Даты путешествия: 28.11.2010 – 22.02.2011.
Маршрут: Дели (3 дня) - Джайпур (3 дня) - Удайпур (3 дня) - Ахмедабад (транзит)– Мумбаи (2 дня) –Арамболь c заездом в Хампи и на все пляжи Северного Гоа (1 месяц) – Агонда с заездом в Палолем (неделя) – Гокарна (3 дня) – Карвар (транзит) - Кочи (1 день) – Аллепи (1 день) – Колам (транзит)- Варкала с заездом в Ковалам (неделя) – Тривандрум ( 1 день) – Мамаллапурам (2 дня) – Ченнаи ( транзит) – Шри-Ланка (12 дней) – Ченнаи (1 день) – Хайдерабад (2 дня) – Варанаси (2 дня) – Агра (1 день) – Дели (2 дня).
Мечта поехать в Индию была давно, но за несколько месяцев до принятия решения о поездке она меня просто не отпускала. Работать толком даже не могла – висела на тематических форумах. И вот мы с подругой решили, что время пришло и больше, может, такой возможности уже не будет. Короче, «сейчас или никогда», надо ехать. Уволились с работы, купили билеты и начали штудировать форумы уже предметно.
Огромное спасибо Moony и всем индостанцам за этот замечательный ресурс, душевные истории и дельные советы. Благодаря вам мы и состряпали самый оптимальный для себя маршрут, знали, что брать, как вести себя, как заказывать билеты, что смотреть в каждом городе и сколько в нем находиться, сколько и за что платить, чего стоит опасаться, а чего не стоит. Без вас мы, конечно, поехали бы, но, скорее всего, посмотрели бы максимум Золотой треугольник и бездарно просидели бы в Гоа все три месяца:). Ну и, соответственно, не получили бы тех ярких и острых (порой даже слишком острых) ощущений, которые до сих пор будоражат кровь, особенно тоскливыми ноябрьскими вечерами.
Отчет хотела написать давно, но как-то руки не доходили, а вернее, не пускало что-то. И как правильно написал здесь pilot_endocrinologist: «Не люблю писать по свежим следам. Воспоминаниям, как коньяку, по моему убеждению, нужна выдержка. Да, забываются некоторые мелочи, которые, возможно, пригодились бы тем, кто по вашим стопам пойдет. Зато то, что остается в памяти – это самое важное». И вот сейчас, когда прошел почти год после нашего первого самостоятельного старта, эти воспоминания особенно греют душу. Может, еще и потому что в этом сезоне Индии у нас не будет, а рефлекс сидеть на чемоданах (то бишь на рюкзаках) и собирать всевозможную инфу остался:). И вдобавок к нему еще жуткая ностальгия по тем веселым, беззаботным временам. Поэтому писать сейчас, вспоминая все по порядку, особенно в кайф. Всему свое время, как говорится. Вот и время моего отчета пришло.
Итак, вначале некоторые финансовые детали.
Бюджет 6 000 $ на двоих за все (цены прошлогодние, но может, кому-то пригодятся):
перелет Киев – Москва –Дели и обратно - 990$ за 2 билета (прайс смешной, т. к. билеты выкупили месяца за полтора через агенство в Киеве и поездка была длительная, а это тоже влияет на цену),
перелет Ченнаи – Коломбо и обратно c добровольно-принудительной страховкой 220 $ за двоих (Сleartrip),
частые внутренние переезды паровозами в 3АС и слипперах от 300 до 1200 тугриков за билет (в основном покупали заранее на Cleartrip),
редкие переезды в слиппер-басах – от 800 до 1500 RS за билет (ни разу не удалось купить в кассе, тока через агентство. Подозреваю, что для бледнолицых это невозможно в принципе)),
ночлежка от 6 до 20 $ в сутки в гестах средней паршивости (в Индии дешевле, на ШЛ дороже),
кормежка от 10 до 20 $ в день за двоих ( завтраки/ ужины чаще в номере, обеды в туристических кафешках, покупка фрешов, местного бухла , а также фруктов/овощей и мяса/рыбы),
одежа от 120 до 1200 Rs за шмотку (футболки от 120, шаровары 300 – 400, замшевое платье 1000, непальская вязанная кофта с синтепоновой подкладкой 1200),
аренда мопеда в Гоа – 4000 Rs на месяц (правда, долго искали за такую цену, изначально хотели 6000 рупасов),
сувениры, мелкие бытовые вещи (шампуни, кремы- мази и прочая хрень) от 50 до 300 Rs за штуку.
