Если я разместила отчет где-то не там - я не нарочно :))
Просто так и не нашла, как разместить отчет в каком-то более специализированном разделе)))
Собственно говоря, вот как все было... Август 2010.
Серьезное намерение поехать в Индию появилось около года назад.
Появилось спонтанно и неожиданно, и преследовало ощущение, что это почти невозможно.
Поделилась с Владом... Первая реакция была весьма скептичной, он опасался, что все вокруг будут петь и танцевать, но потом мы стали все больше и больше об этом думать. Наконец, было решено отправиться в Индию вольными путешественниками, без туров, агенств, бронирования отелей и т.п.
Подготовка включала в себя изучение множества сайтов про Индию, нескольких книг, фильмов, поиски человека, который бы написал приглашение, переговоры с посольством.
Наконец, были куплены билеты и... Здравствуй, Индия.
1. Дели. Перестройка.
Все сайты в один голос советовали ехать в Индию с ноября по март.
Но для нас единственно возможным месяцем для поездки был август. И меня не на шутку стали тревожить два вопроса. Первый - не адски ли жарко будет европейцам летом в тропической стране? И второй – в Индии не четыре времени года, как у нас, а все пять. Пятый – сезон дождей, монсун. И длится он как раз июль-август.
Беседы с индийцами по интернету немного успокоили и вселили надежду на лучшее будущее.
Международный аэропорт Индиры Ганди встретил нас приятной прохладой, мягкими коврами и стилизованными скульптурами. Забрали багаж, разменяли немного денег по грабительскому курсу и вышли из аэропорта в Индию.
Ночь была жаркой, влажной и липкой. Попытались найти авторикшу (альтернатива такси, крохотный трехместный фургончик, но для индийцев иногда и пяти-, и шестиместный), но нам объяснили, что ночью их найти непросто. Пришлось заказать такси. Prepaid Taxi – очень удобно для туриста, не знающего реальной стоимости переезда. Сразу получили чек со стоимостью.
И началось наше длинное ночное автопутешествие... Вместо обещанных тридцати минут мы кружили по городу около трех часов, уровень английского у таксиста оставлял желать лучшего, а адрес, по которому должен был нас отвезти, он найти не мог. И настойчиво предлагал множество других отелей. Мы же хотели остановиться у знакомого, найденного по коучсерфингу. Часов через пять ночной автомобильной экскурсии он все же привез нас по указанному адресу, но потребовал оплаты в двойном размере. После непродолжительного спора заплатили мы ему строго по чеку.
На следующее утро отправились исследовать Дели. Левостороннее движение, снующие барсукобелки (далее бурундуки), невероятно худые коровы с огромными глазами. Рядом с современной гостиницей на тротуарах спят люди. Правило дорожного движения одно – как можно громче и чаще сигналить, кто громче, тот и прав. Крохотные авторикши бесстрашно снуют между жизнерадостно раскрашенных грузовиков. Зеркала заднего вида в рикшах раскрашены или заклеены наклейками, водители ориентируются по сигналам гудков других рикш и автомобилистов.
Еще в Дели поражала оперативность застройки и реставрации всего вокруг. Где бы мы не находились, вокруг нас постоянно что-то копали, поливали, строили, ремонтировали, сажали цветы, рыли метро, воздвигали мосты... И видно было, что началось это не так уж и давно. Мы попытались объяснить это тем, что Индия активнейшим образом взялась за развитие своего туристического потенциала, и поэтому с таким рвением облагораживает столицу. Но позже мы узнали, что так проходит подготовка к октябрьской Олимпиаде. Оказывается, мы еще очень удачно подгадали время для путешествия. Бюджет наш был не слишком обширен, а в конце августа ожидалось поднятие всех цен в разы.
Испробовав всю прелесть и оперативность авторикш, мы решили поэкспериментировать с индийскими автобусами, которые тоже очень быстры. Автобусы в отличном состоянии (но с решетками на окнах), проезд намного дешевле, чем на рикшах. Таким образом, перед каждым переездом по городу мы «брали языка» и узнавали номер нужного нам автобуса. К сожалению, далеко не все языки оказывались английскими, примерно 1:7. Статистика показала, что английским владеют, в основном, аккуратно одетые люди до 30 лет. Других европейцев в этих автобусах не заметили ни разу.
