Да, кстати, хочу вот чтива сюда до кучи подбросить, познавательного.
Девушка одна, студентка из России, приехала учиться в Индию (то ли обмен, то ли практика, за каким-то лядом, одним словом). Девица из себя - красавица (но не русского типа) - бедная, так страдала от "unwanted attention", что взяла и (прости Муни за флуд - но это из ее закрытого дневника, я беру грех на душу):
Основная проблема пребывания в Индии – то что ты белая. Если ты белая, значит, ты богатая девушка легкого поведения. Основная масса индусов считает именно так, я не говорю сейчас об образованной прослойке населения. Каждая поездка в город просто выматывает: очень тяжело постоянно находиться в центре всеобщего внимания. Про финансовый вопрос я молчу – если белая, значит, у нее есть доллары, и почему бы ей не поделиться с бедным индусом? Извечная битва с рикшами: - Ну это всего лишь 10, 20 рупий, мадам, чего вы ругаетесь? Для него, блин, это деньги, а для тебя, видимо, бумажки, на которых картинки нарисованы.
Шальвар-камиз, традиционная индийская одежда, не помогает абсолютно – белое лицо всем прекрасно видно, даже я со своей нерусской рожей не похожу на индианку.
И думали мы думали, и наконец придумали. Живем мы в очень консервативном мусульманском городе, где половина женщин ходит закрытыми – на голове платок, лицо закрывает тряпочка, а тело – длинное пальто. Долго мы собирались с мыслями, а потом как-то абсолютно спонтанно купили такой наряд. И тут начались чудеса.
Но сначала пару слов собственно о тряпках. Когда пристально не вглядываешься, то кажется, что все ходят одинаково- черный балахон и платок на голове. Балахон, кстати, называют здесь пальто, и бывает оно не только черным, но охряным, светло-серым и в вертикальную полосочку. Но больше всего черных. Есть простые, без украшений, есть с прозрачной вставкой по подолу, есть расшитые черными нитками, серебряными, цветными. Популярны красные узоры. Обычно они бывают на рукавах, на подле и у застежки. Еще на концах платка. Сама модель пальто тоже отличается – некоторые застегиваются спереди, некоторые у горла, некоторые завязываются как халат, а некоторые сбоку. Особенно модные девушки шьют пальто по фигуре. Сложно описать, если честно, как выглядит бурка «по фигуре», попробую сфотографировать.
Платки тоже не всегда бывают черными. Зависит от степени консервативности семьи и погодных условий. Девушка-мусульманка тоже немножко человек и, разгуливая по улицам в +50 в черном синтетическом платке, она рискует заработать тепловой удар. Поэтому многие носят хлопок. Расцветки бывают разные, узор преимущественно мелкая вертикальная полоска. Для вечера популярен парадный вариант – черный платок с люкресом.
Но лицо закрывается практически всегда. Причин этому две: консервативность семьи, когда считается, что лицо порядочной девушки мужчины видеть не должны, и отвратительный Хайдерабадский воздух. *Вы когда-нибудь пробовали дышать бензином? Стоя в 20минутной пробке вы не только платком лицо замотаете, вы и противогаз одените.*
Если лицо закрыто черной паранджой, оставляющей видными только глаза, то тут все достаточно просто. Паранджа здесь называется «нахаб», способов ношения несколько. Представляет он из себя кусок прямоугольной ткани с разрезом посередине и двумя полосками побокам. Ткань складывается так, чтобы разрез приходился на уровень лба, полоски завязываются на затылке, верхний кусок ткани откидывается на голову, нижний тянется немножко вниз, чтобы разрез пришелся как раз на уровень глаз. Видно часть лица до висков. В результате на голове тряпочка, напоминающая крылья летучей мыши, а низ лица закрывает черная непрозрачная ткань, спускающаяся до груди. Барышни, которым не хочется походить на грибок на ножках, заправляют верхнюю ткань под узел на затылке. Некоторые просто завязывают нахаб, не поднимая верхнюю половину, закрывая нижнюю часть лица. Паранджа бывает еще полукруглая, обрамленная по нижнему краю мелкими кружавчиками, но в Хайдерабаде она не популярна, уж не знаю почему.
Еще лицо можно закрыть просто краем платка. Но КАК это делается, для меня на сегодняшний день осталось загадкой. Могу сказать, что в процессе учавствует либо булавка, либо заколка. Выглядит девушка, закрывшая лицо только платком, гораздо более эстетически привлекательной.
*знаете, женщины везде женщины. На них можно одеть мешок из-под картошки, но они все равно найдут способ его украсить и подчеркнуть свою привлекательность*
Что видно из-под полностью черного одеяния?
Глаза. Девушки подводят их сурьмой, красят розовыми тенями, аккуратно выщипывают брови. Глаза ведь зеркало души, так что я вполне верю в легенды, когда юноши влюблялись, случайно встретившись взглядом с прекрасной незнакомкой.
