Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Северная Индия › Дели - Маяпур - Дварака

Карма 3
24.07.2008
Так Вы и есть тот самый автор прекрасных фотографий о Дварке?! У меня были Ваши фотографии о Дварке, но здесь их намного больше! Я скинула их на диск и время от времени мы всей семьей смотрим их в виде слайдов.

Они очень разнообразны - тут про все - и Храмы, и дваракаваси, и природа и много моря! Такое чувство, как-будто ты действительно присутствуешь там, в Дварке - ходишь с этими людьми по улицам, принимаешь омовение в гхатах, стоишь рядом с дваракскими женщинами и что-то обсуждаешь.

Спасибо Вам большое, Ishwara! Мне очень повезло!
Карма 3
24.07.2008
Светочка, нашла и ...снова потеряла Ваш репортаж о Дварке!!! Не успела даже рассмотреть, только заметила,, что жутко интересно!!! Где он находится-то?!!!

Я тут, понимаешь, его все жду-жду, а он где-то в другом месте :(

Поискала в "Штат Гуджарат. Дварка" - и там не нашла. Мистика, однако!
Карма 184
24.07.2008
Гуру Бхакти
Поискала в "Штат Гуджарат. Дварка" - и там не нашла. Мистика, однако!

Послесловие Светланы о Дварке здесь, а здесь репортаж Штенки.
Карма 184
24.07.2008
Гуру Бхакти
А кто-нибудь видел в Дварке, на мини-маркетах, продаются фигурки Божества Дваркадхиша? Они могут быть сделаны из металла, из дерева, или из другого какого-нибудь материала.

Да, продаются. Выглядят примерно так.
Карма 3
24.07.2008
Ишвара, у меня есть вопросы по поводу Божеств. Но я не знаю, лучше спросить здесь или на моей личной почте? Как Вы думаете?
Карма 184
24.07.2008
Гуру Бхакти
Но я не знаю, лучше спросить здесь или на моей личной почте? Как Вы думаете?

Наверное, можно и здесь.
Карма 3
25.07.2008
ОК!

1. Эти Божества из какого Храма?

В Двараке ведь нет совместных Божеств Рукмини-Дваркадхиша. Вы наверное знаете, что Рукмини была проклята гневливым мудрецом Дурвасой Муни за один незначительный проступок. Проклятие заключалось в том, что Рукмини никогда не будет стоять на алтаре вместе со Своим мужем - Дваркадхишем. Кстати, поэтому храм Рукмини-деви в Дварке стоит отдельно. (исключение - храмы ИСККОН в Дварке и в Лос-Анжелесе - там есть Божества Рукмини-Дваркадхиша).

2. Какого размера (хотя бы приблизительно) и из какого материала - металл, дерево, мыльный корень и др. - сделаны Божества Дваркадхиша, стоящие на мини-маркетах?

3 Есть ли там большие Божества из металла,высотой где-то плюс-минус полметра?

4. Может быть Вы обратили внимание, сделаны эти Божества в виде барельефа (или горельефа? все время путаю эти слова!), или как обычные - без задника?

5. И последний вопрос - сколько стоят такие Божества?

Спасибо за внимание! :)
Карма 129
25.07.2008
А мне вот хочется Штенку спросить. Вот фраза: А над ней витает призрак ТОЙ Двараки.

Штенка, а как ты это почувствовала?
Карма 129
25.07.2008
Гуру Бхакти
Ну и пусть Дварка не очень интересный внешне городок, как сказали здесь - индийское захолустье, и обойти ее может быть можно за полтора дня. Но для меня Дварка - это место, где более 5000 лет назад жил Кришна. Он построил Свой чудо-город-крепость - прекрасную, блестящую Дварку, равной которой не было во Вселенной. После того, как Кришна покинул нашу Землю, Дварка ушла под воду. А располагалась она в районе Бет Дварки. Такая вот маленькая справка. Конечно Кришна жил и во Вриндаване... можно и туда было бы поехать,.но как объяснишь, почему одному хочется в Москву, другому в Париж, а третьему еще куда-то?... Это - на подсознании.

