Зарождение в Индии традиции выделывания тканей относится к седой древности. Найденные в Мохенджодаро кусочки хлопчатобумажной ткани свидетельствуют о том, что еще пять тысяч лет тому назад техника ткачества и крашения тканей достигла высокого развития.
В последующие века ткачество, в особенности изготовление шелка, оказалось тесно связанным с религиозными празднествами и обрядами. Неудивительно, что два крупнейших центра шелкоткачества образовались в древних храмовых городах - Бенаресе и Канчипураме - для обеспечения нужд храмов и для паломников, совершавших в храмах молитвенные обряды. Сегодня красотой изготавливаемого там вручную шелка эти города славятся на всю страну, да и на весь мир. В древней и средневековой Индии развитию шелкоткачества способствовало покровительство со стороны царствующих правителей, что помогало ткачам увеличивать разнообразие видов шелка и выработать необходимое мастерство в ответ на предъявлявшиеся к ним требования.
Бенаресский шелк
Бренные останки Будды были закутаны в ткань из Бенареса, о которой в буддийском писании "Маджхиманикая" говорится, что великолепный материал ослеплял сиянием красного, голубого и желтого цветов. Веками бенаресские парча и шелк манили к себе людей издалека, привлекая к этому древнему городу купцов и торговцев. В Индии бенаресские ткани по-прежнему ценят за их богатое сияние и сложные золотые орнаменты. Невесты часто наряжаются в сари из красного и розового бенаресского шелка, богато расшитого золотом. Кинхаб, или парча,- самая роскошная из бенаресских тканей. Настоящий кинхаб представляет собой шелковую основу с вплетенными в нее серебряными или золотыми нитями, образующими нежный цветочный узор. Ткани из серебра (рупари) и из золота (сонары) в свое время изготавливались для членов королевских семей, но теперь они не в ходу из-за высокой стоимости. Вместе с тем нынешние мастера изготовления парчи выделывают красивую парчу из чистого шелка в технике танчой, завезенной, как говорят, в Индию из Китая тремя братьями Чой. Ткань, названная их именем, впервые появилась в Сурате, в западном штате Гуджарат, откуда эта техника ее выделки перешла в Бенарес, где по сей день она входит в число самых изысканных изделий местных умельцев. Здесь также ткут тонкие шелковые сари, отсвечивающие золотыми и серебряными нитями, и сари буттидар, усыпанные золотыми или серебряными точками или мелкими цветочными узорами. Бенаресские ткани также успешно освоили и развили почти исчезнувшее искусство бенгальского джамдани. Сари джамдани ткут по типу гобеленовой ткани, с дополнительными нитками цветного шелка, при этом золотые и серебряные нити образуют выступающий на ткани цветочный или геометрический орнамент. В качестве варианта этого вида плетения дополнительные нитки протягивают по всей ширине ткацкого станка и затем обрезают по форме узоров.
Одним из видов бенаресской парчи является химру, вырабатываемая в южном штате Махараштра. Когда средневековый правитель Мухаммед бин Туглак перенес столицу из Дели на юг, в Даулатабад, он взял с собой ткачей из Бенареса. Осев в Ауранга-баде и образовав цеха, они стали ткать парчу из смеси шелка и хлопка на одежду для мусульманской знати, которой не дозволялось носить одежду из чистого шелка как ткани, предназначавшейся только для лиц королевской семьи. В наше время мастера по изготовлению этой парчи используют свое умение в работе над элегантными шалями и отделочными материалами.
www.centre.smr.ru