«Вандана Шива – очень известный в мире эколог и лидер движения за охрану окружающей среды, директор независимого Фонда исследований науки, технологий и природно-ресурсной политики (Дели) (Research Foundation for Science, Technology and Natural Resource Policy). Также она вместе с Ральфом Надером и Джереми Рифкиным возглавляет Международный форум по глобализации (International Forum on Globalization, http://www.ifg.org). В 1991 году она основала гражданское движение «Навданья» (http://www.navdanya.org), призванное защитить разнообразие и богатство живых ресурсов, в особенности семян. Доктор Шива – автор многих книг, среди которых «Биопиратство: грабеж природы и знания» (Biopiracy: The Plunder of Nature and Knowledge, South End Press, USA, 1997), «Монокультуры сознания» (Monocultures of the Mind: Biodiversity, Biotechnology and Agriculture; Third World Network, Penang and Zed Press, UK, 1993), «Насильственная зеленая революция» (The Violence of the Green Revolution; Third World Network, Penang, Zed Press, 1993), «Остаться в живых» (Staying Alive: Women, Ecology and Survival in India; Kali for Women, New Delhi 1988, Zed Press, UK). Она – один из наиболее провокативных и динамичных мыслителей в области охраны окружающей среды. В 1993 году Вандана Шива стала лауреатом премии Right Livelihood Award, известной также как «альтернативная Нобелевская премия».
Привожу цитаты этого человека уже много лет непосредственно занимающейся проблемой ГМО, приватизации водных источников и других из ее интервью 2006 года:
– Я так понимаю, что участники движения объединяются на основании противодействия тому, что приносит глобализация. Итак, каковы же основные проблемы, что именно приносит в Индию глобализация?
– Очень большая тема – это приватизация природы как таковой. Патентование растений, семян, генов, которое непосредственно является задачей ВТО, и в этой стране уже вводятся в действие новые законы, которые сделают семена собственностью глобальных корпораций, таких, как Monsanto. Они отбирают у фермеров свободу пользоваться семенами и выращивать семена. Это также относится к вопросу о монополиях на знание. Когда мы не хотели допустить создание патентных монополий, то мы оказывали им сопротивление через создание банков семян для сообществ. Таким образом, чтобы у фермеров были open-source-запасы семян и им бы не приходилось платить за пользование; они бы делили между собой (share) это знание, и оно бы оставалось в их руках. Так мы дали старт движению за то, чтобы сохранять знание в общественном достоянии (to keep knowlege in the commons), за живую демократию, возникающую из деревенских сообществ, которые заявляли бы: «Наше знание является общим для нас, и мы говорим наше «Нет!» его патентованию».
...
Еще одна острая тема, которая очень-очень близко связывает людей, – это сельское хозяйство. 75% населения Индии живут благодаря сельскому хозяйству. Это означает: 750 млн. людей живут жизнью, которая непосредственно привязывает их к земле. Этот образ жизни разрушается двумя способами. Первый: по мере того как управление сельским хозяйством переходит в руки транснациональных корпораций, дорожают семена, химические удобрения начинают продаваться, а не производиться, крестьяне попадают в долги, и за последние несколько лет, когда процессы глобализации ускорились, две тысячи фермеров совершили самоубийства. Второй: в то же время, как результат той же глобализации, Индия ежегодно теряет 400 млрд. долларов ввиду искусственного занижения корпорациями цен на хлопок, сою, кукурузу. Этот демпинг разрушает национальный внутренний рынок. Цены упали до трети того, какими они должны были бы быть. Каждый год индийские крестьяне теряют 24 млрд. долларов прибыли, которую они должны были бы получать. Эти процессы вызывают страх у крестьян. И во всех штатах мы организуем людей для того, чтобы они подняли голос, говоря: сельское хозяйство и пища – это драгоценности, которые должны остаться за пределами подчинения правилам, которые пишут корпорации.