Да вот точно. (Вздыхая). У меня вот тоже - не совсем традиционно .. Вот не привлекает Радха с Кришной и все тут. А как Махабхарата там, Кришна , демонам навешивающий направо и налево, Кришна и Арджуна: прогулки на Ямуне, Субхадра, и как кульминация - Курукшетра - все мое, за уши не оттащишь! А в фильме вообще считаю самым лучшим момент про Кришну и Рукмини. Люблю я волшебные сказки что-ли?! Так что Гуру Бхакти, я вас очень хорошо понимаю.

Да, кстати, а вы не из Москвы ли?
Карма 184
25.07.2008
Гуру Бхакти
1. Эти Божества из какого Храма?

Это даже не храм - это ниша в стене на берегу речки на гхатах, и кто-то отобразил свою идею, видимо, будучи не в курсе о проклятии Дурвасы :) Просто Дваркадиш в главном храме выглядит почти так же, разве что поцветастей и поантуражней, вот я эту мурти и опубликовал в качестве примера.

Гуру Бхакти
2. Какого размера (хотя бы приблизительно) и из какого материала - металл, дерево, мыльный корень и др. - сделаны Божества Дваркадхиша, стоящие на мини-маркетах?

В основном из пластика, без задника и размером 15-20 см. Всё остальное нужно искать - помню, что в какой-то лавке были и сравнительно большие.

NaraParva
3 Есть ли там большие Божества из металла,высотой где-то плюс-минус полметра?

Вроде есть, но это тоже "барельефы" без задника и из лёгкого сплава.

Гуру Бхакти
5. И последний вопрос - сколько стоят такие Божества?

Точно не помню - простые вроде рупий за 50 максимум, большие - рупий 300, но это примерно, я их не покупал. Дварака - город дешёвый, и цены там на всё довольно низкие.

Нашёл вот тут интересную статью о Дварке, по ней можно чуть-чуть представить ТУ Двараку.

Дварка-город Кришны.

В двух словах - Дварка основана по замыслу Кришну с тем, чтобы спасти его племя ядавов от натиска более могущественного царя Магадхи (совр. Бихара) Джарасандхи, который притязал на Матхуру и как самый сильный цварь того времени, и как мститель за убитого Кришной прежнего царя Матхуры Камсы (Камса был женат на двух дочерях Джарасандхи). Кришна с согласия формального царя ядавов Уграсены переселил ядавов в город, который располагался территории, которая первоначально была морским дном. Океан в лице Варуны временно уступил Кришне это место. Именно во время переселения и строительства Дварки произошла роковая игра в кости между Пандавами и Куаравами, послужившая началом битве на Курукшетре. Кришна всегда сожалел о том, что не смог воспрепятствовать этому и в качестве оправдания в Махабхарате остался его рассказ о Дварке.

Рассказ о гибели Дварки, связанный с самоистреблением ядавов и уходом Кришны. Проклятие Гандхари было наложено на Кришну матерью сотни ее сыновей Куаравов, уничтоженных на Курукшетре. Гандхари не без основания считала Кришну если не зачинщиком братоубийственной войны, то человеком, который мог реально предотвратить ее - и не сделал этого.

Западное побережье Гуджарата по традиции считалось владением ядавов, родного племени Кришны. Ядавы получили свое название от Яду, сына Яяти, одного из всемирных владыка индийской традиции. За столетие до рождения Кришны царь Арджуна Яду был побежден Рамой Джамадагни, иначе Пурушарамой. Если эти сведения верны, то в окрестностях Дварки начиналась история одной из аватар Кришны - Рамы с топором.

Первоначальное название Дварки - Кушастхали

Другие названия Дварки - Дваравати и Сварнапури, золотой город.

В Дварке находится единственный (видимо по всей Индии) храм, посвященный Матсье, аватаре Кришны в виде рыбы.

Существует еще одна версия месторасположения этого города. Считается, что древняя Дварака находилась близ Мадхупура, в 153 км к югу востоку от нынешней Двараки [расположенной в Катхияваре на побережье Гуджарата], близ горы Гирнар около Джунагара.

(Вполне возможно, как в случае с Троей-Илионом речь идет о двух (или более) разных городах, которые в памяти потомков совместились в один образ).

