Лучший выход этого сезона - река Снежная, приток Байкала, Бурятия.
У бывалых при упоминании Снежной взор туманится воспоминаниями, после чего они голосом человека, который находится не где-то здесь, а как-то там,
произносят: "Снежная... река нежная".
Видео:
Все чохом:
‹тыц›Заброска на чудотракторе. Руки после этого дела болели как не болят после
ходового дня по порогам.
‹тыц›‹тыц›Вот таким зачастую был фон
‹тыц›Прохождение порога "Пиноккио"
‹тыц›Полет Белки!
‹тыц›Прохождение порога "Жаба". Пожалуй, он самый сложный был за маршрут, из тех, что мы шли.
‹тыц›С согласия автора выкладываю текст нашего самого опытного участника с 30летним стажем сплавов, он написал его по прибытию для Вестника Кедра (Кедр - один из турклубов Новосибирска, оттуда большинство участников на этот маршрут).
«Москва утонула!»
Шоу сумасшедшего трактора или
Река, на которую можно брать только одну женщину.
Хамар—Дабан, р. Снежная,15-28авг.2016г.
— Москва утонула!
Вот так нежно, по-бурятски встретило нас Прибайкалье на вокзале в Улан-Удэ. По счастью, мы уже имели инфу: паводок,6 человек из Москвы спрыгнули в водопад Хырмын—Дулю (Полет Белки), но...
--Все живы?!
--Да, да, все нормально. Четверо на катах вышли в Выдрино, 6 идут пешком. Навстречу вышли спасатели. Синяки, ушибы, ничего серьезного. Но там паводок, ребята! Как вы пойдете?!
Да мы об этом, Алик (типично бурятское имя - Альберт) вторые сутки думаем. С тех пор, как получили 1-е сообщение: москвичи по паводку раздолбали два ката... Как можно раздолбать 2 ката?? Что произошло?
Ага, пошли подробности: " двойка" полегла на подходах к водопаду, " четверка" пошла спасать и обе ушли в водопад. Там и танк раздолбать можно, как мы выяснили потом.
Ага! ну понятно... Идиоты! ... по паводку плесов нет, зачалить перевернутую груженую посуду невозможно. Надо было обносить все сразу - и Кит-Китский, и водопад!
(Когда дошли до места, я внутренне извинился: в 4 километрах выше водопада начинался каньон. Обносить было невозможно Ну, тогда не хрен киляться (если не умеешь ставить груженый кат обратно!) Мы крались как мыши, но зачалились перед водопадом без проблем...)
Это замечательное событие давило на нас следующие два дня. Меня беспокоил сплав по паводку на реке 5 к.с.(влетел я в подобную чачу в 2010, еле выбрались) А вот Костя (руковод) больше беспокоился о заброске. Честно говоря на второй день я уже склонялся к такому же мнению. Ибо братья буряты действовали в обычной манере: паводок, реки вздулись, вездеход не пройдет... к тому же у меня сегодня работа...
А что на сплав по паводку надо серьезно больше времени, иначе придется рисковать, чтобы вовремя выйти на работу - так нам, бурятам....
Короче, к вечеру мы вняли совету чукчи и вызвали трактор. DT 75 "Беларусь» с авторскими изменениями и прибамбасами от Валеры Очирова. И понеслось!
Вы когда-нибудь ездили на тракторе верхом? А что такое "корзина" на тракторе - знаете? А видели, как передние колеса трактора поднимаются на 50-70 сантиметров от земли?? Поездил в свое время по деревням и буеракам и знаю: DT-75 - одна из самых проходимых машин. Но я не видел, чтобы он шел по склону 40 градусов (по тех данным не более 20), а этот шел!!
Все просто: 2 человека становится на ступицы передних колес, еще один садится впереди мотора (я уже говорил, там много переделано, в частности ось задних колес длиннее на полметра) колесо бешено крутится в 10 сантиметрах от твоей ноги, трактор подпрыгивает, кренится, а ты намертво вцепляешься в обычную ручку от двери, приваренную к капоту... Добавьте к этому сумерки (в первый день мы приехали на базу в 23), дождь, болото, трактор вязнет, ездит туда - сюда, увязая чуть ли не в полколеса... В одном месте мы ехали по небольшой речке около часа. Самым впечатляющим для меня были съезды в эту речку: трактор резко ныряет вниз и одновременно поворачивает. А мы дружно вцепляемся кто куда и прикидываем, куда прыгать. Да и горы никуда не делись (а также камни, ветки в лицо и солярная гарь).
Садится я отказался сразу. Весь мой прошлый опыт встал на дыбы: на прыжок секунды, а пока встанешь с затекших ног... а что этот трактор ни разу не переворачивался - так все до разу. Встал за кабиной, вцепился в приваренную к крыше ручку. В первый день я раз 5 прикидывал, куда прыгать, ежели... во второй день я прикинул это же это же 5 раз за первые полчаса.
Да, кстати, почему только одна женщина: наша миниатюрная очаровашка Инночка (преподавательница танцев из Москвы) с трудом уместилось в кабине рядом с грузным Валерой. А в корзине, как ехали мы, у мужиков руки трещали.
