MaxВот несколько толкований. Почитай, ради интереса.
Свами Шивананда «Медитация на ОМ»"Ом (Аум) — это всё. Ом — это имя, символ Бога, Ишвары, Брахмана.
Ом — это ваше истинное имя. Слог Ом покрывает весь опыт, который человек обретает в трех состояниях сознания. Слово Ом поддерживает все проявленные миры. Из слога Ом проявилась эта воспринимаемая чувствами Вселенная. Мир существует в слоге Ом и исчезает в этом звуке.
«А» представляет физический план, «у» — ментальный и астральный планы, мир разумных духов, все небеса, а «м» — состояние глубокого сна и всё, что неизвестно бодрствующему сознанию, все, что недоступно интеллекту.
Ом представляет всё. Ом — это основа вашей жизни, мысли и разума. Ом — это всё. Все слова, обозначающие объекты, сходятся в слове Ом. Таким образом, весь мир вышел из звука Ом, пребывает в нем и в нем же исчезает. Приступая к медитации, громко произнесите Ом три, шесть или двенадцать раз. Это выгонит из ума все мирские мысли и уберет викшепу (метания ума). Дальше повторяйте Ом в уме.
Джапа мантры Ом (Пранава-джапа) оказывает потрясающее воздействие на ум. Метод повторения священного слога Ом всегда привлекал внимание всех европейцев, имеющих дело с Востоком. Вибрации этого слова так сильны, что, переусердствовав, можно обрушить даже большое здание. В это, конечно, трудно поверить, не убедившись на практике, но, однажды испытав это, легко понять, что вышеприведенное утверждение — чистая правда. Я на себе ощутил силу вибраций и могу всецело поверить, что возможен упомянутый эффект. Произнесенная по буквам, эта мантра окажет на ученика определенное воздействие, но если ее произнести правильным способом, она пробуждает и изменяет каждый атом в физическом теле, порождает новые вибрации и состояния, пробуждает в теле духовную силу".
Хариш Джохари «Инструменты для Тантры»АУМ: СУЩНОСТЬ ВСЕХ МАНТР Во всех текстах ведического происхождения АУМ (или ОМ) является сущностью всего. АУМ является единым целым, олицетворяющим всеохватывающее космическое сознание, турийю, выходящее за пределы ошв и концепций сознание четвертого измерения, чистое само существование. В
Упанишадах говорится, что АУМ есть сам
Брахман, то есть «Бог в форме звучания есть АУМ».
«Майтрейя-упанишада» сравнивает АУМ со стрелой, которую
манас (разум, мышление, рассудок) укладывает на лук человеческого тела (дыхания); пронзив тьму неведения, эта стрела достигает света высшего состояния. Точно так же, как паук взбирается по своей паутине и достигает свободы, йоги поднимаются к освобождению благодаря слогу АУМ.
АУМ представляет собой изначальное звучание вневременной реальности, которое извечно вибрирует в человеке и многократно отражается во всем его существе. Этот звук открывает сокровенную сущность человека вибрации высшей действительности — не той реальности, что окружает человека, но нескончаемой действительности, извечно присутствующей как внутри, так и снаружи.
Поэт Рабиндранат Тагор прекрасно описал этот священный слог, когда сказал, что АУМ является словом-символом совершенного, беспредельного и вечного. Этот звук совершенен в самом себе и олицетворяет целостность всего сущего. Любое религиозное созерцание начинается с АУМ и заканчивается этим слогом. Цель этого заключается в том, чтобы разум наполнился предчувствием бесконечностью совершенства и высвободился из мира ограниченной эгоистичности.
Феноменальный мир сотворен различными частотами. Согласно всем духовным учениям, Бог сначала сотворил звук, а из этих звуковых частот возник феноменальный мир. Из этого звучания состоит все наше существование. Когда этот звук упорядочивается желанием нечто сообщить, проявить, вызвать, материализовать, возбудить или наполнить энергией, он превращается в мантру.
Из
Брахмана, Высочайшего, и его
парашакти Майи изошла
Нада (
Шива-Шакти, мужская и женская энергии в форме слова, или «звучания»). Из Нады появился
бинду. Это проявление называется
Шабда-Брахман (Высшее Сознание в форме звука); оно представляет собой неразличимый звук, возникающий при развертывании сознания (
парамбинду) и его наполнении энергией. Это неслышное, неразличимое звучание —
авьякта, непроявленная энергия, проявляющаяся в троице шакти:
1.
Джняна-шакти: знание.
2.
Иччха-шакти: воля.
3.
Крийя-шакти: действие.
Эти шакти соответствуют трем гунам:
тамасу,
раджасу и
саттве, которые олицетворяют природу как нисхождение от духа к материи и обратное восхождение — реальность как плотную завесу духа. Таким образом, энергия, которая проявляется в форме феноменального мира, представляет собой звучание и сокровищницу
гун, подверженных беспрестанным видоизменениям. Звук, или
нада, является сочетанием
Шивы и
Шакти, извечной пары противоположностей, пронизывающей всю вселенную. В человеке они становятся двумя сторонами тела: правая относится к
Шиве, а левая — к
Шакти.
