lotus23
Маловато вы нищих там видели...
Нищие, конечно бывают разные. Нечего сравнивать нищего крестьянина из какой-нибудь Ладеры в пустыне и Бомбейских нищих, живущих в норах, прорытых в горах мусора.
Недалеко от Кумбаконама есть деревня скульпторов и литейщиков Сваминамалай. Во дворах больших чистых и опрятных каменных домов стоят новые джипари - судзуки и тоеты. По дороге в Сваминамалай из Кумбаконама среди болот вдоль русла Кавери разбросаны дервеньки. Хижины из глины и пальмовых листьев. Весь строительный материал под ногами. Каркас строится из черенков листьев, крыша из, собственно листьев, стены замазываются глиной, которая тут же под ногами. Вся земля засыпана огромными сухими ветками кокосов. Хижины эти размером 2Х3 метра и там живут семьи, человек по пять. В Сваминамалаи я довольно много общался с одним из хозяев скульптурной мастерской и литейной "фабрики". Нас познакомила итальянская скульпторица, жившая с нами в одном гесте. Чувак учился в Европе и перкрасно говорил по-английски. Это был единственный образованный и англоговорящий человек, к которому я смог приблизиться в Тамил Наду, поэтому я долго мучил его расспросами о тамильской действительности, в которой для меня многое, например религиозная любовь к правительству, было катастрофически непонятно. Среди прочего я спросил его о хижинах на болоте. Мол, почему эти люди не выстроят себе домик чуть побольше. Это, ведь день работы для двух здоровых мужчин. Он ответил
- Они верят, что их предназначение и судьба быть бедными, они боятся нарушить этот порядок.
- Но ведь если они пристроят к своему домику еще одну комнатку они ведь не станут богаче!
- Не станут, - ответил он, - но они верят, что их бедность должна быть такой же, как и бедность их родителей. Лишняя часть дома нарушит, по их представлениям установленный порядок вещей, нарушит их карму.
- А ты веришь?
- Верю. Знаешь, я ведь тоже из бедной семьи. Мной гордились родители. Я учил английский, учился, работал, снова учился, потом учился в Мюнхене, работал, богател. У меня большой дом, три машины, старшая дочь учится и скоро будет врачом. Но я завидую им, тем, кто живет в этих хижинах.
- А они завидуют тебе!
- Они завидуют мне в этой жизни, которой нам всем осталось совсем немного. Еще каких-то 20-30 лет нам осталось. Потом мы будем расплачиваться и получим по заслугам. Они - за то, что исполнили свой долг и свое предназначение, а я за то, что своевольно избежал предначертанной судьбы, не исполнил свой долг, нарушил порядок. Если бы я сейчас мог вернуться на 30 лет назад, я бы предпочел жить так как мои родители и следовать порядку, а не стремился бы изменить его. Если бы я поступил так, сегодня мое будущее виделось бы мне светлее и я смотрел бы в него без страха. Просто в юности ты думаешь о том что есть, а не о том, что будет. Сказано же, - "Есть три вещи, каждая из которых смертельно опасна и может погубить всякого, обладающего ей. Это молодость, талант и безрассудство". У меня были все три и они меня погубили. А эти люди были мудрыми или следовали мудрым советам, поэтому они живут так, как живут, а я уже ничего не могу изменить и отказаться от своей такой жизни, ибо от меня зависит множество других жизней и судеб.
В Индии отношение к бедности совсем не такое как в нашей культуре. Бедность вовсе не порок, не изъян, не проблема, не дефект. Это просто одна из форм существования, которая не лучше и не хуже других. Подобно тому, как кто-то живет в горах, кто-то в долине, - кто-то беден и кто-то богат.
При этом таких страшных калек и гниющих больных, такого чудовищного унижения нищетой и бесправия униженных, как в Индии я не видел нигде.