Кришна до 10 лет жил во Врадже, до 28 в Матхуре - столице Враджа, а до 125 - в Дварке. (Во Врадже Кришна достигает возраста 10 лет 6 месяцев 5 дней и не хочет дальше взрослеть. По земному календарю, когда Кришна уходил из Вриндавана в Матхуру, ему исполнилось 15 лет 9 мес 7 с 1/2 дней, а Радхике в этот момент было 14 лет 2 месяца 15 дней и многие вайшнавы считают эти их возрасты вечными. Но, согласно Шримад Бхагаватам, во Врадже Кришна достигает 10 лет 6 месяцев 5 дней и ощущает себя таким вечно. - прим. Ишвары) Я не хочу затрагивать тему, почему в вайшнавизме обсуждается практически только один из эпизодов жизни Кришны, причем связанный только с его младенчеством и детством, но мне также неизвестны какие-то священный тексты, которые бы были посвящены деятельности Кришны на протяжении 96 лет. В Махабхарате Дварка упоминается только вкольз, если не считать нескольких глав, посвященных ее основанию, и краткой книги " О битве на палицах", в которой рассказывается о самоубийственном побоище жителей Дварки и об уходе Кришны. Все. 96 лет выпали из истории. Ситуация, обратная Евангелию. В них выпадают три десятилетия жизни Христа, зато подробно повествуется о последнем годе и последней неделе. В Шримад-Бхагаватам и восполняющей лакуны в ней Махабхарате - наоборот. Подробно описаны детство, юность Кришны, затрагивается его деятельность в распре между наследниками Хастинапура - а что происходило в городе, который был основан богом, напрямую управлялся им? Ну хорошо, не призываю верить в Кришну как в бога, можно просто признать это в качестве гипотезы и представить, что верующие в это люди сохраняют память о Бхагават-Гите и при этом намеренно теряют память о законах для людей, установленных (еще раз подчеркну) напрямую Богом. Представляете, государственные архивы страны, управляемой непогрешимым и всевидящим существом? Ситуация уникальная - обычно боги были пророками, но не государственными деятелями, отчего религия плохо совмещается с реальной жизнью. Только основатель ислама руководил своей общиной первое время и первые четыре халифа добросовестно пытались жить по Корану. А тут без малого сто лет бог учавствует в общественных пренях по поводу строительства канализации! И не только. А ведь Бхагат-Гита, если представить историю ее появления - это просто беседа с другом, попытка поддержать Арджуну. То есть сохраняется явление локальное и интимное. А глобальное исчезает.

Что же произошло на самом деле? Почему исчезает Дварка, да так основательно, что от нее не останется ни воспоминаний, ни руин - на ее месте плескается море.

Кришна убедился, что в наступившей Кали-Юге его проповедь бессмысленна и уничтожил все следы своего пребывания? Или просто на время спрятал их, ожидая что в будущем люди дорастут до Его идей. А чтобы эти истины ценились - Он не хотел их вкладывать как неразумным птенцам, как тому же Арджуне, а хотел, чтобы люди предприняли некоторые усилия для их постижения. . человек больше всего любит халяву, но меньше всего ценит то, что дается даром и без усилий.

Дварка имеет санскритский корень, близкий по звучанию и смыслу славянскому дверь. В современном русском можно найти близкое слово - дверка, маленькая дверь. Но Дварка - это не просто дверь, это ворота, портал, ведущие опять же неизвестно куда. Может, к утаенному знанию Кришны, которое доступно только посвященным, для которых Дверь-Дварка переход от земли непонятно куда. В измерение, где продолжается жизнь настоящей Дварки, а нее бледного земного подобия.

Этот религиозный пласт представлений о Дварке.

Земная история Дварки не менее загадочна. В 90-х гг индийский археолог доктор Рао обнаружил на дне моря вблизи современной Дварки остатки каменных портовых строений и руины храмов. Выяснилось, что нынешнем дне моря когда-то располагался крупный город - настолько крупный, что одна его окраина находится под сегодняшней Дваркой - а другая на острове, отстоящем от берега на 10 км. И возраст - три тысячи лет.

