вот, например от другой современной легенды - Зубин Мета, о своем детстве и парсах:
"- Расскажите, как протекало ваше малолетство в Бомбее, в доме отца?
- Мой папа был хорошим музыкантом. В родное время учился в Нью-Йорке, у Ивана Галамяна, тот был великим скрипичным педагогом. У него учились и Ицхак Перлман, и Пинхос Цуккерман. По происхождению Галамян был из Тебриза, но учился в России, в Московской консерватории.
После учебы папа вернулся в Бомбей и создал там симфонический оркестр и квартет. Когда я подрос, я помогал ему в работе с оркестром, там я впервой попробовал дирижировать. Мы с отцом были весьма близки, между нами были доверительные, теплые отношения. Я имел вероятность присматривать за работой отца, слушал, как он играет на скрипке, слушал его в квартете - он из числа оркестрантов создал ещё и квартет. В общем, я был погружен в музыку с самого детства. Когда я подрос, меня отправили в Вену учиться: но основы музыкального образования преподал мне папа. До последних дней его жизни мы с ним сохранили глубокие и сердечные взаимоотношения. Отец умер в прошлом октябре; ему было девяносто четыре года. Свой крайний концерт он дал в девяносто два года, с Ростроповичем в качестве солиста.
- Какова была бытие в Бомбее в годы вашей юности?
- Бомбей был прекрасным городом, когда в нем жило два миллиона дядя. Сейчас, когда там живут пятнадцать миллионов, он уже не настолько прекрасен. Но натура кругом чудесная: море, почва, острова... По происхождению наша семейство - парсы. Исповедуем религию Заратустры - древнюю религию огнепоклонников. Она возникла до христианства и мусульманства. Парсы пришли в Индию из Иранка и живут в Индии уже тысячу лет, компактной группой.
- Вы и есть те самые арии, высшая раса, пришедшая в Индию?
- Да, мы - подлинные арии, из самого первоисточника. Мы живем обособленно среди индусского мира, и так как наша религиозная вера не предполагает конверсии, перемены веры, у нас с индусами исторически неизменно сохранялись прекрасные отношения. Потому что парсы не представляли никакой угрозы для веры индусов: они не переходили в нашу веру, а мы - в их веру, это было легко нельзя.
Все межрелигиозные конфликты возникают поэтому, что кто-то меняет веру, поэтому, что есть вероятность 'перевербовки'. А у зороастрийцев вера не предполагает таковый возможности, это как бы наше природное качество, данное от рождения. Когда арабы принесли мусульманство в Иран - а это случилось в 642 году по мусульманскому летосчислению, - они стали искоренять огнепоклонничество. Часть парсов перешла в мусульманство, а другая доля бежала в Индию и сберегла первозданную веру. Теперь в Иране нет последователей зороастризма. А в Индии - есть.
- В окрестностях Баку, на противоположном от Иранка берегу, сохранились следы культа огнепоклонников; есть более того старый собор с вырезанными в камне свастиками - знаками огня.
- Я слышал об этом. Слава Ростропович рассказывал, - он оттуда родом. Он говорил, что я, как парс, непременно должен приехать в Баку и посетить тот самый собор. Когда-нибудь я это сделаю сообща со Славой."
|