Приятно удивила специальная "Tourist Police". Несколько раз добирались до пунктов назначения в таких вот полицейских машинах. Еще более радовало, что пункт назначения выбирали мы :)
Встретились с моей индийской приятельницей Сакши, она рассказала много интересного про Индию. И отдала нам на месяц, как потом выяснилось, настоящее сокровище – путеводитель Лонли Плэнет, в котором есть вся необходимая информация обо всем в Индии, все карты, гестхаусы, номера телефонов и т.д.
В Дели проверили надежность страховки. Все работает.
2. Индия гор. Манали
Проведя четыре первых дня в Дели, мы отправились в индийское предгорье Гималаев – штат Химачал Прадеш. Вместо обещанных 12 часов переезда мы получили все 20. Из-за размытой дождями дороги. Однако и вместо бюджетного Делюкса был подан новенький и удобный автобус Вольво.
Вместо 8 утра в Манали мы прибыли в 5 вечера. Позвонили найденному по коучсерфингу парню по имени Вики, он нас встретил и отвез в свой гестхауз. Там мы познакомились с путешествующими итальянцами.
Манали – очень милый и аккуратный городок-поселок, окруженный потрясающими горами. Делится на три части. Нью-Манали – самая неинтересная, Олд Манали – мекка бекпекеров и любителей гашиша и Вашишт – пожалуй, самая спокойная часть. Мы остановились в Вашиште. Погода была просто чудесная, температура не выше 23-25 градусов, изредка мелкий освежающий дождик. Обидно только, что низкие облака часто скрывали пики красивейших гор.
Потом мы решили, что просто не можем обойтись без похода, хотя бы на пару дней. Очень, очень не хотелось обращаться в туристический офис... Но идти в Гималайские горы без карты, без достаточного опыта, без проводника было глупо. В офисе договорились с проводником. Им оказался забавный кудрявый индиец Дэйв. Еще было очень интересно перенять индийский подход к организации походов.
Придя утром к пункту отправления, мы поняли, что вряд ли что-то позаимствуем из этого опыта... :)
Индийцы берут с собой огромную полевую кухню. Огромную палатку, кучу котелков, ковшиков, плитку, и готовят традиционную индийскую еду. А тащит все это мальчик-носильщик, причем тащит не в рюкзаке, а в мешке, и использует для этого лоб.
Сначала шли через несколько сел... Радовало, что села совсем не туристические, а самые что ни на есть самобытные. Индийские дети улыбались и здоровались. В сезон дождей в Гималаях цветет множество цветов, причем некоторые просто огромных размеров.
На следующий день взошли на гору Поталсу высотой 4300 м, это был мой самый высокогорный опыт :) Подъем был крутой, голова болела, но это того стоило. Еще раз порадовало, что с нами был проводник, потому что шли в густом тумане. Встречали коров и буйволов.
Вернувшись из похода, съездили в деревню Нагар, где жил, рисовал и умер художник Н. Рерих. Такой себе русский уголок в Гималаях. Очень уютный.
Оставшиеся пару дней просто гуляли по Манали, наслаждаясь видами и горным воздухом...
Еще встретили в своем номере в гестхаусе непрошенного гостя – здоровенного паука с длиннющими мохнатыми лапами. Днем он деликатно прятался, а по вечерам сидел у нас на подоконнике. Спросили про пауков у Вики, он сказал, что они дружелюбные. Поверили на слово.
3. Раджастан – земля королей
Добраться в Джайпур из Манали можно только через Дели. Ехать в Джайпур из Дели было решено на государственном автобусе. Это напоминало поездку в стареньком «Богдане», но старательно разривованном и с решетками на окнах. Переезд занял без малого 7 часов, но ехать было интересно, даже если учесть, что предыдущие 14 часов тоже были проведены в автобусе.
Интересно было наблюдать за переменами в ландшафте. В Дели нас удивляло, что флора, в принципе, не сильно отличается от украинской, по крайней мере, на первый взгляд. По дороге в Раджастан начала встречаться действительно невиданная растительность. И
худые коровы на дорогах стали разбавляться худыми верблюдами.
Приехали в Джайпур уставшие, но довольные. Довольные тем, что все-таки очень приятно самим творить свое путешествие. Остановились у найденного по интернету Санджая, он выделил нам милую уютную комнатку... В Индии очень интересно используют крыши домов, они никогда не пустуют. Как минимум их используют для сушки белья. Крыша Санджая была отличной верандой с небольшими комнатками... В такой комнате мы и поселились.
3.1. Джайпур
Поехали знакомиться со старым Розовым городом. Розовый город представляет собой бесчисленное множество рынков и базарчиков, но в его центре можно увидеть несколько потрясающих памятников архитектуры. Город называется Розовым, потому что все стены
выкрашены в терракотовый цвет, по мнению махараджи Джая Сингха, цвет побед и гостеприимства.
В Воскресенье, день независимости Индии от Англии, рынки не работали, было пустынно и спокойно. Скоро к нам присоединился индиец, стал рассказывать про свою ткацкую фабрику и свой бизнес в Европе. В Раджастане такой подход к туристам очень популярен. К вам подходят, рассказывают про свой бизнес, с вами чрезвычайно добры и приветливы. Но всегда за этим что-то стоит.
Распространены так называемые gem scams – мошенничества, связанные с драгоценностями. После того, как вас расположат к себе, покажут свое преуспевание и могущество, вас попросят переслать какие-то камни в свою страну, потому что гражданину страны это сделать проще. Но это махинация, камни просто исчезнут.
Наш новый знакомый рассказывал нам про ткани, какого они высочайшего качества и как он преуспел в этом бизнесе. Так же он показал нам, как пробраться на крышу одного из самых высоких зданий в Старом городе, большое ему за это спасибо, без него мы бы не увидели такие виды. Потом он стал настойчиво предлагать нам посетить его ткацкую фабрику, где все ткани окрашиваются и разрисовываются вручную. По его словам до фабрики можно было добраться за 5 минут. Конечно, он убеждал нас, что ему не нужно будет никаких денег...
И нам стало любопытно. Он подвел нас к своему мотоциклу. В Индии, не смотря на бурное дорожное движение, на мотоциклах можно увидеть до 4 пассажиров. Девушки ездят на мотоциклах особенным образом, садясь на них боком... Так мы и поехали. Впереди Кумар, за ним Влад и сзади я на индийский манер. А вокруг машины, грузовики, рикши и другие мотоциклы... В общем, переезд был приправлен острыми ощущениями :)
Минут через 10 мы подъехали к фабрике, там ткани при нас причудливо раскрашивались при помощи специальных печатей. Нам провели краткий экскурс, потом Кумар пригласил нас в комнату, где хранились уже готовые ткани. В этом, пожалуй, и была ловушка. Цены на ткани были достаточно высоки, но среднестатистический европеец, пожалуй, чувствовал бы себя неловко не оказав услугу после подобной экскурсии и ничего не купив. Однако нас, студентов, это не особо смутило, мы попросили у него визитку и вежливо распрощались.
Увидели Озерный дворец, территории вокруг которого затоплены водой. Вернулись в Старый город, посмотрели нечто подобное параду в день Независимости. Еще увиделиочень милые и забавные семьи обезьян на фонарных столбах.
Потом пришло время получить первый опыт общения с индийскими поездами. Мы выбирали класс sleeper, это практически наш плацкарт, но немного грязнее, с вентиляторами на потолках и шестью спальными местами в одном отделении. Наслушавшись страшных историй про воровство в индийских поездах, мы, вооружившись велосипедными замками, решительно приковали свой багаж к ножкам коек. Постели не выдают, но койки, в отличие от многих украинских плацкартов, мягкие. Ехали на третьих полках, над головой вращались вентиляторы, было прохладно, мягко и комфортно.
3.2 Удайпур - индийская Венеция
Когда садились в поезд, еще не знали, где будем жить в Удайпуре, надеялись на Лонли Плэнет. Нашли отличнейший гестхаус, с пустой побеленой комнатой, вентилятором и двумя кроватями. И с потрясающим видом с крыши отеля на озеро, дворцы и всю эту азиатскую Венецию. В Индии небо кажется потрясающе низким, а в Удайпуре особенно. Скорее всего это оттого, что здесь практически нет высоких зданий, вместо них красивейшие мраморные храмы и пятисотлетние дворцы.
Еще мы с Владом заметили очень забавную особенность индийцев. Помимо привычных европейцу киваний головой, они, когда соглашаются, забавно качают головой, как бы говоря
"ай-яй-яй". Как позже выяснилось, этот жест может означать как «понятия не имею», так и «да-да, конечно!» Зависит от интенсивности покачиваний. :)
4 Мумбаи (Бомбей)
Пока ехали в Бомбей на поезде, увидели огромное количество самых разнообразных пальм. Еще немного опасались, что днем вагоны будут забиты под завязку, и нам придется ехать на крыше, как в фильмах. Опасения не подтвердились, было относительно просторно.
В индийских поездах нет вагона-ресторана, но есть вагон кухня. И
индийцы каждые 15 минут разносят самую разную еду и чаи. А вот титана у них нет.
Встретились с коучсерфером Роки, он оказался очень славным парнем, рассказал много интересного, поводил по Мумбаи. Увидели Аравийское море.
В Бомбее живет более 20 миллионов людей, это практически пол-Украины.
5 Гоа. След португальцев
Наконец-то прибыли на Гоа. Сакши советовала выбрать северный Гоа, Анжуна бич, мы так и сделали. Гоа встретил нас терракотово-красными землями и ярко-зеленой растительностью. Приехали мы вечером, в ливень, и сразу заселились в милый гестхаус. По иронии судьбы он назывался "Манали гест хаус", название нашего гималайского поселочка за 2000 км отсюда.
Следующее утро было облачным и прохладным. Мы отправились исследовать ближайшие пляжи. Песчанные и пальмовые... Почти сразу же нас окружили хищные торговцы безделушками. Их тут очень много, хоть это и не сезон, но подход у них у всех один. Они тебя сразу же деловито спрашивают: "Where are you from?" "Ukraine." "Oh, UK!!!" Потом не менее деловито "What's your name", и начинают
обкладывать тебя своим добром. Мы мужественно держались и достаточно быстро от них отделались. Искупались в океане, действительно не сезон, очень сильно затягивает, особо заплывать не получалось. А ужинали огромным красным крабом с зубами на клешнях.
На следующий день взяли мотороллер, лучшее средство передвижения по Гоа, оперативно и удобно. После двух минут тренировки Влад показал себя хорошим водителем и мы отправились в путь. Некоторые пляжи просто срисованы с рекламы Баунти. Впечатлил пляж Кандолим с огромнейшим севшим на мель ржавым русским кораблем-сухогрузом. На этом пляже встретили чилийского парня, который путешествовал уже полгода и ради этого бросил работу.
Кстати, нам многие рассказывали, что Гоа представляет собой оплот русской мафии, но русских мы здесь почти не встречали. Разве что в одном кафе меню было продублировано на русском, но с разнообразными ошибками.
Перед отъездом нас все предупреждали, что из-за непогоды в августе на Гоа лучше не соваться. Но эти два дня, что мы провели в Гоа, погода была чудесная, нежаркая, с переменной облачностью. А вот на третий день разверзлись хляби небесные, начался тропический ливень. Гоа сильно отличается от остальной Индии. Португальцы оставили свой след в архитектуре зданий, католических костелах, приземистых каменных заборчиках, оборонных укреплениях, планировании поселков... Еще в отличие от остальной вегетерианской Индии, где с трудом можно найти курицу, здесь едят и рыбу, и мясо.
Хотя на зубной пасте все равно пишут "100% Vegeterian".
Все-таки это очень интересное испытание и приключение - погружение в абсолютно незнакомую среду, другую атмосферу, коей и является Индии. Другая культура, другие традиции и все-таки другие люди. Один из бекпекеров, которых мы встречали в этой поездке, сказал, что белый никогда не станет своим на востоке. Возможно, он в чем-то прав.
