Galina
очень понравилась картинка! так хотелось бы познать
Девять стадий успокоенияИзучение изображенной картины или схемы, обрисовывающей девять стадий
успокоения, сделает более наглядным замысловатый процесс овладения таким
успокоением в состоянии концентрации. Картина иллюстрирует
шаг за шагом то, как решаются проблемы, как внимание медитатора
стабилизируется и делается более ярким, и его концентрация усиливается до
тех пор, пока он, наконец, не достигает идеального успокоения (на девятой
стадии).
Храм на описываемой танке указывает на необходимость, по крайней мере на
раннем этапе подготовки, спокойного уединения. Монах представляет медитатора
и символизирует отрешенность от мирских стремлений. Извивающийся путь
означает девять стадий успокоения.
Первая и низшая ступень представлена монахом, волочащимся за слоном и
обезьяной. Hа этой ступени медитатор обычно обнаруживает, как тяжело
сконцентрироваться на выбранном отдельном образе. Он открывает, что его
внутренний мир одолевают беспокойные чувства, мысли или пассивная тупость.
Эти три мощных вида рассеянности непрерывно швыряют его концентрацию из
стороны в сторону, подобно маленькой лодке в бурлящей реке, и заволакивают
ее туманом, подобно мраку, окутывающему путь. Серая обезьяна символизирует
неуспокоенный ум, а серый слон - тяжеловесную тупость. Эти состояния обычны
для мирских умов. Образ монаха, держащего секиру и веревку, указывает на
необходимость самоконтроля и внимания на ранних стадиях регулирования ума.
Пламя на протяжении первых шести ступеней означает бдительность. Это
динамический аспект внимательности. В то время как внимание заботливо
наблюдает за ментальным фокусом концентрации, его бдительность обнаруживает
любое проявление рассеяния - как в грубой так и в тонкой формах - с
ловкостью и остротой.
Вторая стадия характеризуется некоторым прогрессом монаха в его попытках
добиться концентрации, что показано белыми пятнами на обезьяне и на слоне.
Этот небольшой прогресс означает, что медитатор способен теперь достигать
сосредоточения всякий раз на несколько мгновений, которое прерывается вновь
могучим рассеянием. Это состояние подобно поведению флага, который
попеременно то колышется, то останавливается, в зависимости от движения
воздуха.
Третий и четвертый уровни показывают монаха, достигающего медленного, но
верного прогресса, вычищая беспокойство и тупость, которые попеременно
мешают его концентрации. Образ монаха, привязывающего животных,
символизирует его устойчивое внимание и бдительность на этих стадиях. Hо
неожиданное появление серого кролика на спине слона означает возникновение
"тонкой тупости". Это - смешанное благословение. Вместе с тем как успокоение
в состоянии концентрации постепенно стабилизируется, оно производит
внутреннюю легкость и восторг. Это естественное ощущение незаметно завлекает
ум в меркнущее состояние, лишая внимание его острого фокуса. Однако белое
пятно у кролика указывает на устойчивость сосредоточенного успокоения, что
означает все меньшее количество случающихся беспокойств на данных стадиях.
Пятая и шестая стадии показывают монаха, достигающего более значительного
успокоения, что символизируется увеличением размеров белых пятен на
животных. Hа шестой и седьмой стадиях монах достигает еще большего - и
необратимого - прогресса в совершенствовании своего успокоения и устранении
рассеяния, оно проиллюстрировано быстро белеющими телами животных. Восьмая
стадия показывает почти совершенное успокоение, что изображено фактически
белыми слоном и обезьяной.
Hа девятой стадии монах показан в уединении, погруженным в "приблизительное
успокоение", которое символизируется так же отдыхающим белым слоном.
Приблизительное успокоение означает безмятежность, связанную с "человеческим
планом желаний". Овладение приблизительным успокоением ведет к следующим
стадиям - сверхмирскому и трансцендентальному состояниям.
Верхняя часть танки показывает двух монахов, едущих на белых слонах по двум
полосам многоцветных лучей света, означающих два более высоких сверхмирских
уровня созерцания. Один из уровней с четырьмя состояниями, соответствует
естественному сознанию на чистом плане форм, в то время как другой, с его
четырьмя состояниями, соответствует плану не-форм (эти два плана заключаются
внутри области существования). Меч в руке монаха символизирует меч
окончательного знания, который отсекает я-иллюзию. Монах, парящий в небе
представляет собой подготовительное и фактическое медитативное погружение,
достигаемое стремящимися к личному просветлению (Архаты).
Правильность непосредственного достижения медитатором данного уровня должна
обнаруживаться по его способности поддерживать сколь угодно долго
невозмущаемое успокоение в состоянии концентрации.
http://dharma.narod.ru/03/09.TXT