И немного о том, что нам пригодилось в дороге. Из всех перечисленных на форуме вещей использовали практически все, кроме, разве что, клеенки (ну не было у нас дырявых бунгало, правда мы вообще в них не жили из-за неоправданно высокой цены, шума волн, сырости и вообще хлипкости и сомнительности всей конструкции). Но это практически все можно купить на месте и за копейки, в т.ч. туалетную бумагу и средства личной гигиены (только тампоны далеко не везде мы видели). Потому припертые с собой 3 рулона использовали как салфетки универсальные:). Велосипедные замки тоже продавались, но не везде, их все же лучше взять с собой, как и замочки на дверь (хоть в Индии все дешевле). Это то, что может понадобиться сразу, как и Стерилиум (или другой быстросохнущий гель для рук на спирту, не требующий смывания – очень удобно, хотя там кое-где они и продаются).
Абсолютно незаменимая вещь – сумочки на пояс. Мы их ласково называли жлобовничками (с такими часто продавцы на рынках стоят). Несмотря на их не слишком гламурный вид, все документы, деньги, фотик у тебя всегда на виду, в безопасности и быстрой доступности, а руки полностью свободны. На жлобовниках советую не экономить. Мы купили первые попавшиеся, но из-за постоянного использования подкладки быстро порвались и половина молний вышла из строя. Для эстетов на Мейн-базаре и в Арамболе продаются гламурные варианты: жлобовники всевозможных цветов из кожи и замши, фигурно вырезанные, с равномерным распределением разнокалиберных карманов спереди и по бокам. Смотрятся стильно и добротно.
Также не стоит экономить на рюкзаках. Свои мы покупали по 35 $, один выжил, а второй (что потяжелее был) неделю до дома не дотянул (порвалась лямка). Причем мы много таких случаев среди туристов наблюдали. Пришлось в Хайдерабаде новый, более добротный покупать. От качества рюкзака зависит ваша выносливость и комфорт. Очень важны мягкие, широкие крепления на поясе (тогда нагрузка распределяется равномерно - нести удобнее и не так быстро устаешь). Еще желательно, чтоб ткань была непромокаемой, карманов мелких побольше и имелась возможность увеличения объема. Ну и защитный чехольчик не помешает.
Еще рекомендую не набирать очень много лекарств и всяких шампуней-кремов-мазей (мы перли их чуть ли не полрюкзака, а пользовались практически только местной аюрведой)). В Индии великолепно развита фармацевтическая промышленность , аптеки почти на каждом углу, все дешево и хорошего качества. Нет у них разве что противовирусных средств (тока антибиотики) и марганцовки. Сама много лет занимаюсь в основном фармацевтическим бизнесом и для меня было откровением, что большинство так называемых «брендовых» дорогущих препаратов made in India. Так на хрена, спрашивается, везти с родины индийское в Индию, когда там это можно купить другого качества (для своих), свежее и за копейки?). Да и шампуни, кремы, зубные пасты там классные и дешевые. Мы много своих взяли, а потом жаба давила: и таскать тяжело, и выкинуть жалко. Пользовались Himalaya (шампуни, кремы, лечебные мази, пасты и лучший из всех Чаванпраш – аюрведическое лечебно-профилактическое средство.). Еще неплохие пасты Dabur red (с перцем) и Vico. Офигенное кокосовое масло для тела и волос Parachute (в синих пластиковых бутылках).
Советую на Мейн-базаре прикупить спальники (там продаются легкие, компактные и дешевые). В паровозах бывает жутко холодно, да и в номерах не всегда одеяла есть.
И не стоит набирать с собой много летних тряпок. Все, что нужно, можно купить на месте за копейки. Все равно много чего оставите там из-за того, что вещи быстро приходят в негодность (пыль, грязь, паровозы, автобусы). Местное хоть и барахляного качества, но смотрится там более колоритно и органично, да и удобнее гораздо (особенно шаровары Али-Баба). И оставлять не так жалко. Нам еще очень пригодился маленький фен. Кроме прямого назначения, его можно использовать для досушки вещей при частых переездах(стирать придется нередко, а сохнет все хреново из-за высокой влажности).
Ну и конечно, в самостоятельных поездках трудно обойтись без толкового путеводителя. Тему Lonely Planet мы как-то провтыкали, поэтому купили в Шереметьево книженцию «Индия» почти на 900 стр. издательства «Вокруг Света» за 2009 год. В ней есть свои плюсы и минусы, но в целом она нам очень помогла. Немаловажно, что она на русском. Там есть подробные (иногда даже слишком) описания достопримечательностей каждого города, часто – с расположением на карте. Отмечено время работы и цена за билет для каждой достопримечательности, как добраться в каждый пункт (варианты ж/д, авиа, авто) и расстояния до ближайших значимых мест, есть телефоны туристических центров и офисов. Минус в том, что нет рейтинга достопримечательностей (все свалено в одну кучу и не всегда понятно - что интересно, а что не очень), вообще нет информации по отелям.
