Буддисты всегда решительно отрицали, что их Будда, как утверждали брамины, был Аватаром Вишну. Они отрицают это частично потому, что эзотерическое значение термина "Маха Вишну" неизвестно им в его полном, безличном общем значении. В природе существует таинственный Принцип, называемый "Маха Вишну", который не есть Бог, носящий это имя, но есть принцип, который содержит в себе Биджу, семя Аватаризма или, другими словами, есть сила и причина таких божественных воплощений. Все Спасители Мира, Бодхисаттвы и Аватары, суть деревья спасения, выросшие из единого семени, Биджи или "Маха Вишну". Называют ли его Ади-Будда (Первоначальная Мудрость) или же "Маха Вишну" - это одно и то же.
Однако с земной точки зрения знают, что Будда был непосредственным воплощением одного из первоначальных «Семи Сынов Света», находимых в каждой Теогонии, чья миссия заключается в том, чтобы от одной вечности (эона) до другой следить за духовным благосостоянием порученных им регионов.
Вот интересный диалог между Кришной и Арджуной из Бхагавад-Гиты в 4-главе. Аватар говорит: «Много моих жизней прошли, также как твоих, о Арджуна! Я знаю всех их, но ты не знаешь своих, о гроза своих врагов.
Хотя Я рождён, с неисчерпаемой Атмой, и являюсь Владыкой всего сущего, всё же, превосходя власть собственной природы, Я рождён силой иллюзии.
Каждый раз, когда Дхарма (истинный закон) приходит в упадок, и увеличивается Адхарма, - Я проявляюсь.
Для защиты добра и поражения злобности, для установления закона Я рождаюсь в каждой юге.
Кто постигает правильно суть моего божественного рождения и действия, тот, о Арджуна, покидая тело, не получает новое рождение; он приходит ко мне».
Таким образом, все Аватары представляют собою одно и то же: Сыновей их «Отца» по прямой линии происхождения; «Отец» или одно из семи Пламён становится до поры Сыном, и эти два суть оно в Вечности. Что такое Отец? Это ’Душа причинности’, которую индусы называют Ишварой, Господом, а христиане – ’Богом’.
Что такое Аватар? Это есть нисхождение проявленного Божества – под именем Шивы, Вишну, или Ади-Будды – в иллюзорную форму индивидуальности; видимость, которая для людей на этом иллюзорном плане является объективной, но не есть такая строго фактически. Эта иллюзорная форма, не имея ни прошлого, ни будущего, ибо она не имела предыдущих воплощений и не будет иметь последовательных новых рождений, не имеет ни какого касания к Карме, которая поэтому не имеет над ней никакой власти.
В одном смысле Будда родился Аватаром. Но нужны объяснения.
Существует большая разница между Аватаром и Дживанмуктой: один представляет собой иллюзорную видимость, лишенную кармы, которая никогда раньше не была воплощена, а другой, Дживанмукта, это тот, кто достигает Нирваны своими индивидуальными заслугами. Аватар есть, а Дживанмукта становится таким. Аватар есть нисхождение Бога в иллюзорную форму; а Дживанмукта, прошедший многочисленные воплощения и накопил в них заслугу.
И всё-таки, утверждается, что Готама Будда в одном смысле Аватар, но всё же был настоящим человеческим Дживанмукта, достигшим своего положения личными заслугами, и, таким образом – больше чем Аватар. Его личные заслуги привели его к Нирване.