Есть и второй вариант: вездеходом. Мы их видели: что-то вроде миниатюрного БТРа (6 широких колес) или танкетки (гусеницы, кстати, рвутся на камнях). Там есть кабина. Вот только где место для рюкзаков? Может, оно и проще, но не любим этот неторопливый деревенский уклад: может быть, завтра.... А Валера сразу сказал: "Заброшу. Поехали!" И пусть он смахивает на бая, а его команда - на отставных пиратов, но трактор он водит как бог. А они быстренько делают то, что надо: отваливают с дороги прилетевшие сверху камни, пилят деревья, становятся на ступицы передних колес...
Наконец трактор развернулся и встал на перевале. Неспешные лошадки спустили наш груз до реки. И мы вздохнули с облегчением: даже мой опасливый глаз не заметил никаких признаков паводка. Река в берегах, вода чистая (видно метра на 2! холоднющая!) Вон даже камушки выступают...Плывем!
...Стою на страховке в конце порога Калибр. Первый "пятерочный" порог, весьма неординарный: справа на две трети русла зигзагом - мощная "бочка"***, хрен выберешься (удар идет наискось), слева есть чистый проход, но всего метра 3, из них полтора - ниша под скалой. Мы долго мудрили, был даже вариант прохода совсем справа через край бочки, но в конце концов решили уповать на мощную струю. Левому гребцу надо ложиться вперед и вбок между рюков: скорость 20-25 километров час, никакая каска не спасет.
Идет первый кат. Пальцы вцепляются в край "морковки", в голове: "только бы не в бочку...а сумею ли я их оттуда вытащить??..." Цепляют берег, кат сносит в сторону бочки, но Данил резко табанит, и они пролетают, цапанув правым баллоном край.
Были прижимы и здоровенные валуны в русле, прикрытые водой, которые не просто распознать с наплыва при таком уклоне. (а еще сложнее - обойти вовремя) Были ледяные объятия «бочек»***. Кто боится бочек, тому на Снежной делать нечего... Была дрожь в руках, сжимающих спасконец. До рези в глазах вглядывались в начало порога: идут? нет? Только бы на первом сливе не легли!
Но мы хорошо подготовлены, и командир знает когда проявить смелость, а когда осторожность. К водопаду мы подкрадывались, как кот к птичке. Заглядываем за угол, осматриваем: заводь есть? и аккуратненько, по внутреннему радиусу... И нос в берег!
На несложных, но мощных шиверах не раз и не два выскакивали на просмотр: проход не ясен - чалимся. И все-таки прошли быстрее всех. Аж дежурный МЧС удивился.
И был водопад который в переводе на русский называется Полет белки (Да, он еще и непрямой!) И мы стояли на правой скале и гадали, как пронесло москвичей: по правой протоке? Да там и БТР раздолбает (обломки рамы мы видели). По левой? Да там слона утопит!
Последний порог 5 категории, самый длинный, весьма непростой. Все прелести Снежной: на входе агромадный камень, в который бьет, кажется, вся река. На выходе бочара почти на все русло. Лишь справа она послабее. Но туда хрен выгребешь...
Идут Вова с Инной. Грешным делом, я пытался снять Инну с этого порога. Опасался, что не выгребет; сам еле вытащил кат из последней бочки. Но Костя сказал пусть идет, вытащим. Действительно, бочка мощная, но проносная. (Вроде...никогда до конца неясно). Ага, первую ступень прошли, заходят слева... развернуло... молодцы соображают четко: не пытаясь развернуться, уходят вправо кормой. Уходят, уходят, уходят... блин, до бочки уже несколько метров!.. наконец доворот и где-то под 45 градусов они врезаются в правый, самый слабый край бочки. Молодец Вовчик! Сумел изменить тактику под экипаж. Настоящий капитан...
За порогами, дождями и собственными заморочками (тент провисает! дрова сырые! подгидрашка сыреет от пота!) мы разглядели этот край только в последние два дня. Яркое солнце. Горная тропа вдоль Селенгинки. Белая от пены Громотуха, водопады... Острые серые скалы. Зеленые лопухи бадана, кедровый и и пихтовый стланик, цепляющийся за скалы там, где только со шлямбуром, и помогающий нам не слететь с тропы. Огромная стылая синь Байкала. Четкие очертания высоких гор. Это особый край, и нам перепало два дня из 330 солнечных в году. Жалко было уезжать! Однако работа, мать ее... И вот уже электричка несет нас в Слюдянку и мы прощаемся с Байкалом, горами, Снежной и прикидываем: а Хара-Мурин - какая категория? А Утулик? До свидания, Прибайкалье!
**только к концу мы поняли, что идем по воде выше средней. По этой воде сложность реки я оценил как 4, 75
***вал с противотоком. Выглядит, как пульсирующая гора пены. Есть «проносные» (вода все-таки проходит) и «непроносные» (большая часть воды крутится на месте, как в стиралке). Но в любом случае, падая со слива, ты хорошо получаешь по морде, кат останавливается, а ты висишь на весле, воткнутом в нижнюю – выносную-часть струи.