Сенсацией это назвать трудно. Это нечто, переворачивающее научное представление об истории Индии. После открытия культуры Инда в 30-х гг. сложилось представление о том, что в промежутке от 2500до 1500 лет до н.э. (округленно) по берегам Инда и значительной части Индии, Пакистана и Афганистана существовала цивилизация, схожая с цивилизацией Междуречья. По неизвестным причинам она погибла, прямого влияния на последующую культуру Индии она не оказала. Порты хараппской культуры существовали в Гуджарате на побережье Индийского океана, но они исчезли ранее срока, датированного Рао. То, что мы называем Древней Индии зародилось за семь веков до н.э гораздо восточнее Дварки. Есть еще археологические культуры Центральной и Южной Индии. которые известны по курганам и мегалитам. Если исходить из этой концепции храмы в Дварке строить было некому. А они есть.

Есть еще одна проблема, к которой Дварка имеет прямое отношение.

Древнее мореплавание в Индийском океане. Был народ, очень древний и умелый, который за тысячелетия до н.э. плавал в Индийском океане, заселял острова и поддерживал торговлю как минимум между Индией и Междуречьем. Индийский океан - это не замкнутое Средиземное море с каботажным плаванием ввиду берегов. Эти люди на месяцы отрывались от побережий. Так, ими из Индонезии был заселен Мадагаскар, Мальдивские острова. От них остались курганы - ступы, когда то облицованные белыми плитами. Если собрать свидетельства об их деятельности, то выяснится, что они первые на Земле осознанно вышли в океан и начали осваивать его. Дварка могла быть их континентальной базой. История Инди наверняка гораздо сложнее и глубже чем представляется сейчас. Индия могла отметить память о своем морском прошлом, сделам центр морской экспансии священным городом задорлго до события Махабхараты - а потом забыть об этом и связать раннюю Дварку с арийской Дваркой Кришны.

Рао предложил объявить побережье и море у Дварки национальным парком или музеем под открытым небом, придать государственный особый статус, чтобы обеспечить охрану немного, что еще осталось и добиться хоть какого-то финансирования исследований. Насколько мне известно, Дели ответил отказом.

Вот тезисы статьи в центральной (индийской) прессе:

" Морская археология обнаружила подтверждение существования Дварки Кришны. Но дальнейшие раскопки встретили преграду в форма академического безразличия и апатии правительства.

С.Р. Рао, известный подводный археолог, который вел морские исследования, предложил министерству культуры в январе 2000 г сохранить Дварку как наследие Индии и организовать здесь центр паломничества и туризма. Данный проект оценивается в 14 кроров (1 крора - 10 миллионов) рупий. Предложение не было принято, хотя секретарь министерства культуры посетил тогда Дварку и обещал помощь.

В течение десятилетних раскопок федеральное правительство не проявляло интереса к раскопкам в Дварке.

Первоначальный проект раскопок в Дварке был лично санкционирован премьер-министром в 1984 году. Основанием для них послужили находки керамики во времся раскопок храма Дваркадиш. Они позволили предположить, что вблизи современной Дварки 3500 лет назад существовал затопленный город. Также были известны результаты раскопок в Аравийском море в устье реки Гомти в районе современного местоположения Дварки.

.Подводные раскопки требуют преодоления множества препятствий. Они возможны только в период между ноябрем и февралем в условиях низкого стояния воды (? - фраза мне не понятна. Имеются в виду или погодные условия, или волнения в океане). На море должно отсутствовать волнение, а солнечный свет - освещать дно. Эти факторы уменьшают количество дней, в течение которых возможна работа аквалангиствов до 40-45 в один сезон.

Для экономии времени предварительно используется эхолот для определения более точного расположения контуров объектов под водой и глубины их залегания. В качестве средств передвижения применяются скутеры.

Таким образом подводные археологи подтвердили историчность Махабхараты и что древние индийцы уверенно занимались градостроительством и мореходством 4000 лет назад.

И все же обнаруженные факты не являются аргументом для правительства и академических кругов.

Это выразительное свидетельство безразличия власти к сохранению национального наследия.

Доктор Рао предложил трехэтапный план сохранения Дварки, который бы осуществлялся одновременно с продолжение раскопок на Бета Дварке. Первоначально планировалось обеспечить доступ посетителей к подводным руинам в тихий сезон через акриловые (видимо прозрачные) к подводным обзорным камерам. Такой метод осуществлен в Сингапуре и в Окленде, Новая Зеландия (а что они там рассматривают - речь идет о погруженных в воду аквариумах??). Также предполагалось использование мониторов для проецирования съемки морсмкого дна на экраны на поверхности. Одновременно с этим предлагалось обсудить сооружение аквапарка дельфинов, множество которых обитает на глубинах вблизи от Дварки.