Руки. В Индии существуют две традиции раскрашивания рук хной: индусская и мусульманская. Индусы рисуют круги на ладонях и красят кончики пальцев. Либо это мелкий абстрактный узор, полностью покрывающий ладонь. На свадьбы руки расскрашивают до локтя. Мусульманская традиция - цветочный узор, часто берущий начало с какого-нибудь пальца. А еще они красят ногти хной! Естественный заменитель лаку, не стирается месяцами. Цвет от темно-рыжего, до светло оранжевого. Нет, лаком девушки ногти тоже красят, предпочитая либо французский маникюр, либо темно-бордовый цвет. Еще кольца и браслеты. Тут уж все зависит от фантазии обладательницы, и от ее материального достатка. Предпочтительнее всего золото, либо подделки под золото (они делают изумительного дизайна колечки). Браслеты – банальные стекляшки, если сломаются, то не жалко. Существуют даже размеры для браслетов, а одеваются они на руку в три приема: сначала на костяшку указательного пальца, потом на костяшку мизинца, потом большого пальца. Снимаются либо с мылом, либо с воплем: - Как они меня достали! - над мусоркой, ломая один за другим. Однако надо сказать, что некоторые девушки носят перчатки для того чтобы рук не было видно. Таких не очень много, но они тоже встречаются.
Ноги. Разнообразию индийской обуви можно позавидовать. Ее много, она безумно дешевая, приходит в негодность через 2 недели активного ношения. В основном носят шлепки-вьетнамки, либо кожаные расшитые тапочки. Есть еще босоножки на высоком каблуке, расшитые бисером и украшенные стразами. *мы называем их стриптизерскими*. На указательные пальцы ног одевают колечки, ногти часто красят лаком. В принципе, ноги тоже разрисовывают хной, но я такого на улицах почти не видела, только если у пожилых индусок хной покрашена ступня.
Когда девушка идет, то при ходьбе все равно видно штаны от шальвар-камиза. Либо у замужних дам – край сари. Штаны выбираются максимально ярких расцветок – либо салатовые, либо малиновые, либо цвета морской волны. Сам камиз немножко отличается от индусского – более длинная рубаха, часто с длинным рукавом, свободные штаны и очень широкий платок (дупатта). Индианки платок накидывают на плечи, так чтобы закрывал грудь, мусульманки на шею, чтобы при случае надеть на голову, но под бурку дупатту не одевают.
Очень часто мусульманки гораздо светлее индусок, чем очень гордятся. Вообще, в индии достаточно легко по цвету кожи определить вероисповедание: если светлый человек с европеоидными чертами лица, то скорее всего правоверный. Дальше уже вариации.
Надеюсь, что внешний облик девушки в бурке у вас сложился. Поведение и образ жизни у них тоже достаточно отличается как от индусского, так и от европейского.
Во-первых, все мусульманские девочки кокетки. Нет, они УЖАСНЫЕ КОКЕТКИ, избалованные, капризные, ведущие себя как 5-летние дети. Паранджа не спасает. Мне кажется, тут наоборот, поведение компенсирует закрытость.
Во-вторых, они достаточно наглые и очень небрежно относятся к вещам. Нас с Сашей, когда мы были в черном, все равно вычисляли, потому что белую переносицу и голубые глаза замаскировать невозможно, но еще и потому, что ведем мы себя по-другому. Мы берем вещь, смотрим, мереем, потом аккуратно кладем на место. Они же берут, смотрят и потом не глядя бросают. А как они разговаривают с продавцами... Если ты 50 раз спросишь, покажите, пожалуйста, а не могли бы вы подсказать, сколько это стоит, и т.д... То они: - Эй, вот то давай! Сколько? Что так дорого-то? Совсем сдурел?
Очень трудно подстроиться под подобную модель поведения.
*лирическое отступление. Насколько все-таки бытие определяет сознание. Сидя с друзьями, которые знают меня уже полгода, в ресторане, но будучи одетой в бурку, я забылась и очень небрежно бросила на стол меню, так что мой знакомый, который по совместительству управляющий в этом ресторане, заволновался и стал спрашивать, все ли в порядке, потому что подобные жесты мне ранее были совсем не характерны.*
То, как живут мусульманские девочки определяется степенью консервативности семьи. Многие даже не ходят в школу, многих выдают замуж в 15 лет, некоторым удается пойти учиться дальше, и есть даже те, которые заканчивают M.A. и идут на Ph.D. Преимущественно это гуманитарные специальности, так что девушки в будущем могут пойти работать в школы, либо в больницы в отделения для женщин. В крупные корпорации не пойдет работать ни одна. Потому что мы мусульманки, у нас так не принято, - объяснила мне как-то очень умная и интеллигентная подружка, учащаяся на отделении урду.
