IrmA, привет! Конечно это Абдул Калам Азад.
Небольшая историческая справка -
Абдул Калам Азад родился 11 ноября 1888 г. в Мекке, в детстве с родителями переехал в Калькутту.
В молодости увлекался поэзией, писал на урду, изучал религию и философию. Уже будучи известным журналистом начал заниматься политикой и сблизился с Махатмой Ганди.
Азад стал восторженным сторонником идей Ганди ненасильственного гражданского неповиновения, и вскоре стал активистом движения Сатьяграха. В 1923 г. был избран президентом ИНК (Конгресс).
В 1938 г. Азад был посредником на переговорах между сторонниками Ганди и фракции Конгресса во главе с президентом Конгресса Субхас Чандра Босом, который раскритиковал Ганди за то, что тот отказывался призвать к восстанию против британского правления. Тогда Азад поддержал Ганди.
В дальнейшем позиции Азада и Ганди кардинально разошлись.
Азад был непримиримым противником разделения Индии, критиковал религиозный сепаратизм и призывал мусульман сохранять объединенную Индию, поскольку индуистов и мусульман исторически связывали узы братства и статус государственности.
Лидер сепаратистов Джинна объявил Азада своим врагом.
В своем послании Конгрессу Азад писал –
«Ислам также как и индуизм в течении многих веков развивались на индийской земле. Так же, как индуист может сказать с гордостью что он – индиец, так же и мусульмане могут сказать с равной гордостью, что они – индийцы».
После того, как в 1940 г Япония завоевала Бирму, Азад предупредил Неру и Ганди, что пассивная неспособность британцев противодействовать этому является угрозой для Индии и может в конечном итоге разделить страну.
В 1944 г. Ганди провел переговоры с Джинной, узнав об этом Азад резко раскритиковал политику Ганди как опрометчивую и контрпроизводительную.
16 июня 1946 г. британцы внесли на рассмотрение Конгресса законопроект о разделении Индии. Азад выступил с резкой критикой этого проекта и предложил проект Большой Автономии, который защищал Федерацию. Ганди не принял это предложение, несмотря на то, что Азад утверждал, что благодаря этому проекту все попытки Джинны о разделении Индии будут похоронены и в целом мусульманское сообщество было бы удовлетворено проектом Автономии. Рабочий комитет Конгресса утвердил резолюцию Азада, но на стороне Ганди выступил Неру, который сместил Азада с поста президента Конгресса и привел в Конгресс временное правительство.
Этим воспользовался Джинна, который инициировал восстание. Тысячи людей были убиты в результате столкновений между индуистами и мусульманами. Популярность Джинны среди мусульман достигла огромного значения и в декабре 1946 г. его партия (мусульманская Лига) вошла в коалицию с Конгрессом. Азад подвергся резкой критике со стороны Лиги, его обвиняли в национализме, однако Азад продолжал отстаивать свое требование об индуистско-мусульманском единстве.
"Я горжусь тем, чтобы быть индийцем. Я - часть неделимого единства, которое является индийской национальностью» говорил Азад.
3 июня 1947 британцы объявили о предложении разделить Индию по религиозным линиям с образованием отдельных государств. Это было горячо обсуждено во всех комитетах Конгресса. Азад конфиденциально обсуждал эти предложения с Ганди, Пателем и Неру, однако Ганди и Неру уже не смогли отрицать популярность Лиги. В связи с возникшей угрозой начала гражданской войны, Азад воздержался от голосования по резолюции, в конечном итоге Конгресс под давлением Лиги одобрил план британцев.
Разделение Индии и объявление независимости 15 августа 1947 послужило толчком к насилию, которое охватило Пенджаб, Бенгалию, Бихар, Дели и много других частей Индии. Миллионы индуистов и сикхов вынуждены были бежать из недавно созданного Пакистана в Индию, а миллионы мусульман вынуждены были покинуть Индию и переселиться в Западный Пакистан и Восточный Пакистан
Совершая свою поездку по Бенгалии, Бихару, Ассаму, Пенджабу Азад организовывал лагеря беженцев, призывал к миру и религиозному ненасилию. Вернувшись в Дели Азад выступал с требованиями к Конгрессу обеспечить гарантии безопасности для тех мусульман, которые пожелали бы остаться в Индии.
Азад был первым министром образования в независимой Индии и оставался на этом посту до своей смерти в Дели в 1958. В качестве министра провел реформы, среди которых – принятие единой для всей страны программы начального обучения, реорганизация среднего и высшего образования и улучшение преподавания технических и естественнонаучных дисциплин.
|