на крокодиловой ферме. Тоже ничего особенного. Впечатлили, правда, дети плавающие в тазиках. Тазики выглядели очень ненадежными, а детки жалкими. В одной руке они держали миниатюрное весло, а в другой змею – я так понимаю, с последняя предлагалась туристам для фотосессии.
Раздав мелкие купюры ребятишкам, мы погрузились в лодку и отправились назад. По дороге я попросил тук-тукера остановиться в деревне и там мы провели несколько интересных часов, бродя меж высоких домиков и приветливых местных.
ЖильеВ Сиемреапе мы поселились в вполне приличном номере за 8 долларов за ночь. К отелю примыкала зона отдыха в виде ресторанчика и бесплатной бильярдной.
Про деньгиКогда я приехал в Камбоджу, то сразу же обменял в аэропорту 10 долларов на местные реалы. Как оказалось, необходимости в этом никакой не было. В Сиемреапе и Пномпене основная платежная единица – это доллар. Почти все цены указываются в долларах. Причем не только на лотках уличных торговцев, но и в кассах национальных музеев. Местная же валюта реалы используется лишь как разменная монета. То есть, если нечто стоит пол доллара, а ты дал доллар, то тебе разницу вернут в реалах. Самая крупная местная купюра, которую я видел, имеет достоинство в 20000 реалов, или 5 долларов по сегодняшнему курсу.
Про людейПрежде всего в Камбодже меня поразила доброжелательность людей. Доброжелательность и улыбчивость. Когда заходишь в ресторан или массажный салон, то тебе говорят: «Здравствуйте. Как у Вас дела?» и обязательно улыбаются. Когда выходишь все официанты, которые тебе встречаются говорят: «Спасибо. До свидания». Можно, конечно, сказать, что они говорят спасибо за деньги (хотя если после просмотра меню, ты выходишь ничего не заказав, тебе все равно все улыбаются и говорят Спасибо), однако доброжелательность проявляют и люди, которым ждать от тебя денег не приходится.
Еще удивительно то, что в отличие от Индии, где нищих людей не больше чем в Камбодже и где попрошайничают везде и по очень многу, ни в Сиемреапе ни в деревнях, нам попрошайки не встречались. Не слышишь этого назойливого: "Please, one dollar, Sir". Справедливости ради отмечу, что в Пномпене попрошаек довольно много.
В Сиемреапе же попрошаек нет. Есть, правда, довольно много продавцов всякой всячины, которые могут быть довольно назойливы. Однако в последних также заметна доброжелательность. Доброжелательность, которая проявляется в мелочах. Так, например, не раз эти продавцы, уже понимая что мы у них ничего не купим, по своей инициативе подсказывали где можно поесть или где находится наш тук-тук, который мы оставили отправившись смотреть очередную достопримечательность.
Еще замечу, что многие такие продавцы особенно дети имеют довольно живой ум и чувство юмора. Так, если в Индии, дети обычно тупо талдычат: «Всего один доллар, Сэр. Замечательные открытки, Сэр», то здесь дети, гибче и креативнее. Так, например, мы наблюдали сценку, когда шестилетняя девочка отчаявшись продать открытки одной француженке, нарисовала на земле сеточку для крестиков ноликов и протянув камешек женщине предложила: если, дескать, я выиграю, то ты купишь у меня открытки, если же ты выиграешь, то я тебе эти открытки подарю. В первой же партии девочка выиграла.
Повторю еще раз, тут довольно часто встречаются дети, которые совсем не похожи на отупевших от нищеты и безделья роботов. С ними интересно поболтать и им самим это интересно.
Не скажу что кмерские девушки все поголовно красивы, но красавицы и просто милые девчушки встречаются. Причем не так уж редко.
Еще меня поразило в Камбодже увлечение местными физкультурой. И в Сиемреапе и в Пномпене мы видели в парках группки по 60-70 человек, которые под музыку делают за тренером упражнения. Туктукер сказал мне, что за такую зарядку не нужно платить. Единомышленники договариваются собираться в определенное время в определенном месте и делают фитнес. Особенно много таких фитнес-классов мы видели в Пномпене; на набережной, когда гуляли вечером и утром по дороге в аэропорт. Когда мы проезжали на тук-туке в 5:50 утра мимо парков, народ там уже во всю тренировался.