Шива проявляется как
свайямбху-лингам в
Муладхаре, а
Шакти сворачивается в три с половиной кольца и становится
кундалини-шакти.
Материальным содержанием и сущностью любого материального содержания является звучание; об этом говорится в
«Чхандогья-упанишаде»:АУМ — совершеннейшая и точнейшая мантра:
«А» - означает бодрствующее состояние — субъективное сознание;
«У» - есть состояние сновидения — осознание внутреннего мира мыслей, чувств и желаний.
«М» - является состоянием глубокого сна - осознанием неразделенного единства.
АУМ — лучшая, самая первая и самая последняя мантра. Это звучание охватывает высшее сознание:
«А» —
саттва и
Брахман.
«У» —
раджас и
Вишну.
«М» —
тамас и
Шива.
Таким образом, АУМ является всеединым Творцом, Хранителем и Разрушителем. Произнесение АУМ перед мантрой и после нее приводит в гармонию два полушария мозга и производит магический эффект. Такое размещение этого слога в начале и конце мантры называют в санскрите словом
сампут. В
«Таттва-пракаше» (одной из книг тантрических писаний) АУМ называют
тара-мантрой, или
тарини-мантрой, — считается, что она используется для достижения состоянии
сиддхи, свободы от физических ограничений.
Триста тысяч повторений этого звука приводят к единению с Брахманом.
«А» - есть
акар (форма), элемент земли.
«У» - есть
урдхагами, движение элемента воздуха вверх.
«М» - есть
акаша, пустота.
Когда АУМ произносится как
удгита,
садхаку следует понижать тон, а его дыхание должно проходить сквозь пупочную область — это автоматически происходит при произнесении завершающего слог АУМ звука. При этом звук «м» (
макара) произносится с сомкнутыми губами, что напоминает запирание двери, отделяющей человека от внешнего мира, и глубокое погружение в
андха-куп («слепой колодец») или
бхрамара-гупху («пчелиную пещеру»). В анатомии это соответствует мозолистому телу мозга. Возникающие при произнесении макары вибрации похожи на жужжание пчелы; звучание заставляет дрожать верхнюю часть черепа, то есть заполняет собой всю кору головного мозга. В области коры мозг покрыт множеством выпуклостей и впадин, похожих на горные долины. Считается, что вызванные
макарой вибрации активизируют эти долины. Благодаря этому в мозге получается больше места для хранения информации. Но этого можно добиться только продолжительными ежедневными джапами.
У творчески мыслящих художников, поэтов и музыкантов пранава (то есть непрерывное жужжащее произнесение звука АУМ) проявляется как мурлыкание под нос - она помогает им создавать новые картины, стихи или композиции.
Дзогчен. Номкай Норбу Ринпоче.«Сначала идет буква «А». Это мантра, которая имеет потенциал, мощь, идущую от Мастера и Линии передачи. Когда мы произносим эту мантру, мы используем ее как средство для связи нашей внутренней энергии с энергией внешнего мира. Этот звук — неизменный первичный источник всех языков и таким образом он представляет изначальное состояние индивидуума. Не важно, визуализируем ли мы тибетскую, санскритскую или латинскую «А», и поэтому я изобразил здесь латинскую букву. Также не имеет значения, практикуем ли мы концентрацию или визуализацию. Что важно, так это жить вне границ в изначальном состоянии присутствия. Звук «А» означает присутствие в действительном состоянии индивидуума. Быть в этом состоянии и есть Гуруйога — единение с состоянием Мастера.
Когда произносите «А», осознавайте его присутствие в своем сердце — оно белое, сияющее в центре вашей груди. Оставайтесь с ним и развивайте осознавание, что-то, что вы делаете, это единение вашего состояния с состоянием всех Учителей, представленных этим «А». Развивайте это чувство присутствия, но медленно оставляйте его. Не позволяйте развиться двойственной визуализации — идее, что вы на него смотрите. Осознайте звук и вступите в измерение звука, в то же время сохраняя осознавание буквы «А». Всецело живите в этом, оставайтесь в этом осознавании «А» и чувствуйте, что оно связано с вашим присутствием. Когда закончите, вдохните, и если «А» у вас получается нечетко, попытайтесь сделать его более ясным. И в то время, пока озвучиваете его, откажитесь от мысли о нем, но сохраняйте осознавание его присутствия. Это есть средство для достижения единства с духовным Мастером. Фактически это завершающая или высочайшая фаза
Гуруйоги. Если у вас есть мощь созерцания, вы можете делать это единение даже без концентрации или озвучивания «А». Говорится, что даже секунда пребывания в таком присутствии является принципом
Гуруйоги».