Теперь перехожу к повествовательной части.
Виза. Путешествие начиналось бодренько. Чтоб виза просроченной не была ( в прошлом году они выдавались только на 3 мес.), начали штормить консульство за 3 дня до вылета. Пришли к открытию, до 12:30 под дождем честно помокли, и тут индийские собратья решили - поработали немного и хватит, да и сколько можно народу под дверями толпиться - пора и честь знать. Так что, граждане дорогие, всем спасибо, все свободны. Приходите завтра! Наше нытье и возмущенные возгласы про самолет через 3 дня были встречены невозмутимым спокойствием. Типа «че вы паритесь? Послезавтра еще целый приемный день, заплатите за срочность по двойному тарифу (70$) и привет, Индия!» Так-то оно так, но даже не в переплате дело было. Просто стремно, согласитесь, рисковать и билетами, и отдыхом, рассчитывая, что в индийском консульстве, где все неспешно и очень приблизительно, все сложится как надо и вовремя, что нас все таки примут в этот последний перед отлетом день , что какому-то бдительному дядечке не придет в голову поинтересоваться: «а что две девушки в Индии будут делать сами и так долго? Непорядок..»(были такие случаи). Или что не затеряются паспорта, не перепутают длительность визы, количество въездов по ней и последовательность буквочек с циферками в самой визе (были и такие случаи).
И вот, скооперировавшись со знакомым (с Киевского Гоа-клуба, ехал в те же даты и на тот же срок, что и мы), в 5:00 мы уже были под консульством. Повеселили охранника (сказал, что разных видел, но таких подорванных – никогда), замерзли, как цуцики в это почти уже зимнее, темное утро, но таки попали внутрь помещения, и как ни странно, самые первые:). Карма не подкачала, и все наши мытарства были вознаграждены – прошло все без сучка и задоринки, и вечером мы все же стали счастливыми обладателями 3-месячной визы с двойным въездом! Что с удовольствием отметили на вечернем заседании того самого Киевского Гоа-клуба.
Москва. Стыковка в Москве была около 10 часов. Заранее договорились с друзьями о встрече, но выйти из аэропорта оказалось не так-то просто... Если будете лететь через Москву и планируете выйти в город, не отставайте от толпы, как это сделали мы, и узнайте у служащих – куда именно идти, чтобы вас выпустили именно на улицу. Когда мы выгрузились из самолета – вокруг оказалось огромное пространство практически без указателей и ни единой живой души. С трудом нашли транзитную зону, прошли все необходимые процедуры, спрашиваем: «как на улицу выйти?», а на нас смотрят квадратными глазами. Типа ждите вашего рейса и не рыпайтесь. Какая улица? Отсюда вообще никого не выпускают. Мы объяснили, что до рейса еще 10 часов и у нас дела в городе. А нам говорят: «так вы ж не туда пошли». Но сделали исключение и пустили задним ходом через все эти контрольно-пропускные пункты. Только вот куда надо было идти мы так и не поняли. И при выходе не видели никаких других вариантов кроме вот этой транзитной зоны.
Встреча с друзьями прошла душевно. Выпито было не так уж много, вот только черт знает, что... то ли 2 бессонные ночи накануне, то ли нервное напряжение от предстоящей такой длительной поездки впервые без турагенства, то ли ужгородский и московский коньяк между собой не подружились, а может и то, и другое, и третье... но погрузка в самолет проходила на полном автопилоте и с какими-то кошмарами в голове... спасибо, что вообще хоть пустили:).
Очень понравилось лететь Аэрофлотом, несмотря на всяческую критику в его адрес. Красивенный серебристый ИЛ-96 с 9ю посадочными местами в ряду, нормальная кормежка, внимательный персонал, пледы для пассажиров.. Правда, не наливают в отличие от украинских авиалиний, но для нас в ту ночь это было уже не актуально:). Хотелось только воды и побольше, а ее красавицы-стюардессы носили такими малюсенькими-малюсенькими стаканчиками:).
Дели. День первый. Делийский аэропорт поразил своей роскошью и размахом. Наш «европейский» «Борисполь» по сравнению с ним просто нервно курит на кухне.. да и «Шереметьево» отдыхает тоже.. Огромная площадь, везде ковролин, бегущая лента, что б пассажиры пешком идти себя не утруждали.. Особенно впечатлили огромных размеров мудры на стене над стойкой регистрации. Людишки под ними кажутся просто тараканами. Припейд-такси нашли налево от выхода. Вот с этого момента разводы и начались..