Krotov:
Все это неблагодарная игра в слова, конечно но тибетский буддизм еще окрестили как "ваджраяна", т.е. алмазная колесница. В методах дзен и тибетского буддизма разница довольно существенная, поэтому их разделение на два направления, в принципе, обоснованое.
Это не игра в слова, это устоявшиеся термины. Махаяна - направление в буддизме, распространившееся в Тибет, Монголию, Китай, Корею и Японию. Отличие махаяны и тхеравады в целях. Целью тхеравады было достижение личного спасения (идеал – Архат, человек достигший Нирваны, более не перерождающийся в Сансаре. Он обрёл освобождение), цель махаяны — достижение состояния Бодхисаттвы, отказ от личного спасения ради того, чтобы помочь др. живым существам и привести их к освобождению (идеал - Бодхисаттва, будущий Будда, то, кто дал обет не уходить в Нирвану до тех пор, пока он не поможет достичь Нирваны всем живым существам. То есть Бодхисаттва высших уровней может достичь Нирваны, но не делает этого из сострадания к живым существам).
Ваджраяна (алмазная колесница или Тантра) является частью махаяны. По индийско-тибетской традиции существует два типа махаяны — "причинная" колесница парамит (Сутраяна) и "результативная" колесница тайной мантры (Ваджраяна). Цель одна, но методы разные. Путь тайной мантры значительно быстрее и может привести к достижению состояния будды не за много кальп, как в обычной махаяне, а за одну жизнь. В Тибете присутствуют обе традиции, Сутраяна и Ваджраяна.
Дзен-буддизм, как и чань-буддизм, также относится к традиции махаяны,тот же идеал бодхисаттвы.
Дзен (чань) — восходит к санскр. "дхьяна", что значит созерцание, медитация. Медитация всегда занимала важное место в практике буддизма, но для чань-буддистов она стала главной практикой. Медитацию наставники чань трактовали по-новому — как спонтанное самораскрытие "истинной природы" человека . Согласно традиции, основал ее сам Будда Шакьямуни, который один раз поднял перед учениками цветок и улыбнулся («Цветочная проповедь Будды»). Никто, однако, кроме Махакашьяпы, не понял смысла этого жеста Будды. Махакашьяпа же ответил Будде, тоже подняв цветок и улыбнувшись. В это мгновение он пережил пробуждение: состояние пробуждения было передано ему Буддой непосредственно, без наставлений в устной или письменной форме (http://anthropology.ru/ru/texts/torc...ddhism_09.html
Е. А. Торчинов "Введение в буддологию"). Используются прежде всего практики дзадзэн (япон. – сидячая медитация, кит. – цзочань) и коан (кит. –гунъань, буквально "общедоступный случай", изначально коаны являются случаями освобождения ученика от неведения в непосредственном общении с учителем).
Если интересно, несколько ссылок на сайты дзен-буддистов в России -
www.chan.ruhttp://www.kwanumzen.spb.ru/, http://soto-zen.ru, http://dalma.ru/.