С 2000 года работы в Дварке свернуты. Первоначально они финансировались совместно Инситутом Океанографии, Гоа и ЮНЕСКО. Сейчас деньги на раскопки не выделятся, так как доктору Рао 72 года.

Для индийцев Дварка - не просто археологическая находка. Индия строит свою жизнь по заветам Махабхараты и индийцам не безразлично, подтверждает ли наука то, о чем говорится в священном писании.

Проект "Дварка" должен быть объявлен государственным и приоритетным. Исследования в Дварке позволяют откорректировать сложившийся благодаря западным критериям одностронний взгляд на Индию как на страну создававшую свою культуру по иностранным образцам".

По сути Рао обнаружиил прямые свидетельства того, что Махабхарата, национальный эпос Индии, чуть ли не ее неформальная конституция, реальна даже в деталях. В реальности событий Махабхараты никто не сомневался, но считалось, что это просто столкновение нескольких племен в междуречьи Джамны и Ганги. А позднее, мол, сказатели раздули стычку до вселенских масштабов. В современных Дели и Хастинапуре обнаружили незначительные руины, относящиеся к тому времени, которые никак не свидетельствуют о существовании процветающих царств и блестящих столиц. Просто крепости полуоседлых арийцев и ничего больше. Если в это время существовал обширный город за пару тысяч км на западе и если он принимал участие в событиях, послуживших основой Махабхараты - то история Индии становится другой. Вместо кочевых царств сразу проявляются контуры могущественных империй. Почему подтверждение этих фактов не нужно официальному Дели и не требуется чувству патриотизма граждан Индии - тоже загадка Дварки."

Подводная археология в Индии достаточно развита, несмотря на то, что океанское побережье не оставляет следов человеческой деятельности - не то что в Средиземном море. Я встречал упоминания о нескольких крупномасштабных многолетних экспедициях.

Вот некоторые сведения о докторе Рао и о его исследованиях Дварки.

Он руководил (или принимал участие) в раскопках хараппских портов Лотхал и Ласал.

Как я понял, сам Рао весьма осторожно отождествлял обнаруженный им город с Дваркой. Он считает, что обнаруженный им город - более поздний, чем Дварка Кришны, один из шести-семи городов, о которых говорит традиция, как о существующих на месте Дварки -он исходит из скорости опускания побережья. Так что настоящее открытие Дварки еще впереди.

(Ориентировочная скорость погружения - 30 м в течение 7500 лет, 10 м в 3500-3800 лет.)

Обнаруженный город занимал полмили нынешнего морского дна. Он состоял из шести кварталов (в тексте упоминаются сектора - или это подразумевает кольцевую структуру, тогда кварталы были секторами, или же это просто обозначение отдельных частей застройки).

Обнаружена постройка, названная Садхарма Сабха (сабха на сакнстрите - собрание), которая считается местом проведения общественных собраний.

В пределах города была прекрасная гавань.

Обнаружены следв работ по планировке прибрежного скалистого берега с превращением его в гавань. Было обнаружено два стапеля переменной ширины от незатапливаемого участка берега до прибоя, то есть сухие доки - для строительства кораблей?

Город располагался на берегах реки Гомати у ее впадения в океан.

Техника построек и архитектура напоминает хараппский стиль.

Уцелевших зданий, естественно, не обнаружено. Контуры застройки прослеживаются по дорогам и участкам канализации.

Если смотреть реконструкцию, то город представлял из себя четырехугольник с двумя рядами стен. Нижний ярус состоит из массивных блоков песчаника, верхний - из более мелких камней. В центре - здание собрания. В основном на дне прослеживаются именно эти стены, которые лежат на глубине 7-10 м, что означает их погружение в течение 3600 лет.

В городе было развито кораблестроение и металлургия.

(сразу примечания:

-время существования затопленной Дварки относится к бронзовому веку, в тоже время упоминаются обнаруженные следфы производства железа. Тогда это был более чем продвинутый технологический центр, на столетия опередивший соседей в производстве железа;

-непонятно, на чем основано утверждение о кораблестроении. В буквальном смысле "строить" корабли, то есть собирать каркас из киля, шпангоутов и бимсов, как считает история, стали только в первом тыс. до н.э. в Средиземном море, то есть позже затопления Дварки и в другом месте. Что из себя представлял флот Дварки - неизвестно.Возможно, это были суда из тростника как "Тигрис" Тура Хейердала или еще что-то. Для вязки таких судов не требуются даже примитивные стапели).

