Дели. День заключительный.
Утром мы проснулись около половины одиннадцатого утра, потому что в отеле стояла небывалая тишина. Единственное окно выходило в коридор, и без часов определить время суток было затруднительно.
Выйдя в шумную действительность Мэйн базара, мы не успели опомниться, как к нам подкатил тукер и начал настоятельно предлагать свои услуги. Поторговавшись некоторое время, мы пришли к соглашению, что целый день «вместе» выльется для нас в 300 рупий.
Правда пришлось настаивать на тех местах посещений, которые были интересны нам, а не те, которые постоянно рекламировал наш водила. В результате получился экскурс из микса достопримечательностей, но всё по порядку.
Первым мы увидели храм Лакшми нараяна. Каюсь, мне хватило внешнего осмотра, внутрь я идти не захотела. Это место было предложено тукером. Мне было дорого время, отведённое на другие места, а дорога до них занимала достаточно много времени.
Следующим местом, который предложил наш «Шумахер», был сикский храм. Тут я не устояла и соблазнилась заходом внутрь.
Водитель пошёл с нами и был нашим гидом. Он отвёл нас в комнату для иностранных посетителей, там мы оставили обувь и нам повязали оранжевые косыночки. Храм достаточно большой. Внутри самого храма нельзя фотографировать, но на территории самого комплекса это не запрещено. Мы посидели в самом храме, прогулялись около священного водоёма, получили порцию прасада, посмотрели «картинную галерею» и поехали дальше.
Пока наши планы не брались в расчёт и вместо осмотра интересующих нас мест, мы катались там, где хотелось нашему водителю. Так было и на этот раз. Мы заехали в магазин, что бы он мог получить талоны или подарки. Магазин был дорогим, но интересным. Помимо шелков и липовой пашмины, в магазине был зал с красивыми фигурками божеств всех размеров и зал с антикварной мебелью.
И вот наконец наступил момент, когда начали учитываться наши пожелания.
Мы наконец приехали к Кутб Минар. Билеты, оставшиеся у нас от Хумаюн Томба, послужили нам бесплатным пропуском. Территория комплекса не так велика, как мне представлялось ранее. Но даже на таком достаточно небольшом пространстве расположено очень много интересных строений.
Вот немного исторических подробностей об этом месте.
Кутб-Мина́р (также Куту́б-Мина́р или Кута́б-Мина́р,Qutub Minar) - уникальный памятник индоисламской архитектуры - башня, являющаяся самым высоким в мире кирпичным минаретом - находится под охраной ЮНЕСКО. История его постройки теряется в веках, и обросла мифами и легендами
Считают, что первый этаж башни, известный также под названием Виджай Стамбх (Колонна Победы), был построен раджпутским князем Притхвираджей Чауханом в 1191 г. чтобы его любимая дочь Сурадж Мукхи могла поднявшись на башню, получать вдохновение от созерцания священной реки Ямуны. В 1199 г. первый этаж был якобы переделан мусульманским правителем Кутбуддином Айбаком, после чего она получила новое название — Кутб-Минар. Минарет использовался как башня победы, чтобы показать мощь ислама, а также как башня для обзора окрестностей с целью охраны города. Башня имеет высоту—72,55 м, диаметр у основания - 14,4 м, диаметр у вершины — 2,44 м. Здание достраивалось в течение нескольких столетий. Последние ярусы и округлый купол появились в конце XIY века. Однако после землетрясения 1803 года купол был разрушен, и до сих пор не нашлось мастера, способного восстановить его.
Доступ наверх закрыт, т.к. тяжёлое положение в индуистских семьях толкали многих женщин на самоубийство, а раньше можно было подняться на 156 ступеней из 379, и попасть на первый балкон. Первым образцом исламской архитектуры на территории комплекса были внушительные ворота Алай-Дарваза (Alai-Darwaza, или Ворота Аллаха), через которые можно было попасть на территорию Кутб-Минара с южной стороны. По форме здание ворот напоминает изогнутую подкову и венчается небольшим куполом. Правда, сегодня вход в комплекс расположен с другой стороны, и через Алай-Дарвазу можно выйти за его пределы, чтобы полюбоваться башней снаружи.
Победа ислама над индуизмом была закреплена в названии мечети, в переводе означающем – Мощь Ислама. Ее строительство было начато в 1190 году Кутб-уд-дином Айбаком, основателем ордена мамлюков или Династии Рабов.
Неподалеку находится могила Ильтутмыша (зятя и преемника Айбака), построенная в 1235 дочерью султана Разией Бегам, которая сама правила в Дели в 1236—1240 гг. Усыпальница считается одной из самых древних мусульманских гробниц Индии.
Над беломраморным надгробием когда-то возвышался купол внушительных размеров. Усыпальница находится под открытым небом, стены здания, внутри которого находится могила, полностью покрытая кружевом восточного орнамента. Как образец воплощенного тщеславия правителя напротив ворота Алай-Дарваза расположены остатки минарета Алай-Минар (Alai Minar), начало строительства которого относится к 1311 году. Алауддин Хильджи намеревался переплюнуть по высоте Кутб-Минар, и при его жизни минарет уже достиг 24,5 метров. Строительство сошло на нет.
Еще одна достопримечательность Дели - колонна из метеоритного железа (Iron Pillar), представляющая собой большую загадку. Высота колонны 7 метров, и весит она 6 тонн. Историки утверждают, что колонна была отлита в 895 г. до н.э. и что, согласно древней санскритской надписи на ней, ещё раджа Дхава, правивший в Дели в начале IX в. до н.э., приказал своим ремесленникам отлить этот железный столб. Мусульманские летописцы, в свою очередь, доказывали, что колонна была привезена завоевателями из магометанских стран, расположенных к северу от Индии. Третья версия называет создателем колонны императора из династии Гупта, которая правила в Северной Индии в период 320—540. Первоначально колонна находилась в храме Вишну города Матхура, а на колонне помещался Гаруда. Колонна была перенесена на это место и вошла в состав индуистского храма. На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II (375—413). До сих пор ученые не могут объяснить, как древние мастера смогли добиться того, что колонна на 99,72% состоящая из чистого железа, совсем не подвергалась коррозии во влажном и жарком климате Индии. Существует теория, что колонна сделана из метеоритного железа. По другим представлениям, в колонне использовался особый сплав, изобретённый индийскими металлургами. Некоторые ученые считают Железную колонну редчайшим свидетельством материальной культуры давно исчезнувшей древней цивилизации, другие склонны видеть в ней "завещание звездных пришельцев", зашифрованное послание неведомых существ, некогда посетивших землю и оставивших эту колонну как "воспоминание о будущем". Традиционно считается, что, если стать к колонне спиной и охватить её сзади руками, это принесёт счастье. Многочисленные охотники за счастьем основательно отполировали металл на определенной высоте. Сегодня доступ к колонне преграждает ограда. Основание колонны уходит вниз на полметра. Изыскания показали, что основание имеет утолщение в форме луковицы с 8-ю отходящими прутьями, что отдаленно напоминает корни дерева. Известно, что когда в 1739 г. персидский император Надир Шах захотел увезти железный столб к себе на родину, но ему не удалось вытащить колонну из грунта.
На зелёных лужайках играют беззаботные школьники и дошколята. Их весёлый смех разносится по всему комплексу. По деревьям бегают вездесущие бурундучки, которые похоже совсем не боятся людей и с любопытством подбегают к прохожим, в надежде раздобыть прокорм. Мы больше часа бродили у старых развалин и с удовольствием фотографировались с индусами, которые то и дело просили нас об этом.
Но время не стоит на месте, нужно было ехать дальше.