И все-таки, как это здорово, не пользуясь услугами турагенств, самим творить свое путешествие. Самим осваиваться, разбираться с такими мелочами, как транспорт, еда, больницы, аптеки... Когда ты, турист-бекпекер, едешь по городу в общественном транспорте, пассажиры смотрят на тебя с любопытством и, пожалуй, даже с уважением. Потому что в то же время, к примеру по Дели, ездит множество огромных белоснежных автобусов, заполненных туристами и изолированных от окружающего мира. Но если со страной не соприкоснешься, ее не почувствуешь.
Задумалась о том, что у Индии огромнейший туристический потенциал, но индийцы только-только начали его развивать. И у Индии в этом отношении большое будущее. Хотя это, скорее всего, поубавит ее самобытности, протянет лапы глобализация.
Наш отдых в Гоа подошел к его логическому завершению, теперь мы движемся обратно в Дели. 39 часов в индийском поезде... Но виды за окном потрясающие, по крайней мере, эти первые пару часов. Огромные пальмы, полноводные водопады, красные дороги, обрывы с клубящимся туманом.
Еще я впервые в индийском поезде увидела то ли маленькую крысу, то ли большого таракана. Хорошо, что я сплю на третьей полке.
Почти целый день провалялись на третьих полках, периодически покупая всякую съедобную мелочь у разносчиков еды. Когда они ее разносят, они постоянно повторяют название того, что носят, а некоторые его даже почти поют.
Поэтому, если абстрагироваться немного от поезда, можно почувствовать себя на городском пляже какого-то приморского городка.
Погуляли по поезду, даже зашли в вагон-кухню. Нашли относительно свободное купе, пообедали там. Пока обедали, один мусульманин попытался обратить Влада в свою веру. Влад устоял.
6 Агра
Как здорово, что у нас с собой было распечатано расписание станций, поскольку изначально я не имела ни малейшего понятия, через какие города проезжает наш поезд. Но от скуки (часов через 30 пути) начала разглядывать расписание. Это было примерно так: "Хм, ночью проезжаем Агру. Но утром будем уже в Дели." "Что? Не проезжаем, а выходим!"
Таким образом, в 3 часа ночи мы уже стояли на вокзале в Агре. Раз уж так вышло, решили встретить рассвет у Тадж Махала. Познакомились с испанкой, у которой были те же намерения, взяли рикшу и отправились на другой берег реки Ямуны дабы наблюдать пробуждение мавзолея под первыми лучами солнца.
Первое, что мы увидели - потрясающий черный силуэт мавзолея и тусовку фотографов с объективами всех калибров.
Еще на берегу, на котором мы стояли, были следы как будто построенного фундамента. Возможно именно в этом месте шах собирался построить еще один Тадж Махал, точную копию первого, но из черного мрамора. Но страна была на грани разорения и родной сын заточил шаха в форте на 8 лет.
Солнце взошло, Тадж Махал явил нам свою красоту и величие. Это место действительно поражало, сколько же в него было вложено труда, терпения, страданий и любви.
Вечером отправились на поезде в Дели, уставшие, но довольные. В поезде рядом с нами ехала симпатичная индианка с маленькими детьми, сыном и дочкой. Под конец поездки мы разговорились, она угостила нас индийскими сладостями, мы подарили ей днепропетровские открытки, а Влад подарил ее сыну, славному малому, свой компас. Славный малый был вне себя от радости.
Наконец прибыли. Отправились искать гестхаус в делийскую мекку всех бекпекеров - Мэйн Базар.
7 И снова Дели
Вернувшись в Дели, уже особо не напрягались достопримечатольностями, просто гуляли по городу. Правда, все же посетили храм Лотоса, в который я так хотела попасть. Храм Лотоса построен недавно, лет 25 назад, посвящен новейшей религии Бахаи. Он построен в виде огромного Лотоса высотой в 31 метр с 27-ю мраморными лепестками, окруженого 9-ю голубыми искусственными прудами.
Внутри спокойствие и умиротворение.
8 Back to Ukraine
Как же у нас все-таки здорово.
p. s. Если возникнут какие-нибудь вопросы - alisakorn@gmail.com или icq 460719785.