Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Северная Индия › Дварка - Дваравати-Дварака

Карма 23
20.06.2006
www.ashram.ru

Дварака всегда была самым важным центром паломничества на западном побережье Индии. Она находится в Саураштре, там, где река Гомати впадает в Аравийское море. На протяжении веков она приобрела целый ряд названий: Дварака - ворота к вечному счастью, Дваравати, Сварнапури - золотой город и Сварнадварика - золотые ворота. Последние три названия объясняются тем, что Дварка, будучи западными воротами Индии, через которые страна вела торговлю с внешним миром, всегда была процветающей и богатой. Дварка и сейчас остается местом огромной религиозной важности для индуистов.

Рассказывают, что когда Кришна сразил могущественного Камсу, его тесть Джарасандха, мстя за его убийство, стал нападать на Кришну и его родственников ядавов. Устав от этих войн, Кришна со всем кланом ядавов ушел на запад страны и построил крепость Двараку. Этот город простирался на более чем 100 километров. Он был хорошо укреплен и окружен рвом, через который перебрасывались мосты, убиравшиеся в случае атаки врага. Согласно легенде сами боги помогали Кришне строить этот великолепный город. Найденные при археологических раскопках предметы показывают, что нынешняя Дварака является шестым по счету поселением на этом месте. Все предыдущие города в разные времена были поглощены морем. Морские волны все еще омывают берега этого знаменитого города, что придает ему особую красоту.

Центром паломничества в этом священном городе является храм бога Кришны Дваркадхиш. Некоторые части его относятся к XII-XIII векам, а другие - к XVI веку, однако его главной части - Джаг Мандиру - насчитывается 2500 лет. Зал храма богато украшен резьбой и поддерживается 60 массивными колоннами, каждая из которых высечена из одной каменной глыбы. Многие из скульптур относятся к периодам правления Мауриев, Гуптов и Чалукиев. Некоторые из них имеют джайнистское и буддийское происхождение. Храм имеет высоту более 47 метров.

Еще одним важным местом паломничества в древнем городе Дварка является Гомати гхат. Согласно мифу здешний храм был построен за одну ночь по указанию правнука Шри Кришны Ваджранабха божественным мастером Вишвакармой. Археологи не уверены в точной дате строительства этого сооружения каким оно представляется сейчас, однако полагают, что оно было заново построено в X - XI веках после того, как первоначальный храм был уничтожен, по-видимому, во время мусульманских вторжений.
Карма 23
20.06.2006
Бессистемные сведения о Дварке

Первоначальное название Дварки - Кушастхали Kushasthali.

Другие названия Дварки - Дваравати и Сварнапури, золотой город.

Дварка - место Двадаш Джотирлинги Нагешвара Dwadash Jyotirlinga Nageshwar.

В Дварке находится единственный (видимо по всей Индии) храм, посвященный Матсье, аватаре Кришны в виде рыбы.

Дварка - последнее место жизни поэтессы бхакти Мира Баи. Получив через брахмана приказ явится к родичам покойного муха в Читтогарх, она попросила вечер, чтобы попрощаться с Кришной в храме Ranchorji. Ее ждали смерть или заключение. Утором она исчезла. Ее сари осталось переброшенным через статую Кришны. Было это в 1550 г.

Окха Мандала (Уша мандала) Okha Mandal or Ushamandala, также именуется Ушадвипой или Кушадвипой Ushaadvipa or Kushadvipa - остров, отделенный от берега заливом Окхамадхи Ран Okhamadhi Ran.

Из за своего положения в море древняя Дварка имела другие названия - Джала Дург или Вари Дург Jala Durg or Vari Durg - крепость в воде, а также Удадхимадхьястхам Udadhimadhyastham- расположенная в море.

Остров Бет Дварка или Шанкходхара Bet Dwarka or Shankhodhara расположен в 30 км от Дварки. Есть предположение, что он был местом развлечений Кришны с супругами. Еще этот остров известен как местонахождение раковин определенного вида, которые служат антикоррозионной присадкой при выплавке железа.

Границы затопленного города простираются до деревни Пиндара на востоке. Это деревня ловцов жемчуга. Эта деревня известна также из Махабхараты как местопребывание демона земли Тараки (его аватарой считали Карну, главного противника Пандавов? - точно не помню, пишу по памяти) и обитель мудреца Дурваши.

Доктор Рао высказал версию, что Бет Дварка в Махабхарате упоминается как Антарвадвипа.

Бхагвадалая Bhagvadalaya - зал собраний, место заседания парламента Ядавов.

Здание имело 72 колонны, по 18 колонн на каждой стороне. Стены сложены из камней весом 2-3 т. без применения связующих и положенных насухо

(описание мне не понятно - или здание состоит из несущих стен циклопической кладки, тогда колонны по периметру играют декоративную функцию или поддерживают перекрытие внутри - или же перекрытие несут колонны, тогда отпадает надобность в таких стенах)

В Дваркадиш (?) черное мраморное изображение Кришны Соланки Solanki , было установлено Шанкарой в восьмом столетии н.э. Во время вторжений мусульман изображение было закопано, а захватчики уничтожили копию. При этом были убиты пять жрецов храма, защищавших мурти. Они почитаются индусами как панч-вир (пять героев - мученников), а мусульманами как панч-пир (пятеро святых). Их самадхи расположено в 100 м от храма (Дваркадиш?)
Карма 23
20.06.2006
книга The Lost City of Dvarka - by S.R.Rao Потерянный город Дварка, изд. Адитья Пракашан, 1999г.

Насколько я могу судить он специалист по подводной археологии, сотрудник Национального института океанографии, Гоа.

Сайт интститута

ww.nio.org

Подводная археология в Индии достаточно развита, несмотря на то, что океанское побережье не оставляет следов человеческой деятельности - не то что в Средиземном море. Я встречал упоминания о нескольких крупномасштабных экспедициях.

Он руководил (или принимал участие) в раскопках хараппских портов Лотхал и Ласал.

Как я понял, сам Рао весьма осторожно отождествлял обнаруженный им город с Дваркой. Он считает, что обнаруженный им город - более поздний, чем Дварка Кришны, один из шести-семи городов, о которых говорит традиция на месте Дварки -он исходит из скорости погружения побережья. Так что настоящее открытие Дварки еще впереди.

Ориентировочная скорость погружения - 30 м в течение 7500 лет, 10 м в 3500-3800 лет.

Обнаруженный город занимал полмили нынешнего морского дна. Он состоял из шести кварталов (в тексте упоминаются сектора - или это подразумевает кольцевую структуру, тогда кварталы были секторами, или же это просто обозначение отдельных частей застройки).

Обнаружена постройка, названная Садхарма Сабха (сабха на сакнстрите - собрание), которая считается местом проведения общественных собраний.

В пределах города была прекрасная гавань.

Обнаружены следв работ по планировке прибрежного скалистого берега с превращением его в гавань. Было обнаружено два стапеля переменной ширины от незатапливаемого участка берега до прибоя, то есть сухие доки - для строительства кораблей?

Город располагался на берегах реки Гомати у ее впадения в океан.

Затопленный город простирался до Бет Дварки на севере, Окхамадхи на юге и до местечки Пиндара на востоке.

Техника построек и архитектура напоминает хараппский стиль.

Уцелевших зданий, естественно, не обнаружено. Контуры застройки прослеживаются по дорогам и участкам канализации.

Если смотреть реконструкцию, то город представлял из себя четырехугольник с двумя рядами стен. Нижний ярус состоит из массивных блоков песчаника, верхний - из более мелких камней. В центре - здание собрания. В основном на дне прослеживаются именно эти стены, которые лежат на глубине 7-10 м, что означает их погружение в течение 3600 лет.

В городе было развито кораблестроение и металлургия.

(сразу примечания:

-время существования затопленной Дварки относится к бронзовому веку, в тоже время упоминаются обнаруженные следфы производства железа. Тогда это был более чем продвинутый технологический центр, на столетия опередивший соседей в производстве железа;

-непонятно, на чем основано утверждение о кораблестроении. В буквальном смысле "строить" корабли, то есть собирать каркас из киля, шпангоутов и бимсов как считает история стали только в первом тыс. до н.э. в Средиземном море, то есть позже затопления Дварки и в другом месте. Что из себя представлял флот Дварки - неизвестно.Возможно, это были суда из тростника как "Тигрис" Тура Хейердала или еще что-то. Для вязки таких судов не требуются даже примитивные стапели).

Еще город мог быть центром по добыче жемчуга и изготовлению из него украшений.

Город перстал существовать 1500 лет до н.э.

Мелкие находки:

-глиняный сосуд с отверстиями, каменный табурет из базальта, долеритовая ступка и пестик,

-печать с изображением козла, единорога и быка с надписью (в стиле изображения, несомненно хараппском, хотя и не идентичном, присутствуют бахрейнские мотивы) - в Харивамсе было указание на то, что каждый житель Дварки обязан иметь личную печать в качестве удостоверения;

-в каменных стенах обнаружены наконечники копий - по сведения Махабхараты когда царь Синда попытался взять Дварку Кришны штурмом, то горожане вставили копья и остряи из железа в стены;

-терракотовые колеса игрушечных телег;

-бронзовый колокольчик, похожий на находку в Ласале;

-обломок статуи с озображением Вишну;

медные и бронзовые гвозди;

-надпись, которая считается выполненной на архаичном санскрите и которая толкуется как просьба владыке моря (Варуне) о защите;

-каменные якоря в виде треугольных камней с двумя-тремя отверстиями весом от 120...150 кг и до 560 кг, похожие на предфиникийские средиземноморские 1500 лет до н.э.;

По географии находок керамики доктор Рао предположил, что Дварка была столицей и центральным портом, в Бет Дварке располагались верфи, а вокруг находились три города-спутника на месте Арамда, Варвала и Нагусар. Такое государство имело размеры в 45 км с севера на юг и 25 с востока на запад.

Западное побережье Гуджарата по традиции считалось владением ядавов, родного племени Кришны. Ядавы получили свое название от Яду, сына Яяти, одного из всемирных владыка индийской традиции. За столетие до рождения Кришны царь Арджуна Яду был побежден Рамой Джамадагни, иначе Пурушарамой. Если эти сведения верны, то в окрестностях Дварки начиналась история одной из аватар Кришны - Рамы с топором. Сторукий царь Арджуна отобрал корову у брахмана Джамадагни и убил его, после чего сынок прихватил боевой топор в качестве средства воспитания кшатриев и отправился учить их уму-разуму.
Карма 23
20.06.2006
краткое изложение теорий, аргуметом в которых оказалось открытие подводной Дварки (в монографии есть упоминание об этом) смотреть

Тимощук А.С.

"Ведийская культура:сущность и метаморфоза"

Глава 1

http://ru.philosophy.kiev.ua/library/asiatica/indica/authors/timoschuk /index.html
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое в Блоге