Еще город мог быть центром по добыче жемчуга и изготовлению из него украшений.

Город перстал существовать 1500 лет до н.э.

Мелкие находки:

-глиняный сосуд с отверстиями, каменный табурет из базальта, долеритовая ступка и пестик,

-печать с изображением козла, единорога и быка с надписью (в стиле изображения, несомненно хараппском, хотя и не идентичном, присутствуют бахрейнские мотивы) - в Харивамсе было указание на то, что каждый житель Дварки обязан иметь личную печать в качестве удостоверения;

-в каменных стенах обнаружены наконечники копий - по сведения Махабхараты когда царь Синда попытался взять Дварку Кришны штурмом, то горожане вставили копья и острия из железа в стены;

-терракотовые колеса игрушечных телег;

-бронзовый колокольчик, похожий на находку в Ласале;

-обломок статуи с озображением Вишну;

медные и бронзовые гвозди;

-надпись, которая считается выполненной на архаичном санскрите и которая толкуется как просьба владыке моря (Варуне) о защите;

-каменные якоря в виде треугольных камней с двумя-тремя отверстиями весом от 120...150 кг и до 560 кг, похожие на предфиникийские средиземноморские 1500 лет до н.э.;

Затопленный город простирался до Бет Дварки на севере, Окхамадхи на юге и до местечки Пиндара на востоке.

По географии находок керамики доктор Рао предположил, что Дварка была столицей и центральным портом, в Бет Дварке располагались верфи, а вокруг находились три города-спутника на месте Арамда, Варвала и Нагусар. Такое государство имело размеры в 45 км с севера на юг и 25 с востока на запад.

Описание Дварки по данным эпоса с вайшнавскими комментариями

"..Развалины крепости, построенной Кришной, до сих пор существуют в заливе Дварака. Прежде всего Он построил мощную стену,

поднимающуюся из моря и ограждающую пространство в 12 йоджан (1йоджан=~13 км) в длину и в ширину. Это необычайное сооружение было задумано и построено Вишвакармой - зодчим полубогов. В Шримад-Бхагаватам говорится, что в этом новом, надежно построенном городе на море пролегли прямые дороги, улицы и переулки. хорошо распланированные дорожки и сады, в которых росли "деревья желаний" калпа-вркша, которые растут в духовном мире. Там также было множество дворцов и гопур (больших ворот-их можно до сих пор найти в некоторых больших храмах). ( мое примечание - гопуры, как мне представляется, появились в средние века и отражают южноиндийскую архитектурную традицию - скорее всего это анахронизм). Они были очень высоки и выстроены с необыкновенным искусством. В этих дворцах и на воротах стояли золотые горшки для воды (калаши), которые считаются благоприятным знаком. Почти все дворцы были так высоки, что чуть не задевали облака. В каждом доме, в подвальных помещениях хранились большие горшки с золотом , серебром и злаками. Во внутренних покоях было множество золотых горшков для воды. Спальни были изукрашены драгоценностями, а полы выложены мозаикой из драгоценных камней мараката. Мурти Вишну, которой поклонялись потомки Йаду, была установлена в каждом доме города. Дома были размещены так, что разные касты - брахманы, кшатрии, ваишйи и шудры -жили каждая в своей части города. Посреди города был выстроен еще один дворец, предназначенный для царя Уграсены и более других поражавший своим великолепием.

