История эта началась в 2оо9-ом, когда увлекшись индийской музыкой и ситаром, появилось желание попасть на родину этого инструмента и одного из самых знаменитых исполнителей на ситаре Рави Шанкара.
Как эта поездка состоялась - это отдельная история. Начинающаяся с ночного Дели и индийцами с дубинами и кидающимеся на рюкзаки и продолжающаяся лекциями Далай ламы в Сарнаткхе, но важным для данного опуса оказалась встреча с одним из иранцев учащимся в B.H.U. Произошло это в поезде, Дели - Варанаси. Я решил проводить своего приятеля, который улетал раньше меня. Иранец учился и учится здесь (Benares Hindu University) на компьютерщика.
Поездка тогда была месячной. И поняв, что для меня месяца - маловато будет я решил попробовать "устроить" себе долгосрочную визу. В следующий мой приезд в Варанаси, я сразу же отправился к своему знакомому и с его помощью выяснил о возможностях поступления.
Для иностранцев на самом деле это и просто и сложно одновременно. Просто, потому что не нужно сдавать никаких экзаменов, необходима переведенная и заверенная нотариусом копия аттестата или диплома и плюс к этому десять тысяч индийских рупий в год.
К этой сумме уже добавляется первый взнос для рассмотрения заявки в размере пяти тысяч рупий и стоимость самого курса, которая колеблется от пяти до тридцати тысяч и более.
Сложность же заключается в том, что далеко не все предметы здесь преподаются на английском. Тоже самое хинди, есть для иностранцев, но это - одно годовой курс. Трех годовой курс - уже является филологическим, т.е. это хинди преподающийся на хинди.
Другая сложность заключается в том, что для некоторых предметов необходимо обладать определенными сертификатами, например, чтобы поступить на курс ситара (что теоретически тоже возможно), необходимо предъявить справку о начальном образовании по этому инструменту.
Что то вроде выписки из музыкальной школы, что конечно у нас не реально.
Но это еще не все. Надо понимать, что "безумие Индии не знает границ" (с). И поэтому некоторые предметы преподаются здесь очень специфическим образом. Например, один русский который учиться здесь же рассказывал, как на уроке английской литературы их профессор пересказывал "Венецианского купца", но при этом в своем изложении. Переврав цепь событий и лиц в них участвующих. Когда же индийские студенты стали удивленно возмущаться по этому поводу, профессор заявил следующее: "Шекспир написал несколько версий этого произведения, и он знает именно эту"
И это все было бы не так смешно, если не учесть тот факт, что на экзамене он тоже будет спрашивать "именно ту версию".
Так я попал на курс "Менеджера по туризму". Так как в качестве документов я подавал школьный аттестат, то мне дали хаф тайм курс, т.е. один предмет за все обучение. В фул тайм, можно взять параллельно два, три предмета.
Сначала я честно говоря огорчился, потому как планировал поучить хинди в универе, а потом понял, что оно так и лучше.
По своему опыту могу сказать, что индийское образование из серии "не бей лежачего". Связано это с разными факторами. С одной стороны из за индийского менталитета. Ну не любят они сильно напрягаться и париться. С другой стороны из за дешевизны этого образования, а с третьей с обилием всевозможных праздников, митингов, сезонов дождей и всего прочего. Причем это, как я понимаю повсеместно. Мой индийский приятель, который очень хорошо говорит по русски и учиться в другом университете, как я понимаю по большей части выучил язык самостоятельно.
Поэтому если хочется здесь прикоснуться к каким то реальным знаниям, будь то музыка, хинди, аюрведа и т.д., то университет - это не лучшее место. Здесь особенно никто не будет напрягаться и пытаться чему то как следует учить. Их главная цель стрясти деньги, соблюсти все формальности и по окончанию выдать диплом. Для этих целей лучше найти частного преподавателя и платить ему почасовую оплату и свободы больше и результат лучше.
Вот тут надо сказать отдельно о формальностях. Это отдельная тема, потому как бюрократия тут страшная и для того, чтобы сдать экзамен, например, тебе месяца за два об этом нужно подать заявку, с кучей фотографий, копией самых разных документов и то, что у них это все давно есть - абсолютно никого не беспокоит.
Естественно никто тебя об этом уведомлять не собирается и узнаешь ты об этом стихийно через знакомых или одноклассников.
Безумие подчас доходит до апогея, когда с тебя требуют документы, которые они сами же давно должны были выдать, но когда они тебе их выдадут они сказать не могут.
Но Бог милостив, и только благодаря этому я до сих пор не вылетел.
Мне очень повезло с преподавателем. Зовут его Правин Рана и он является одним из авторов удивительной книги "Banaras region. A Spiritual & Cultural Guide". Вместе со своим отцом они рассказывают в ней о таких вещах, которые не встретишь не в путеводителях, ни на просторах интернета.
Как, например, то, что Варанаси построен в форме энергетической мандалы и существуют маршруты (кроши) связанные с различными стихиями. Самая крупная из которых Панчкроши, которая тянется где то восемьдесят километров и уходит далеко за пределы города, чтобы сделав круг вновь вернуться в него. В определенные сроки огромное количество людей совершает паломничество по этой кроше в течении пяти дней. Так же здесь рассказывается о водопадах, которые здесь находятся неподалеку на которых можно увидеть рисунки древних людей и многое многое другое. Возможно я найду для этого время и напишу отдельный пост.
В целом я очень доволен сложившейся конфигурацией моего обучения. С одной стороны оно не занимает много времени - всего одна пара три раза в неделю. С другой стороны это огромный опыт общения и на английском и на хинди. Хотя уроки официально и должны на этом курсе проходить исключительно на английском, но время от времени то профессор, то студенты переходят на хинди.
Благодаря учебе я познакомился с самими разными студентами, их видением мира. Некоторые из них значительно лучше меня говорят по английски, и имеют очень широкий круг общения. Варанаси полон иностранцев со всех концов света.
Мой курс всего два года, но я уже подумываю о том, как продолжить здесь обучение или устроиться на работу по итогу. Мать Индия просто так не отпускает.
Если у кого то есть вопросы к докладчику, с радостью отвечу.
eliseev.vladimirATpashuputi.in
http://vk.com/happymedium
С уважением
Владимир
Хари Ом