Индия на Иртыше.
Чем хороша Россия – тем, что никогда не догадаешься, что может встретится за поворотом. Фантазия и энергия соотечественников неистощимы. Они превратили страну в место, где есть все. Даже Индия.
Я хочу рассказать об одном таком месте. Наверняка их много.
Окунево - классическая сибирская деревушка на отшибе. Впрочем, час до районного центра и шесть – до Омска по сибирским меркам не расстояние. Те, кто не нашел лучшей доли и не спился, живут в условиях натурального хозяйства столетней давности. Поэтому люди здесь милы и дружелюбны. Места очень красивы, особой светлой и торжественной красотой южных таежных районов, особенно вдоль извилистой узкой реки Тары. Тара много значит в местной истории, потому как здесь было основано одно из старейших русских поселений в Западной Сибири.
Деревушка состоит из полутора улиц. Центр общественной жизни – магазин без продуктов и автобусная остановка. Обычную серость и блеклость старой окраски деревянных домов приятно разнообразят свежие росписи по индийским мотивам и надписи на санскрите. Некоторые дома принадлежат последователям Сатья Саи Бабы. Самым первым появился здесь ашрам, переделанный из жилой избы, который используется как храм, гостиница для приезжих и место проведения собраний омской общины Сатья Бабы. Если пройти до околицы, до границы сумрачного соснового леса, то появляется другое святилище, в языческом стиле – деревянный забор, затейливые храмики и несколько идолов, все в резьбе и густом блеске лакированного дерева. На этом цивилизация заканчивается, начинается грунтовая дорога, петляющая между стволов. Лес активно обживают туристы. Их палатки стараются выбраться из гибельного комариного затишья на спасительный высокий глинистый обрыв Тары. Тара в этом месте лежит горизонтальной латинской S, так что против деревни и ближнего леска находится низкая пойма с прекрасными пляжами, которая переходит в отвесный тридцатиметровый обрыв. А дальше прибрежные увалы опять уходят дальше от реки, оставляя болотистые поймы, и река изгибается дальше очередной тугой петлей.
На одном из увалов, Татарском, в пяти километрах от Окунево, который тысячелетиями был святилищем местных племен, недавно почти одновременно воздвигли христианскую дощатую часовню и индуистский жертвенник – в нескольких метрах друга от друга. Ответственные лица обеих конфессий периодически устраивают разборки, кто здесь круче всех, что не мешает регулярным богослужениям. Большинство молится и там, и там, не забывая оставлять полоски ткани и прочие подношения на стоящем рядом шаманском дереве. Полная толерантность и политкорретность.
На другом берегу Тары, в десятке километров по прямой у деревеньки Инцисс среди болот находится Шайтан-озеро, очень сумрачное и неприветливое на вид. Чужому человеку сюда не добраться по тайным тропам и зарослям тростника, поэтому аборигены устроили себе безбедную жизнь на многочисленных экскурсиях.
Это реальная топография, на которую лет за пятнадцать наложилось несколько слоев мифов, которые уже успели обрасти легендами, научными исследованиями и просто слухами.
Во-первых, с этими местами издавна связывалась какая-то чертовщина, которая в середине прошлого века была привязана к НЛО. Собраны сотни свидетельств с классическими атрибутами контакта вроде свечений, летающих шаров, странных фигур и тому подобное. Отмечу, что в остальной Омской области такого не наблюдалось, а в тех местах фанатики-контактеры типа Фокса Малдера не ошивались. Многие места считаются чудодейственными.
Во-вторых, сам Сатья Саи Баба заявил, что в своем предыдущем воплощение он был жрецом в храме Ханумана и храм этот находился в Сибири. Его ученица Расма Розитас в начале девяностых отправилась с напутствием отыскать это место. У меня есть подозрение, что индус и латышка смутно представляли себе, что такое Сибирь, иначе место было бы указано немного точнее. Внимание было привлечено странными для русского языка (и такими знакомыми для санскритского слуха) названиями как Омь и Тара. Сразу замечу, что оба гидронима имеют толкование в татарском языке: Омь – “тихая, медленная”, Тара – “узкая”, что, в общем-то, ничего не доказывает и не опровергает. Потому как если древние морозостойкие и комароустойчивые арья населяли эти места, то реки могли сохранить с тех времен санскритские названия и впоследствии истолкованы татарами по-своему. По наитию Расма добралась до Окунева, а после поста и медитации на нее снизошло видение. Да, здесь был храм Ханумана. Немного странный для нас способ археологической разведки имеет глубокую индийскую традицию, именно так определялось местоположение утерянных святынь Вриндавана и Курукшетры. С тех пор Окунево стало Меккой для русских последователей Сатья Саи Бабы и сам гуру неоднократно справлялся о своем прежнем местожительстве. К сожалению, подробно и точно эта история еще не описана, хотя даже сама личность этой женщины достойна увековечивания.
В-третьих, многочисленные визионеры и контактеры 90-х годов часто и независимо друг от друга указывали на этот район как на место расположения очень таинственных и важных объектов. Усредненная версия состоит в том, что в этих местах до эпохи оледенения располагался храм с ключом к тайнам мироздания, который с целью сохранения был перемещен в другое измерение, частично привязанное к местности на Земле, а в дальнейшем этим знаниям еще предстоит сыграть свою роль в спасении человечества.
В-четвертых, слухи и публикации в прессе привели к организации нескольких экспедиций с научным геофизическим оборудованием. Разведка обнаружила, причем зачастую в тех местах, на которые указывали контактеры, расположение под землей больших структур плотного строения. Если учесть, что вся Западная Сибирь представляет собой километровый слой глины, то этот факт вызывает как минимум удивление. Проще говоря, нет у нас камня, ни под землей, ни на поверхности. И уж подавно никто не возводил что-то здесь тысячелетия назад.
В академической науке этот район тоже достаточно известен. Здесь прорабатывалась новая методика совмещения археологических и этнографических исследования, осуществлялись раскопки, местность описана во многих монографиях и отчетах.