"Когда Нарада прибыл в Двараку, он увидел, что сады и парки там были полны цветов, деревья в садах отягчены плодами. Прекрасные птицы щебетали, и ворковали павлины. Там были водоемы и пруды, полные голубых и красных цветов лотоса, а в некоторых росли лилии. На озерах жило множество грациозных лебедей и цапель, голоса которых раздавались повсюду. В городе было не больше не меньше, как девятьсот тысяч великолепных дворцов, выстроенных из наилучшего мрамора, с воротами и дверьми, выкованными из серебра. Колонны домов и дворцов были украшены драгоценными камнями-философским камнем, сапфирами и изумрудами, а от полов исходил чудесный блеск. Дороги, аллеи, улицы, перекрестки и рынки - все были великолепно украшены. В городе было множество прекрасных жилых домов, домов собраний, храмов, и каждый был выстроен в своем стиле. Все это делало Двараку блестящим городом. Широкие дороги, перекрестки, аллеи, улицы, а также пороги каждого жилого дома сияли чистотой, По обе стороны каждой дороги росли кусты, и на равных промежутках стояли большие деревья, отбрасывавшие на дороги тень, так, чтобы солнце не мешало путникам. Великий мудрец Нарада вошел в один из дворцов и увидел, что колонны там были сделаны из коралла, потолки украшены драгоценными каменьями. Стены, а также арки между колоннами сияли, украшенные разными видами сапфира. По всему дворцу висели сделанные Вишвакармой балдахины, вышитые жемчугом. Стулья и другая обстановка были вырезаны из слоновой кости и украшены золотом и бриллиантами; усыпанные драгоценными каменьями светильники рассеивали тьму во дворце. Там курилось такое количество благовоний и душистой смолы, что благоуханный дым вырывался из каждого окна. Дым этот вводил в заблуждение павлинов, сидевших на ступенях, которые его принимали за облака и радостно танцевали.

"Шримат-Бхагаватам" песнь 1 ч.2 гл.11 т.12

Город Дваракапури был полон дарами всех времен года. Там были обители отшельников, сады, цветники6 парки и водоемы, покрытые лотосами. Коментарий: Совершенства человеческой цивилизации можно достичь если использовать дары природы по назначению. По этому описанию богатств Двараки можно судить о том, что она была окружена цветниками и фруктовыми садами, а также водоемами с цветущими лотосами. В описании не упомянуты заводы и фабрики, существование которых поддерживают скотобойни - обязательные антрибуты современных столиц. Но даже современный цивилизованный человек не утратил склонности пользоваться дарами природы. Лидеры современного цивилизованного общества выбирают место для своих резиденций там, где есть живописные сады и водоемы, а простым людям предоставляют жить в перенаселенныхрайонах без парков и садов. Дварака же, судя по этому описанию, была совсем иной. Мы узнаем, что вся дхама, то есть место, где жили люди, была окружена садами и парками с водоемами, покрытыми лотосами. Очевидно, что люди тогда зависели от даров природы: плодов и цветов, обходясь без промышленных предприятий, которые приводят к возникновению грязных хижин и трущоб. критерием прогресса цивилизации является нерост заводов и фабрик, разрушающих в человеке возвышенные чувства и спосбности, а развитие потенциальных духовных способностей людей и предоставление им шанса вернуться к Богу. Развитие фабрик и заводов носит название угра-кары, отвратительной деятельности. Она разрушает возвышенные чувства в человеке и обществе, превращая мир в темницу для демонов. В этом стихе упоминаются благочестивые деревья, которые в разные времена года приносят цветы и плоды7 Нечестивые деревья - это бесполезные заросли, годные только на дрова. В современном мире такие нечестивые деревья сажают вдоль дорог. Человеческая энергия должна использоваться по назначению для развития в людях возвышенных чувств, необходимых для постижения духовного - это ключ к решению сех проблем бытия. Фрукты, цветы, прекрасные сады, парки, водоемы с утками и лебедями, играющими среди лотосов, и коровы, дающие достаточно молока и масла, необходимы для развития в человеческом теле тонких тканей. И наоборот, темницы шахт, фабрик и мастерских развивают в рабочих демонические налонности. Власть имущие процветают за счет рабочих, и поэтому между ними по разным поводам то и дело происходят ожесточенные столкновения. Дварака-дхама, как она описывается в этом стихе,- образец человеческой цивилизации.

Т.13 "В честь приезда Господа городские ворота, двери домов и убранные гирляндами арки вдоль улиц были чудесно украшены праздничными символами: банановыми деревьями и листьями манго. Флаги, гирлянды и красочные знаки илозунги создавали тень, защищая от солнца."

Т.14 "Все главные дороги, улочки и переулки, рынки и места собраний были тщательно убраны и орошены ароматизированной водой. Повсюду по случаю приезда Господа были рассыпаны плоды, цветы и цельные зерна."
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики