Прошло уже полгода с покупки нашего байка, мы уже успели проехать 5000 км, кучу раз починиться и даже продать его и только сейчас я решил написать длинный пост, который, я надеюсь, поможет и другим мотопутешественникам.
А начну я издалека, с 2013 года, когда я ни об Индии не думал, ни на байке не сидел. Появился на нашей работе замечательный дядька Аркадий или как его зовут друзья, Аркан. Своими рассказами о том, как он три раза на Буллете путешествовал по Индии он заразил меня и мотоциклами и путешествиями.
Потом была мотошкола, покупка первого японца а потом я всерьёз задумался о поездке в Индию. Просто тянуло туда и у меня даже не возникало вопроса, почему именно в Индию. И я решил ехать, Индия меня манила как магнит. Вот только как назло доллар вырос, а я прошляпил и к моменту поездки понял, что бюджета моего на покупку байка в Дели врядли хватит.
В итоге путешествовали мы с попутчицей, впоследствии ставшей любимой девушкой, на поездах и автобусах, а я облизывался на каждый проезжающий Буллет и оборачивался на каждый dug-dug его глушителя.
Первый раз я сел на Буллет только через месяц в Гоа и просто влюбился в него, как он смотрится, как держит дорогу, как звучит, это идеальный мотоцикл если не для каждого случая, то для Индии точно)). После двух недель на нём я твёрдо решил, что в следующем путешествии у меня будет свой Энфилд.
И вот проходит год, мы с моей Сашей снова в Дели и вконтакте я случайно знакомлюсь с парнем Рики, который тоже живёт в Дели и уже на третий день мы с ним увиделись и сразу очень сдружились. Он вызвался помочь мне в покупке байка, к тому же на Кароль Бахе у него есть механик по имени Винод, который обслуживает оба его Энфилда и вообще как брат ему) Отправились мы на рынок и втроём стали искать подходящий байк. Конечно, первым критерием для нас была цена, так как брать байк на пару месяцев по цене почти нового смысла просто не было.
В первый день поисков мы нашли только обгаженную птицами Электру за 70000 руп, у которой болталось всё, что только могло. Я очень сомневался в таком невзрачном мопеде и решил подумать, а на второй день поисков нам предложили Тандербёрд всего за 55000 руп (это уже после лютого торга). Я сначала подумал "Господи, какой отстой, это же круизёр, это же байк для старых скучных пердунов! А ещё он 2009 года, видавший виды, ржавчина, краска пятнами" но всё-таки сел и проехался и как я был удивлён - он офигенно удобный, он прекрасно рулится и отлично тянет даже со своими 350 кубиками. Рикки, увидя мои загоревшиеся глаза после тест-драйва, отвёл меня в сторонку и говорит "Не порть торг, бро, не показывай свой интерес, дай мне торговаться!". В итоге этот Тандербёрд достался мне всего за 55000 рупий с новой задней покрышкой, baggaje carrier и полным ТО.
В плане документов я не вникал особо, с моего паспорта была снята копия, которая в последствии, как сказал Рикки, была направлена в полицию, мне выдали пакет документов со всеми нужными формами, свидетельством о регистрации, страховкой и даже экологическим сертификатом))) Последующая вечерняя поездка по пыльным пробкам с Кароль Баха до Мажну-Ка-Тиллы была крещением меня и байка и мы таки справились!
И уже на следующий день я и Саша распрощались с Рикки и двинули в Ришикеш. Поехали поздно и более половины пути ехали в темноте и это была жесть так жесть))) Только когда мы оказались на неосвещённой дороге я понял, что дальнего света у меня нет, а ехать на ближнем оказалось очень страшно, дальше пятнадцати метров нифига не видно, особенно когда слепят встречные тачки, а слепят в Индии они всегда)) Поэтому до Ришикеша мы плелись почти 8 часов.
На следующий день мы поехали кататься по горам и тут я увидел нехилую лужицу масла под двигателем. Проверил уровень масла и тот оказался ниже нормы, меня это нехило напугало. Заехали к буллет-механикам, починили дальний свет - у меня стояла некая китайская лампа, которая почти не светила, но работала через блок электроники, бред какой-то. Всё это выкинули, поставили фирменную лампу и в последствии света мне почти всегда хватало. На долив масла я согласился, но от ремонта отказался - ребята не вызывали доверия вообще.
Поехали кататься в горы. Нигде я не испытывал большего кайфа от вождения, чем в горах близ Ришикеша, этот бесконечный серпантин по офигительному асфальту, я часами наворачивал и мы балдели от этих американских горок. К тому же оказалось, что Тандербёрд при своих 180 кг и с двумя седоками рулится в горах как велосипед.
Три дня в Ришикеше пролетели Нам жутко хотелось остаться на подольше, но льющееся масло заставило нас вернуться в Дели, где, как я считал, живут лучшие механики в Индии ))) На Кароль-Бахе мне заменили сальник вала звёздочки и вала кик-стартера и масло перестало течь! Алилуйя, подумал я тогда, проблема решена навсегда! Как я был наивен)))
Двинули мы во Вриндаван и уже через два дня масло опять потекло. На заправке по пути уже в Раджастан я купил масло и доливал его по мере надобности. Так мы дотянули до пустынного города Джайсольмера, где масло текло уже так, что я решил опять обратиться к механику.
Единственным спецом там оказался престарелый сикх, который, безусловно вызывал безмерное доверие. Он назвал мне цену ремонта в 1000 руп и срок до утра. С утра байк был вымыт, блестел и ни капли масла я не увидел. На радостях я поблагодарил механика и двинули мы дальше. И, конечно, вы уже догадались, что на следующий день масло потекло опять. Опять постоянное слежение за уровнем масла, постоянная доливка, отмывание колеса и стирка вещей.
В Ахмедабаде приехали в красивый шоурум с фирменным сервисом. Я объяснил менеджеру, что масло течёт, что обращение в сервис это уже не первое, поменяйте, плиз, все сальники, тем более, у официалов расценки очень низкие, всё по прейскуранту. "Ок, сэр, всё сделаем в лучшем виде!". Мы ждём целый день, получаем отмытый шампунем байк и уже вроде прощаемся с Ахмедабадом как нам начинают сигналить машины и тыкать пальцем в колесо. Масло льётся просто как из ведра. Разворачиваемся и едем обратно в сервис. Конечно, они уже закрыты и мы не находим ничего, кроме дорогущего OYO Rooms по соседству чтобы остановиться на ночь. Байк оставляем перед сервисом "обтекать". С утра нас разбудил тот самый менеджер с выражением глубочайшего стыда на лице и попросил ключи от байка. После обеда байк был готов, который раз уже сменили сальники и опа - нашли трещину в картере. Она была заклеена серебристым клеем и не бросалась в глаза. Во время движения текло и из неё немного. Трещину заклеили как могли. Ни рупии с нас не взяв пожелали хорошего пути, ребята вручили нам байк.
Вы догадываетесь уже, да? Конечно, на третий день масло опять потекло ))) Тут уже мы решили максимально быстро добраться до Гоа чтоб встретиться с друзьями, а байк починить и продать уже ибо путешествие превратилось в постоянные проблемы.
А ехать 1000 км. Добрались за три световых дня, на третий день уже неслись на всех парах, доливая по поллитра масла на сотню))))
На следующий день в Арамболе механик Лаки, снявши крышку двигателя, сказал "No oil". Но мотор был жив и здоров, слава живучести энфилдовских моторов! Через 10 минут осмотра Лаки сказал, что сальники нужно менять все, которые возможно, плюс надо заменить стальное кольцо, между валом звездочки и сальником, на нём есть коррозия, которая съедает сальник. На следующий день после всех ремонтных работ я сел на байк, ожидая что сегодня-завтра масло польётся, но нет, масло не текло вообще, подтекало только из трещины, которую потом заклеили наглухо.
Через неделю мы продали байк нашему другу, а сами докатывали на прокатном пафосном Буллете с прямотоком)
Что я могу посоветовать тем, кто собирается путешествовать на Энфилде
1. Буллет, конечно, самый красивый в мире мотоцикл (да, я правда так считаю), но для путешествий он не так хорош, как Тандербёрд - широченное мягкое сиденье, низкая посадка, высокий руль - это именно то, что надо для путешествия. Буллетовское базовое сиденье позволит проехать втрое меньшее расстояние "до отвала попы", особенно пассажиру, поверьте. А слухи про низкий клиренс и другие недостатки Тандербёрдов это детский лепет - Тандербёрд и Буллет практически не отличаются по раме и подвеске. Мотор у модели с 2009 до примерно 2012г на Тандербёрде несколько иной, чем на Буллетах, но в плане надёжности никаких нареканий нет. Ещё плюс Тандербёрда - их можно найти за меньшую, чем Буллет, цену, особенно на Кароль Бахе. Возможно это из-за невзрачного внешнего вида, возможно из-за дурацких мифов, но моё мнение - Тандербёрд это лучшее, что есть в Индии для путешествий!
2. При покупке очень внимательно осматривайте байк и при наличии масла в районе валов звёздочки и кикстартера лучше десять раз подумайте, чем брать этот мотоцикл. Если же подтекает масло из-под боковых крышек картера - ерунда, такое решается за час и триста рупий сменой прокладки.
3. При возможности ставьте самый яркий свет - "ultralight" в фару или вообще дополнительные фары на байк, такого добра сейчас полно. Яркий свет поможет вам видеть дорогу даже когда вас слепят встречные грузовики. На нашем байке свет был так себе, поэтому я ставил переключатель "Ближний-дальний" в среднее положение дабы светил и тот и другой свет, но всё равно часто не видел нифига и просто сбрасывал скорость.
4. 350сс или 500сс ? Могу сказать одно - мой 350сс тянул нас двоих с нехилым багажом отлично. Почти всегда мы были королями дорог и на трассе и в пробках. Конечно, я бы взял 500, были бы деньги, но 350сс в путешествии нисколько не обламывает. К тому же, есть теоретическая возможность встрять где-нибудь на долгий ремонт - на пятисотки запчасти куда более дефицитны. Хотя если байк с двигателем нового образца (это после 2010г у Буллета и после 2009 у Тандербёрда), то у официалов есть всё. Кстати, помните - официалы ремонтируют только байки с двигателями нового образца.
5. Глушитель. Для меня в мотоцикле самое главное это его внешний вид. На втором месте это звук. А потом и всё остальное))) И если с внешним видом мы уже облажались, купив старенький Тандербёрд, то звук хотелось сделать крутой. Самый лучший, на мой взгляд, глушитель для Энфилдов это Gold Star muffler, прямоток с очень глубоким, низким и мягким звуком. И я очень хотел именно его, но проблема Тандербёрдов тех лет такова, что нифига на них толком не подходит по диаметру кроме штатных глушителей, которые звучат как хрен знает что. И только проехав 5000 км я понял, что так даже лучше, ибо как бы ни был хорош прямоток, но штатный глушитель утомляет куда меньше, а заявляешь о себе в потоке всё равно сигналом.
Кстати, о сигнале. На нашем байке стояли две "улитки" от автомобиля, при том каждая чуть разной тональности. Сигналил наш байк как серьёзная легковушка, что немаловажно на дороге. Например в этом сумасшедшем Ахмедабаде, где только своим сигналом я смог прокладывать себе дорогу)))
6. Полезные фичи.
Первейшая полезная фича это USB-зарядка для байка. Видел я такие в продаже и в Индии, но свою привёз из Питера, а вообще на Алиэкспрессе они копеечные. Сколько раз он выручал меня и моего беспечного штурмана, которая забывала зарядить телефон в гесте)))
Держатель для бутылки - я купил в веломагазине металлический "bottle holder" и примотал его к дугам. Туда отлично встаёт обычная литровая бутылка воды, бензина или газировки. Это дико удобно иметь под рукой (а скорее под ногой) воду.
Замок на тормозной диск с сигнализацией. Не знаю как обстоят дела в Индии с воровством байков, но я таскал собой такой девайс. Можно купить в России в мотомагазине или на Али по поиску вроде"brake lock sound". Думается, что орущий байк злодей попросту передумает укатывать.
Мультитул - несколько лет пользуюсь Leatherman и могу сказать что в путешествии на байке это самая незаменимая вещь. Главное не полагаться на дешёвые китайские мультитулы, толку от них как от плацебо.
Резинки с крюками для багажа. Я купил свои в России. Купил и дешёвские и подороже в гипермаркете. Если брать резинки, что подороже - они упругие и хорошо тянутся, то эти резинки - единственное, что понадобится вам для закрепления багажа на байке. Всякие верёвки, ремни с замками и т.д. я по пути просто выбросил за ненадобностью. В Индии такие же резинки в продаже никуда не годятся - очень хилые.
7. Одежда и т.д.
Я ехал в куртке софтшелл - такая лёгкая мембранная курта с тонким флисом. Не продувается, не промокает, дышит, относительно тёплая. Идеальная для байка. Есть ещё подобного плана однослойные куртки - это как дождевик только дышит. Очень советую, ни веса ни объёма.Ещё взял кожаные перчатки с легким утеплением. Спасали в ночных поездках и вообще севернее Дели. Ну и флисовые кофты и штаны для утепления.
Если ездите в шлеме (мы шлемы просто возили с собой))) то советую брать открытый с санвизором - в солнечную погоду незаменим. Отличный шлем Vega обошёлся мне в Дели в 1200 руп. Мы же ездили просто в шерстяных шапках и очках))
И да, о индийских механиках - почти все они жуткие рукожопы и тупицы, без преувеличения. Адекватные попались только в Арамболе. И старайтесь в ремонтах избегать неоригинальных запчастей - неоригинальная задняя звёздочка прожила всего 1500 км, после чего пришлось купить оригинальную за 1000 у официалов. Оригинальные запчасти у официалов зачастую дешевле, чем непойми что непойми у кого и всё же некоторые работы стоит делать у официалов.
Напоследок несколько фоточек прикреплю.
Пока вроде всё. Если что вспомню - ещё напишу. Ну и отвечу на все вопросы,разумеется)