Часто жизнь мусульманки ограничивается университетом и домом. Многих не пускают даже в кино, потому что там много мужчин, которые будут на них смотреть. Если девушки куда-то ходят, то либо в сопровождении родственников-мужчин, либо старших женщин, либо большой шумной стайкой. Одна – если только на занятия или в магазин... но последнее маловероятно. При этом мужчинам можно все! Очень часто наблюдаешь картину – едет на байке парень в джинсах, модной футболке, а за спиной у него девушка, замотанная в черное так, что только глаза и видны. Кстати, девушки на мотоциклах сидят боком. Достаточно удобно, потому что есть подставка под ноги и сидишь ты как на диване, но в то же время если авария – кранты.
У некоторых достаточно либеральные семьи, так что они могут гулять с друзьями. Любопытный момент: входя в помещение, они снимают не только нахаб, но и почти развязывают платок, так что на голове он держится чисто символически. Хотя некоторые даже едят с закрытым лицом. Должна сказать, что подобная процедура требует определенной сноровки и ловкости, потому что поговорка «ложку мимо рта проносить» вполне правдива, когда ты эту ложку не видишь... *мы тут пробовали мороженое поесть, не открывая лиц... через 30 секунд перемазались все как свинюшки и бросили эту затею.*
В семье девушка полностью зависима от мужчин. Ее мнение совершенно не учитывается. Фраза: «Я думаю, что...», - не воспринимается, зато прекрасно воспринимается: «Я хочу...». Так что, если барышня будет лежать на диване и говорить: Я хочу соку из лавки напротив, - она этот сок получит, но если она скажет: Я считаю, что в арабо-израильском конфликте неправы обе стороны, - то ее погладят по головке и скажут: Не забивай голову ерундой, хочешь соку? Домашняя работа вся лежит на женщинах, серьезными вопросами занимаются мужчины. Замуж девушек выдают родители. Жениха до свадьбы они видят редко, если фотография, то уже хорошо. Что меня радует, что в ситуации с браком и мужчины и женщины в одинаковом положении: им всем устраивают свадьбы родители. И парни тоже видят невесту первый раз на свадьбе. Причем сначала она выглядит как цветочная кучка, и лишь к концу церемонии покрывало из цветов приподнимают. Браки по любви являются каким-то фантастическим явлением. Разводы, в отличие от индусских семей, реальность, но большой позор для семьи, и разведенная может жениться только на разведенном. Вдовы, опять же в отличие от индусских семей, могут выходить повторно замуж, конечно если им уже не за 50.
Про нескольких жен. Официально многоженство в Индии запрещено. Но бывают уникальные люди, которые женятся на десятерых. Не знаю, как они с этим табором управляются. В семьях часто бывает огромное количество детей. У моей знакомой 8 сестер и 4 брата. *и одна мама* Самое удивительное в этой ситуации, что все получают высшее образование. Откуда родители находят деньги, для европейца загадка, но сами мусульмане говорят: «Аллах помогает. С рождением каждого ребенка появляется больше средств.»
Так, культурный ликбез закончен, пошли личные впечатления.
Если общаться с мусульманами, то возникает ощущение, что ты вечно в чем-то неправа, что ты плохая и непорядочная девушка. Бороться с этим невозможно, можно либо не общаться, что неинтересно, потому что, отказавшись от общения, ты не сможешь понять этих людей, почему они так относятся и как нормально наладить диалог. Либо... одеть платок. Отношение меняется фантастически. Особенно, если платок сопровождается комплектом нахаб-бурка. Появляется уважение, на улицах тебя не дергают с воплями: Мааадааам! Мои товары самые лучшие во всем Хайдерабаде! Йес! Хелллоооо!!!! * мне на вопли: Хеллооооо!!!!! -хочется дать в ухо орущему.* Ты перестаешь быть яркой белой индивидуальностью и превращаешься в одну из хайдерабадских девочек-мусульманок, что позволяет наблюдать за их жизнью изнутри, подслушивать разговоры и пробираться в такие места, куда бы в жизни не попал. Продавцы вежливо спрашивают, не хотите ли вы зайти, или вообще не обращают внимания, мужчины равнодушно скользят по вам взглядом, девочки болтают о погоде и ценах на безделушки.
*теперь о вечном – о мальчиках*
Спросите любого араба, как женщина выглядит лучше. Сначала он долго будет отмазываться и говорить, что в мини-юбке вы великолепны. Может, вы, конечно, и великолепны, но воспринимать вас как порядочную женщину он не в состоянии, будь вы хоть Марией Терезой в душе. У восточных мужчин ведь всего одна мысль в голове, они ее и думают. В детстве им вложили в голову, что девушка хорошая – в платочке. И вы хоть умрите, но до них не дойдет, что девушка без платочка тоже может быть хорошей. Нет, может, и дойдет, но я таких уникомов еще не встречала.
Зато если вы одели платочек... Машалла! Вам дается карт-бланш на все. За вами будут ухаживать, с вас будут сдувать пылинки и вас будут чуть ли не боготворить. И абсолютно не важно, что вы в душе законченная стерва. Вы в платочке. :)"
|