Развлечения СиемреапаОсновным развлечением в Сиемреапе являются, конечно, различные бары и ресторанчики. Ресторанчики очень вкусные с прекрасным сервисом и очень приятной атмосферой внутри. При этом по нашим меркам довольно недороги. Так средний счет за обед или ужин на одного не превышает обычно 6 долларов. Вкусно и сытно позавтракать в ресторане можно за 3 доллара.
Особой кулинарной достопримечательностью Сиемреапа я бы назвал блюдо, которое называется Кхмерское барбекю. Суть его в следующем. Тебе на стол приносят барбекюшницу, которая из себя представляет широкую неглубокую кастрюльку центр которой является выпуклой полусферой. Под этой полусферой располагаются угли. На ней же и готовится мясо. Вокруг полусферы располагается канавка, в которую наливают воду. Цены на барбекю разнятся от вида мяса. Так с одним видом мяса (говядина, курица) блюдо стоит около 5 долларов.
Мы взяли наиболее дорогое барбекю стоимостью в 8.5 доллара из 5 видов мяса: крокодил, змея, курица, кальмар и говядина. Сначала официантка принесла барбекюшницу на вершине полусферы которой лежал большой шмат сала и две корзинки: одну с мясом, другую с зеленью и овощами. Затем налила в канавку окружающую полусферу воды и бросила туда всю зелень и все овощи. После чего предложила нам самостоятельно выкладывать мясо на барбекюшницу. Что мы и сделали, начав со змеи.
Змеиное мясо оказалось похоже на курицу, даже еще чуть более рыхлое. Крокодил же был жестким. Мы выкладывали различные кусочки мяса на горячее железо, затем перекладывали на другую сторону и спустя 4 минуты мясо можно было есть. Через минут пятнадцать подоспел и супчик. Мы вычерпывали из канавки жидкость и овощи к себе в тарелки, а официантка подливала воду из чайничка. Супчик был просто великолепен. Туда стекал сок от жарящегося мяса и он был довольно наваристым.
Еще нам очень понравилось Шоу апсар, которое дает один из ресторанов. Столики окружают сцену, на которой танцуют апсары – танцовщицы. В красивых национальных костюмах они двигались так, как по идее двигались кмхерские танцовщицы сотни лет назад.
Еще одно популярное развлечение в вечернем Сиемрипе – это массаж. Во-первых, традиционный массаж, который здесь бывает двух видов: массаж ног и общий массаж. Стоит такое удовольствие 6 долларов в час.
Во-вторых, здесь не менее популярен массаж, который называется Dr. Fish massage. Стоит обычно 3 доллара за неограниченное время. Представляет из себя следующее. Стоит два аквариума, а между ними скамейка. В одном аквариуме большие рыбки, в другом маленькие. Садишься на скамейку, опускаешь ноги в аквариум и десятки рыбок набрасываются (в буквальном смысле) на твои ноги и начинают их «чистить» слегка покусывая. Можно опустить ноги в аквариум к маленьким рыбкам – там «массаж» помягче, а можно в большой – там массаж «пожестче».
Ощущение признаться незабываемое. Я долго не мог осмелиться и опустить ноги в аквариум. Лишь только опущу ногу – рыбки тут же ее окружают и... И становится жутко. Посмотреть на визжащего и гримасничающего дядьку (это меня) сбежалось пол улицы. На минут десять я стал звездой и наверняка появлюсь на страницах фейсбука у многих туристов. Затем я как-то попривык и через пятнадцать минут маленькие рыбки уже вовсю грызли мои ноги. Затем, осмелев еще больше, я опустил ноги в большой аквариум.
ТранспортОсновной вид туристического транспорта – это тук-тук. Он представляет собой обыкновенный мотоцикл, сзади к которому цепляется особое крепление. К этому креплению, в свою очередь, цепляется двухколесная крытая коляска с двумя скамейками внутри.
Заправки в Сиемреапе были представлены в виде лоточков на котором выставлены бутылки с бензином. Впрочем тот же бензин можно было купить и в продуктовых лавках.
В Пномпене мы еще видели велорикшу. Это велосипед, впереди которого установлено подобие кресла. Велорикш мы видели довольно мало. Несколько раз они встречались на рынке: в кресле сидела, обычно, степенная матрона и покупала различные овощи.
Что еще? Основной вид транспорта – это, как и во всей ЮВА, мотоцикл. Мотоциклов на порядок больше чем автомобилей.
Теперь про автомобили. Такого количество лексусов я еще не видел. Премерно, каждая шестая-восьмая машина – это Лексус. Не редко видели как одна за другой по улице проезжали 3-4 машины подряд этой марки. Еще одна «народная марка» – это тайота. Очень популярна тайота камри. Много также внедорожников различных марок. В общем, на лицо чудовищное расслоение население на очень богатых и очень бедных.
Всяко-разноеПовсюду и в Сиемреапе и в Пномпене видны каменные изображения нагов – многоголовых змей. Очень популярны перильца на мостах, вдоль мостовых, которые представляют из себя каменный хвост змеи оканчивающейся головой нага.
В Сиемреапе встречали очень много русских. Действительно очень много. Возможно, это была наиболее часто встречающаяся нация из неместных.
В Сиемреапе возле храмов часто видели группки калек-музыкантов. Перед ними неизменно стояла табличка: подайте жертвам войны. Во времена войны 1975-79 по всей Камбодже было установлено чудовищное количество противопехотных мин. И это все ее жертвы. В Пномпене было довольно много безногих попрошаек.
В джунглях Анкгора впервые услышал цикад. Сначала я подумал, что это воет сирена. Затем тук-тукер объяснил – что это поет небольшое животное напоминающее кузнечика. Звук очень громкий и непривычно монотонный. Действительно напоминает вой сирены.
Еще в джунглях я видел дерево-убийцу. На самом деле, как правильно оно называется я не знаю, а убийцей назвал про себя. Это дерево прорастает возле обычного дерева и ползет по нему вверх постепенно растекаясь по его стволу, опутывая его всего и погружая вглубь дерева свои шипы. Это дерево, как я понимаю, на своей первичной стадии развитие использует другое дерево, как источник питательных веществ. Затем оно живет уже полностью самостоятельно. По крайней мере выглядит оно как совершенно обычное дерево. И если бы я не видел подобные деревья, которые лишь частично успели «съесть» свои жертвы, то не поверил бы, что это всего лишь паразит.
ПроституцияПроституция развита хорошо, хотя и без тайской массовости и разнообразия. Вечерами многие тук-тукеры предлагают отвезти к девочкам. Причем раздельно позиционируют две этнические группы: вьетнамок и кхмерок. Также проститутки разгуливают по мостикам и набережным после девяти часов вечера. Так, когда я однажды шел домой, одна из них догнала меня и подстроившись под шаг взяла за руку – типа, мы уже вместе и навек. Жаль, я слегка засмущался и отнекавшись, не узнал цены на ее услуги.
Разговор с ДжонсиКогда я прощался с тук-тукером, мы разговорились и проговорили наверное около получаса. Я интересовался, как всегда, приземленными бытовыми вопросами, а Джонси охотно и пространно отвечал. Вот что он мне рассказал.
Самому ему 28 лет. У него еще нет семьи и нет пока надежды семью создать. Для того чтобы жениться, ему нужно заплатить выкуп за невесту. Величина выкупа зависит от «качества» девушки. Если девушка из богатой семьи, то и выкуп будет большим. Если же из бедной, то выкуп будет соответственно значительно меньше. Кроме выкупа еще нужно потратиться на свадьбу. То есть закупить продуктов и найти помещение где все твои родственники, друзья и знакомые будут гулять два дня. Что правда обычно организация свадьбы окупается. После банкета разносится коробка в которую все гуляющие бросают деньги: кто 10, кто 15, кто 20 долларов. Таким образом, после подбития баланса у молодоженов может даже оказаться небольшая «прибыль». А можно и выйти в ноль.
Сам он работает в Сиемреапе уже шесть лет. До этого он жил у себя в деревне. Он хочет купить свой тук-тук, но никак не может на него накопить. Как он говорит, за все время что он живет в городе, он не скопил совершенно ничего. И тук-тук ему приходится арендовать. Сам тук-тук стоит около полутора тысяч долларов. Имеется в виду бывший в употреблении тук-тук: коляска стоит около 400 долларов, а мотоцикл около тысячи.
Как сказал Джонси, он хорошо понимает принцип, когда бедные становятся еще беднее, а богатые еще богаче. Для того чтобы выбиться в люди ему нужно начать откладывать деньги, что бы купить подержанный тук-тук. Тогда он станет зарабатывать больше. Затем он сможет купить новый тук-тук и будет зарабатывать еще больше а старый сдавать в аренду и так далее. Но проблема в том, что тех денег которые он зарабатывает хватает только на жизнь.
Тяжела, как он говорит, жизнь у массажисток. Они имеют фиксированную зарплату в 30-40 долларов. Но это мелочь. Основной их доход приходится на чаевые. Вместе с чаевыми у них получается от 100-120 до 140 долларов. Еще доходы зависят от сезона. В высокий сезон доходы, разумеется, выше.
Живут бедные люди либо с родителями либо снимают. В туристических местах много приезжих из деревень – этим людям приходится снимать жилье. Стоимость жилья зависит от расположения и наличия удобств. Так комната за городом без удобств обойдется в 20-30 долларов в месяц. А комната в городе с удобствами будет стоить 50-70 долларов.
Еще Джонси сказал, в Камбодже основную ценность имеет не дом, а земля. Потому что если есть земля, то ты уже можешь жить: вбил четыре столба, натянул тент и за жилье ты уже никому не платишь.
Я спросил, кто ездит на этих дорогих машинах, наверное, чиновники? Джонси сказал, что нет, у чиновников зарплаты совсем небольшие . Богатые люди – это в основном те, кто имеет богатых родителей.
Поговорили в целом о бизнесе. Джонси сказал, что та гостиница в которой мы жили и за номер в которой с удобствами и вентилятором платили 8 долларов за ночь стоит примерно 200 тысяч долларов. В гостинице 16 номеров. Аренда же ее обходится в полторы тысячи в месяц. Спросил его о преимуществе ресторанного и гостиничного бизнеса. Джонси сказал, что ресторанный бизнес лучше. Сказал еще, что доходность этого бизнеса сильно зависит от расположения и наличия веб сайта в интернете. С сайтом администратор ресторана имеет возможность договариваться с организаторами туров. Организаторы заказывают столики в ресторанах и получают за это комиссию. Ресторан же получает стабильный приток посетителей.
Полезные советы* Мы останавливались в отеле Tropical Breeze Guest House, который находится недалеко от Old Market. За 8 долларов у нас был вполне приличный дабл. Также при отеле есть ресторанчик (мы там не ели) и бесплатный бильярд.
* Рекомендую посетить ресторан Cambodian BBQ (рядом с Old Market). За 8.5 доллара на человека там подают прекрасный барбекю из 5 видов мяса: крокодил, змея, говядина, курица, кальмар.
* Рекомендую посетить ресторан The Temple (рядом с Old Market). Там на втором этаже каждый вечер проходит замечательное шоу апсар
* Самый вкусный ресторан который мы нашли – это Le Grand Cafe (рядом с Old Market). Там все очень вкусно. Завтраки за 3 доллара просто изумительные.
* Рекомендую попробовать аттракцион с рыбками, которые делают пилинг ног – ощущения незабываемые.
* Экскурсия на озеро Тонлесап длится чуть больше получаса и стоит 15 долларов с носа (лавочку захватили китайцы. конкуренции нет, торговаться нельзя). Смотреть там особо не чего.
* С тук-тукером я договорился за цену в 50 долларов на четыре дня. Это включало себя в первый день малый круг, во второй день большой круг, в третий день чуть более отдаленные храмы Бантей Срей и Бантей Самре, в четвертый день озеро Тонлесап.
* Не давайте себя разводить туристическим разводилам и тук-тукерам! Так, к примеру, прежде чем взять тук-тук на день, пройдитесь и поторгуйтесь с несколькими водителями, чтобы быть в курсе цен.
* Не забывайте оставлять на чай массажисткам! Они живут очень бедно и существуют в основном за счет чаевых.
* Не меняйте доллары на реалы. В Пномпене и Сиемреапе, доллар – основная платежная единица. Он принимается везде и всеми.
* Если у вас будет время, попросите тук-тукера остановиться в деревне. Побродите по деревенским улочкам и пообщайтесь с местными. Это приятно разнообразит храмовую тематику.
* Из Сиемреапа в Пномпень можно добраться на ночном спальном автобусе, который отходит в 12 ночи и прибывает в Пномпень в 6. Спать в этом автобусе сложно, но можно.